Юрченко Е.Ф. "Особенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта".
статья по теме
В статье расрываются осоьенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта. (Коррекционная школа VIII вида).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_istorich_predstavleniy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования исторических представлений у
учащихся с нарушением интеллекта
Учитель истории,
Почетный работник
общего образования РФ
Юрченко Е.Ф.
г.Москва
Процесс изучения истории учащимися общеобразовательных (коррекционных) школ начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлений о современных событиях и явлениях.
Знание отдельных фактов, характерное для учащихся с нарушением интеллекта, не позволяет говорить об усвоении ими истории. В процессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе.
Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости.
Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Для учителя специальной (коррекционной) школы всегда важен чёткий отбор необходимого, достаточного и доступного материала для усвоения исторических фактов учащимися с нарушением интеллекта.
Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов позволяет понять типичные факты (явления).
Основным критерием отбора фактов для урока истории в специальной (коррекционной) школе являются:
- Научная достоверность.
- Конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия.
- Возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности.
- Возрастные особенности учащихся.
Познание начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений:
а) о фактах прошлого;
б) об историческом времени;
в) об историческом пространстве.
Приёмы и средства формирования представлений о фактах прошлого
в специальной (коррекционной) школе.
Одной из важнейших задач обучения истории в специальной (коррекционной) школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества:
а) о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства);
б) о социально – политической жизни;
в) об исторических деятелях;
г) о событиях военной истории;
д) об историко – культурной жизни.
Восприятие учащимися специальной (коррекционной) школы характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, малой продуктивностью.
Представления их бедны из-за трудности установления связей между воспринимаемыми объектами и теми объектами, которые воспринимались раньше; претерпевают изменения, с трудом формируются представления на словесной основе.
Поэтому огромную роль играют наглядные образы. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста.
- Иллюстрация учебника.
- Аппликация.
- Учебные картины.
- ТСО.
- Живое слово учителя.
- Цифровой материал.
- Дополнительная литература.
- Экскурсии.
- Внеклассная работа.
Это основные пути, средства и приёмы формирования исторических представлений учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Особенности формирования историко – пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта.
Представление об историческом пространстве – это соотнесение определённых исторических событий с конкретным местом их совершения, т.е. локализация исторического события.
Локализация исторического события в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Работая с ними на уроке необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений.
К ним относятся:
- Значительное преуменьшение реальных расстояний.
- Затруднения при ориентировке в географических направлениях.
- Непонимание расположения объектов относительно друг друга.
- Восприятие разных по величине объектов, расположенных на различном расстоянии, одинаково, неправильно.
Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:
а) место, где происходит событие;
б) направленность действий;
в) дальновидность расположения объектов относительно друг друга;
г) условия местности, её особенности;
д) роль географической среды в жизни и деятельности людей Там, где возможно это определить).
Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, меловым рисунком на доске, аппликациями.
В формировании историко – пространственных представлений у учащихся школы VIII вида большая роль принадлежит исторической карте.
Используются приёмы работы с исторической картой:
- Приём «оживления» карты аппликациями, условными знаками;
- Приём комбинированной работы с несколькими картами;
- Определение по карте дальности расстояний.
- Приёмы работы с контурной картой.
Работа с исторической картой должна вестись систематически, на каждом уроке; при изучении и закреплении нового материала, при выполнении домашнего задания, на повторительно – обобщающем уроке.
Схема используется реже, чем карта, но работать с ней легче, т.к. схема отражает какой- либо единичный факт, масштабы её невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.
Обязательное условие применения схемы – её соотнесение с исторической картой.
Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности помогает обучающимся лучше понимать и усваивать исторический материал, развивает пространственную ориентировку.
Таким образом, для развития исторических представлений учащихся учитель использует разнообразные средства, приёмы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.
Литература:
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.
- Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П.Пузанов. М., 1986
- Опыт преподавания истории во вспомогательной школе: /Под редакцией М.И.Кузьмицкой. М., 1964.
4. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся IV классов. М., 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....
Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...
Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у учащихся с нарушением интеллекта во внеклассных занятиях
Вся система коррекционно-педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира.......
Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями....
Доклад по теме "Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта"
Изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального сод...
«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...