Статья на тему: "Адаптивная физкультура как профессия"
статья по теме
Рассказ о работе в обеобразовательном коррекционном учреждении 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_afk_kak_professiya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья
на тему:
«Адаптивная физкультура как профессия»
Автор-составитель:
Афанасьева Мария Вячеславовна
2014/15 уч.г
Осознаем и совершенствуем себя в профессии.
Проучившись в университете, получив знания и навыки, мы решили попробовать свои силы на практике. Работать по специальности. И вот после летнего отдыха, набравшись сил и хорошего настроения, настало время для выбора работы, а точнее школы в которой мы могли бы работать. Дарья Юрьевна ходила на практику и уже представляла, с какими детьми будет работать. Я проходила практику с детьми с ДЦП. Но все же выбор пал на специальную (коррекционную) общеобразовательную школу (VIII вида) № 565 Кировского района.
Дарья Юрьевна начала работать с первой четверти, а я со второй. Придя на педагогический совет (это первое знакомство со всеми работниками), сразу погружаешься в необычную атмосферу. Атмосферу учителей. Ведь когда-то мечтал им стать. Слушаешь напутственные слова директора на предстоящий учебный год, задачи которые нужно выполнить, выступления завучей по воспитательной и учебной работе. Записываешь, какие документы нужно сдать (обязательно срок сдачи). Становится страшно, как много надо выполнить. Хорошо, что в нашей школе молодому специалисту назначается наставник, который помогает, справится с написанием школьных документов. Нам достались отличные наставники, показывающие пример для подражания в поведении с учениками, введение документов, общение с коллегами и т.п.
В нашей школе есть подразделение на классы, «Особый ребенок»- буква «А» и дети с легкой умственной отсталостью - буква «Б». Первое впечатление от учеников у нас разное. Дарья Юрьевна преподает математику старшеклассникам 5б-11б класс и еще ведет классное руководство. Большее преобладание детей из детского дома. Большое внимание она уделяет дисциплине, поиску индивидуального подхода каждому ребенку.
Одна из главных задач уроков математики в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс (например, проверка по чеку соответствия оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчет полученной сдачи и сравнение с суммой сдачи по чеку и т.п.).
Основные задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;
- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;
- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;
- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с умеренной умственной отсталостью.
Я преподаю адаптивную физическую культуру с 1а-10а класс. В классе «Особый ребенок» дети очень сложные. Особое внимание требует индивидуальные особенности недисциплинированных детей. Принимать ребенка таким, какой он есть. Это порой очень не просто. Надо стараться мягко и незаметно (для ребенка) скорректировать имеющиеся «недостатки». Очень много внимания со стороны учителя требуют гиперактивные дети. Урок длится 35 минут. За это время нужно переодеть ребенка (если есть в классе воспитатель, то он помогает), построить, исправлять во время движения, следить за всеми, успокоить и вести урок. Кажется невозможным, но со временем ты привыкаешь, изучаешь детей, и дети адаптируются к предмету АФК.
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. При выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений. Особое место на уроках адаптивной физической культуры отводится коорекционно-развивающим играм. Различные физические упражнения, а также подвижные игры для коррекции нарушений и развития двигательных возможностей многократно повторяются, дети по ассоциативной памяти запоминают не только название, но и движение и могут выполнить его самостоятельно. Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере ребенка. Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег, обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития выносливости и т.п. [1,2]
В школе трудятся замечательные педагоги – профессионалы своего дела, творческие, доброжелательные открытые для общения люди, которые помогут тебе в любую минуту.
Кроме уроков, учителя физкультуры, два раза в неделю проводят подвижные перемены. Детям очень нравится это новшество. В этом небольшом празднике принимают участие не только дети, но и педагоги с воспитателями, а так же родители.
Понимание того, что ты учитель, приходит постепенно, день за днем. С каждым новым уроком, новым конспектом, с каждой новой встречей с детьми, ты постепенно осознаешь себя учителем.
Когда учишься в университете, кажется, что все известно и легко, но как только начинаешь работать с детьми, к тебе приходит понимание своей неправоты. Как же много нам предстоит еще узнать и изучить! Но дети не должны этого заметить. Вставая у доски перед классом, подписываешь договор с собой, что с этой минуты, ты будешь учиться еще усерднее, стараться, готовиться, узнавать, познавать…
Одним из самых необходимых элементов совершенствования себя в профессии, на наш взгляд является саморазвитие. Очень много времени отводится на изучение дополнительной литературы, применение изученного на практике, поиск методов и приемов обучения, адекватных конкретным ситуациям. Важной задачей стоит перед нами найти подход к каждому ребенку, его особенностям, способностям, возможностям.
В Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится много мероприятий для молодых специалистов. Мы посещаем занятия (тренинги) с психологами, семинары с опытными учителями, преподавателями. Узнаем свои возможности и опыт старших коллег. Так же сейчас создается электронный проект «Клуб молодых специалистов Кировского района», который состоит из сайта и онлайн-группы. Мы принимаем непосредственное участие в их разработке.?
Как уже упоминалось выше в статье наша школа, ГБС(К)ОУ №565 ведет проект «Школа молодого педагога». В его рамках проходят различные занятия и мероприятия с опытнейшими учителями нашей школы, наставниками.
Так, например, в прошлом учебном году мы участвовали в неделе молодых специалистов. Каждый молодой педагог (а у нас их 8) давал открытый урок. Как интересно и познавательно увидеть работу других, посмотреть на успехи своих коллег, увидеть детей не на своем уроке. После каждого показательного выступления мы подробно разбирали цели и задачи урока, что получилось, какие ошибки были допущены. Каждому из нас необходимо было выразить свое мнение об увиденном. Но самый ответственный момент, конечно же, был, когда наставала очередь твоего открытого урока. Огромная работа при подготовке, не один раз переписанный конспект, желание сделать урок необычным и в то же время соблюсти все правила методики. Мы считаем, такой опыт не заменим в жизни молодого педагога. Выступать публично не только, перед детьми, но и перед своими коллегами.
В конце этой недели мы собрались на круглый стол, где подвели итоги, попытались обобщить то, чего мы уже достигли, и где нам еще необходима помощь наставников.
Первые шаги нашего успеха можно проследить в конкурсах и олимпиадах.
Мы стараемся участвовать в различных педагогических конкурсах, очных и дистанционных. Так, молодой педагог Мария Вячеславовна, победила в конкурсе «» и заняла место. Соревнование подстегивает мотивацию стать лучше, чем ты был вчера, не засиживаться на одном месте и не превратиться в робота, механически дающего уроки.
Мне же выпала честь войти в состав общественного жюри конкурса «Педагогическая надежда» и «Учитель года Кировского района». Атмосфера этих мероприятий наполнена знаниями, яркими личностями педагогов, необычными идеями. Приятно видеть огонь в глазах учителей, когда они говорят о своей работе, и что еще более приятно, зажигаться от них и нести эту искру в свои уроки.
Ученики – это отражение учителя. И можно с уверенностью сказать, что педагог идет по правильному пути, когда его подопечные достигают результатов.
В 2013 году Специальный олимпийский комитет проводил соревнования по легкой атлетике. Ученики Марии Вячеславовны заняли II место по прыжкам в длину. А в этом учебном году в нашем городе проходил ежегодный спортивный фестиваль, в котором ребята завоевали кубки и получили призы.
Олимпиады и математические конкурсы мы можем осваивать только дистанционно. К сожалению, для детей в легкой степенью интеллектуального недоразвития нет очных мероприятий. Ребята с удовольствием выполняют тесты и задания, каждый по своим возможностям. Конечно, завоевать призовые места практически не удается, но для моих учеников важно осознавать, что они могут участвовать вместе с детьми из массовых школ.
Очень непросто подготовить детей к таким выступлениям, вселить в них уверенность в себе, добиться точных результатов. На олимпиадах и соревнованиях мы видим уровень сформированности того или иного навыка, умения. Для детей же это возможность показать себя, найти новых друзей, понять, что они не одни.
Еще одним этапом в развитии себя как педагога стала для нас аттестация. Это небольшой первый рубеж, который помог обобщить наши достижения.
Говорят, совершенству предела нет. Всегда можно искать что-то новое, открывать неизведанное. Наш мир меняется быстро, нужно суметь идти в ногу со временем, но не потерять накопленный поколениями опыт. И мы будем стремиться, расти, развиваться, чтобы носить это гордое звание – учитель.
[1] – Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура.- М., 2000.
[2] – Дмитриев А.А. Корреция двигательных нарушений у учащихся вспомомательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".
Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....
Статья "Понятие здоровья и физкультуры с разных точек зрения"
Обощающая научная статья о здоровье, понятия, историческая справка, необходимость движения....
Доклад на тему: "Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков".
Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....
Статья на тему адаптивная физкультура в школе
Адаптивная физкультура...
Статья.Общие основы лечебной физкультуры.
Занятие лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении, физических упражнений.В этих целях разработана методика проведения занятий ...
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Материал который поможет при лечении и профилактике заболеваний...
Презентация на тему: "Адаптивная физкультура и её роль в жизни человека"
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социально...