Наглядное моделирование в коррекционно – развивающем обучении
презентация к уроку на тему
семинар – практикум для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_micros.docx | 17.92 КБ |
naglyadnoe_model.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование в коррекционно – развивающем обучении
(семинар – практикум для педагогов)
Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно – развивающего обучения, широки.
Введение наглядных моделей в процессе обучения позволяют педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Игра «Исправь ошибку» (слайд 2, 3, 4,
Цель: развитие понимания логико – грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др) карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).
Инструкция: «Смотри и слушай внимательно»: «Рыба поймала мальчика». Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».
Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.
Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Игра «Вкусный сок» (слайд5)
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Материал: наглядная схема, изображающая стакан, вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты?»
Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает ребенку сказать какой сок он любит. Ребенок отвечает, используя схему.
Целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие ситуацию предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре «Кто из животных какую пользу приносит?») . в качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» сказуемого). При необходимости педагог помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.
На первых занятиях посвященных составлению простых предложений , дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются , как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум – трем , а затем и большему числу моделей.
Игра: «Кто, какую пользу приносит» (слайд 6, 7, 8)
Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнениям по заданной схеме.
Материал: наборное полотно с двумя карманами, предметные картинки.
Ход задания: Педагог показывает предметные картинки, расположенные в обеих карманах наборного полотна (в первом – с изображающими домашних животных и птиц, во втором – с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний, детей («курица - яйцо»).
Педагог стимулирует составление детьми предложений по составным схемам.
Примерные ответы детей: «Куры несут яйца».
В начале обучения составлению описательного рассказа предлагаемая педагогом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на высказывание основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, вкуса описываемых овощей и фруктов.
При затруднениях некоторых детей в процесс рассказывания педагог может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа. Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.
Игра «Опиши овощи и фрукты» (слайд 9,10)
Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составление описательного рассказа о предмете.
Материал: схемы описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус) выполнение действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки . Они помогут тебе правильно описать разные фрукты»
Ход задания: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе детям предлагается описать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается педагогом) На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и отвечать на вопросы по поводу результата действия.
Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сладкое, вкусное»
В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.
Задание «Составим рассказ вместе» (слайд 11)
Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.
Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика, лыжи, солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; санки; кораблик; сачок).
Инструкция «Давайте оставим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью педагога составляют начало рассказа)».
Задание «Составим рассказ по опорным картинкам» (слайд 12 )
Цель: формирования связного речевого высказывания по опорным картинкам.
Материал: опорные картинки (мальчик, окно, дуб, дуб осенью, зимой, весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).
Инструкция: «Послушайте мой рассказ» (рассказывает, используя опорные картинки).
Ход занятия: Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8 – 10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умением придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или по самостоятельно выбранной теме. А так же сочинению рассказа по замыслу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра "Исправь ошибку" Инструкция : "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась«.
Игра "Вкусный сок"
Игра "Кто, какую пользу приносит"
Игра "Опиши овощи и фрукты"
Игра "Угадай, какие это фрукты?"
Задание: "Составим рассказ вместе"
Задание: « Продолжи рассказ по опорным картинкам "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
Обобщение опыта "Коррекционно-развивающее обучение".
Обобщение опыта по коррекционной работе с учащимися на уроках математики....
Задачи коррекционно-развивающего обучения
Задачи коррекционно-развивающего обучения 1....
Программа коррекционно-развивающего обучения
Календарно-тематическое планирование по начальному курсу физической географии. 6 класс....
Моделирование урока развивающего обучения
Моделирование урока по стандартам второго поколения....
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр...