Программа коррекционно-развивающего обучения
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

 

Календарно-тематическое планирование  по начальному курсу физической географии. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающего обучения

Календарно-тематическое планирование  по начальному курсу физической географии. 6 класс.

Дата

Тема урока

часы

Практическая работа

Знать/уметь

Д\З

Введение

4

1

География-наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Знакомство с новым учебником.

Что изучает география

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

3

Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры предосторожности.

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. ХКК.

Экскурсия. Цель- выяснение запаса элементарных географических представлений; проверка знаний умений и навыков полученных в 1-5 классах.

Ориентирование на местности

5

5

Горизонт. Линия горизонта.

Зарисовка линии сторон горизонта.

Горизонт. Линия горизонта

6

Стороны горизонта.

Стороны горизонта их определение

7

Компас и правила пользования им.

Схематическая зарисовка компаса

Ориентироваться по компасу и местным признакам природы.

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия. Цель- закрепление понятия о горизонте и его основных направлений.

Горизонт/ ориентироваться по компасу и местным признакам природы

План и карта

9

9

Рисунок и план предмета.

10

Масштаб. измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе

Масштаб/измерять расстояния с помощью масштаба

11

План класса.

12

План школьного участка.

Вычерчивание простейших планов.

13

Условные  знаки плана местности

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана

14

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Упражнения в определении направлений на местности плане и карте.

Отличие плана то рисунка и географической карты. Масштаб его обозначение

15

Условные цвета физической карты.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и к/карте.

Условные цвета физической карты

16

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, и т.д..

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, и т.д..

17

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

18

Обобщение по теме «План и карта»

Формы поверхности Земли.

4

Основные формы поверхности Земли

19

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. ХКК

20

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

 Моделирование из сырого песка глины или пластилина равнины холма горы оврага вулкана.

21

Овраги, их образование.

Делать простейшие зарисовки

22

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Показ на физической карте России форм поверхности.

Схема вулкана в разрезе.

показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты.

Вода на земле.

10

Виды водоёмов их различия

23

Вода на земле

24

Родник его образование

25

Колодец. водопровод.

Зарисовка схемы колодца

Делать простейшие модели и макеты

26

Река её части.

Зарисовка схемы реки

27

Как люди используют реки.

28

Озёра, водохранилища пруды. Разведение рыб птиц

Зарисовка схемы озера

Делать простейшие зарисовки

29

Болота их осущение.

30

Океаны и моря. Явления природы ураганы штормы.

Показ на физической карте различных водоёмов

показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты.

31

Острова и полуострова.

Зарисовка схемы острова, полуострова

показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты.

32

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. ХКК

Моделирование пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Охрана воды от загрязнения.

Земной шар.

14

33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

34

Планеты.

35

Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Значение запусков в космос искусственных спутников земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов.

36

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Делать простейшие модели и макеты.

37

Физическая карта полушария.

38

Распределение воды и суши на Земле.

Распределение воды и суши на Земле.

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Оформление таблицы океанов. Обозначение на контурной карте океанов.

Океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий/ показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты.

40

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Оформление таблицы материков. Обозначение на контурной карте материков.

Материки, их расположение на глобусе и карте полушарий/ показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты.

41

Первые кругосветные путешествия.

Обозначение на контурной карте первых кругосветных путешествий.

Кругосветные путешествия доказывающие шарообраз0ность земли.

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Солнце как ближайшую к земле звезду и его значения для жизни на земле. Различия в нагревании и освещении земной поверхности солнцем.

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Основные типы климатов.

44

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий.

45

Природа тропического пояса.

46

Природа умеренных и полярных поясов.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Карта России.

20

47

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.

Путешествия (на карте) по нашей стране

Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

49

Морские границы. Океаны и моря омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Путешествия (на карте) по нашей стране

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

50

Моря Тихого и Атлантического океанов.

ХКК

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

51

Острова и полуострова России.

Путешествия (на карте) по нашей стране

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

52

Работа с контурными картами.

Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Обозначать объекты на контурной карте.

53

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

54

Работа с контурными картами.

Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Обозначать объекты на контурной карте.

55

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

Делать схематические зарисовки, модели.

57

Работа с контурными картами.

Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Обозначать объекты на контурной карте.

58

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

59

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

60

Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, ГЭС.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

61

Реки: Лена, Амур. ХКК

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

62

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.

63

Работа с контурными картами.

Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Обозначать объекты на контурной карте.

64

Наш край на карте России. ХКК

Экскурсия с целью: узнать о формах земной поверхностей и водоемах своей местности

65

Наш край на карте России. ХКК

66

Повторение начального курса физической географии.

67

Повторение начального курса физической географии.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

 Учащиеся должны уметь: выполнять задания в «Рабочей тетради» для 6 класса (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).


Пояснительная записка.

Программа коррекционно-развивающего обучения

Класс: 6    

В год: 66 часов

В неделю: 2 часа

Практических работ: 36

Экскурсий:  4

 Данный учащийся обучается в общеобразовательном  классе.

        Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.

Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире

        В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхностей и водоемах своей местности. С этой целью в 6 классе введены уроки (№ 31, 64), которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях по ближайшим окрестностям. В данной программе тема «Наш край» отдельно не выделена. Уроки по этой теме выделены в каждом разделе и выделены ХКК (Хабаровский краевой компонент).  На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических аспектов. Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и повышению интереса к изучаемому предмету.

        Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетах, явлениях природы на Земле тесно связан с географией, но не является её органичной частью. Это дало основание выделить его в программе в самостоятельный раздел.

Учебно-методический комплекс:

1. Т. М. Лифанова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 5-9 класс.

 Москва «Просвещение». 2010.

2.Учебник. Т.М.Лифанова Физическая география 6 класс. Москва: «Просвещение» 2008 г.

3. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Москва: «Просвещение» 2008 г

Основные подходы к организации учебного процесса

2.1. Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3. Индивидуальный подход.

2.4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями.

2.5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

2.6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

2.7. Использование многократных указаний, упражнений.

2.8. Проявление большого такта со стороны учителя

2.9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

2.10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

2.11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут.

Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В процессе коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающего обучения "Познание мира через чувства и движение" (Развитие психомоторных функций и сенсорных прцессов у младших школьников)

АктуальностьОдной из задач нашего общества является совершенствование системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.     Младший школьный ...

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)

Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по французскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы

Программа выполняет информативную, планирующую, регулятивную и контролирующую функции.Основная цель данной программы-показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием и планируемыми рез...

Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"

Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по технологии для учащихся 6 класса

Программа составлена на основе программ:Общеобразовательной: «Примерная программа», Москва «Просвещение», 2011г. и авторской программы  «Технология. Трудовое обучение» 5-9 классы  В.Д. Симон...