Программа коррекционно-развивающего обучения
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по начальному курсу физической географии. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающего обучения
Календарно-тематическое планирование по начальному курсу физической географии. 6 класс.
Дата | № | Тема урока | часы | Практическая работа | Знать/уметь | Д\З |
Введение | 4 | |||||
1 | География-наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | Знакомство с новым учебником. | Что изучает география | |||
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. | Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. | ||||
3 | Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры предосторожности. | |||||
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. ХКК. | Экскурсия. Цель- выяснение запаса элементарных географических представлений; проверка знаний умений и навыков полученных в 1-5 классах. | ||||
Ориентирование на местности | 5 | |||||
5 | Горизонт. Линия горизонта. | Зарисовка линии сторон горизонта. | Горизонт. Линия горизонта | |||
6 | Стороны горизонта. | Стороны горизонта их определение | ||||
7 | Компас и правила пользования им. | Схематическая зарисовка компаса | Ориентироваться по компасу и местным признакам природы. | |||
8 | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. | Экскурсия. Цель- закрепление понятия о горизонте и его основных направлений. | Горизонт/ ориентироваться по компасу и местным признакам природы | |||
План и карта | 9 | |||||
9 | Рисунок и план предмета. | |||||
10 | Масштаб. измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. | Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе | Масштаб/измерять расстояния с помощью масштаба | |||
11 | План класса. | |||||
12 | План школьного участка. | Вычерчивание простейших планов. | ||||
13 | Условные знаки плана местности | Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана | ||||
14 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | Упражнения в определении направлений на местности плане и карте. | Отличие плана то рисунка и географической карты. Масштаб его обозначение | |||
15 | Условные цвета физической карты. | Упражнения в умении обозначать направления на плане и к/карте. | Условные цвета физической карты | |||
16 | Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, и т.д.. | Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков карты. | Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, и т.д.. | |||
17 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | |||||
18 | Обобщение по теме «План и карта» | |||||
Формы поверхности Земли. | 4 | Основные формы поверхности Земли | ||||
19 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. ХКК | |||||
20 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. | Моделирование из сырого песка глины или пластилина равнины холма горы оврага вулкана. | ||||
21 | Овраги, их образование. | Делать простейшие зарисовки | ||||
22 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | Показ на физической карте России форм поверхности. Схема вулкана в разрезе. | показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты. | |||
Вода на земле. | 10 | Виды водоёмов их различия | ||||
23 | Вода на земле | |||||
24 | Родник его образование | |||||
25 | Колодец. водопровод. | Зарисовка схемы колодца | Делать простейшие модели и макеты | |||
26 | Река её части. | Зарисовка схемы реки | ||||
27 | Как люди используют реки. | |||||
28 | Озёра, водохранилища пруды. Разведение рыб птиц | Зарисовка схемы озера | Делать простейшие зарисовки | |||
29 | Болота их осущение. | |||||
30 | Океаны и моря. Явления природы ураганы штормы. | Показ на физической карте различных водоёмов | показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты. | |||
31 | Острова и полуострова. | Зарисовка схемы острова, полуострова | показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты. | |||
32 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. ХКК | Моделирование пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. | Охрана воды от загрязнения. | |||
Земной шар. | 14 | |||||
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | |||||
34 | Планеты. | |||||
35 | Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати. | Значение запусков в космос искусственных спутников земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов. | |||
36 | Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. | Делать простейшие модели и макеты. | |||
37 | Физическая карта полушария. | |||||
38 | Распределение воды и суши на Земле. | Распределение воды и суши на Земле. | ||||
39 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | Оформление таблицы океанов. Обозначение на контурной карте океанов. | Океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий/ показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты. | |||
40 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. | Оформление таблицы материков. Обозначение на контурной карте материков. | Материки, их расположение на глобусе и карте полушарий/ показывать на карте объекты, обозначать их на контурные карты. | |||
41 | Первые кругосветные путешествия. | Обозначение на контурной карте первых кругосветных путешествий. | Кругосветные путешествия доказывающие шарообраз0ность земли. | |||
42 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. | Солнце как ближайшую к земле звезду и его значения для жизни на земле. Различия в нагревании и освещении земной поверхности солнцем. | |||
43 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. | Основные типы климатов. | |||
44 | Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. | Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий. | |||
45 | Природа тропического пояса. | |||||
46 | Природа умеренных и полярных поясов. | «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. | ||||
Карта России. | 20 | |||||
47 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва. | Путешествия (на карте) по нашей стране | Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий. | |||
48 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | |||
49 | Морские границы. Океаны и моря омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | Путешествия (на карте) по нашей стране | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | |||
50 | Моря Тихого и Атлантического океанов. ХКК | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
51 | Острова и полуострова России. | Путешествия (на карте) по нашей стране | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | |||
52 | Работа с контурными картами. | Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | Обозначать объекты на контурной карте. | |||
53 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | |||||
54 | Работа с контурными картами. | Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | Обозначать объекты на контурной карте. | |||
55 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
56 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). | Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения. | Делать схематические зарисовки, модели. | |||
57 | Работа с контурными картами. | Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | Обозначать объекты на контурной карте. | |||
58 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
59 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
60 | Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, ГЭС. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
61 | Реки: Лена, Амур. ХКК | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
62 | Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. | Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. | ||||
63 | Работа с контурными картами. | Нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | Обозначать объекты на контурной карте. | |||
64 | Наш край на карте России. ХКК | Экскурсия с целью: узнать о формах земной поверхностей и водоемах своей местности | ||||
65 | Наш край на карте России. ХКК | |||||
66 | Повторение начального курса физической географии. | |||||
67 | Повторение начального курса физической географии. | Путешествия (на карте) по нашей стране. |
Учащиеся должны уметь: выполнять задания в «Рабочей тетради» для 6 класса (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
Пояснительная записка.
Программа коррекционно-развивающего обучения
Класс: 6
В год: 66 часов
В неделю: 2 часа
Практических работ: 36
Экскурсий: 4
Данный учащийся обучается в общеобразовательном классе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Цель: расширить представления учащихся об окружающем мире
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхностей и водоемах своей местности. С этой целью в 6 классе введены уроки (№ 31, 64), которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях по ближайшим окрестностям. В данной программе тема «Наш край» отдельно не выделена. Уроки по этой теме выделены в каждом разделе и выделены ХКК (Хабаровский краевой компонент). На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических аспектов. Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и повышению интереса к изучаемому предмету.
Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетах, явлениях природы на Земле тесно связан с географией, но не является её органичной частью. Это дало основание выделить его в программе в самостоятельный раздел.
Учебно-методический комплекс:
1. Т. М. Лифанова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 5-9 класс.
Москва «Просвещение». 2010.
2.Учебник. Т.М.Лифанова Физическая география 6 класс. Москва: «Просвещение» 2008 г.
3. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Москва: «Просвещение» 2008 г
Основные подходы к организации учебного процесса
2.1. Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Индивидуальный подход.
2.4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями.
2.5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
2.6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
2.7. Использование многократных указаний, упражнений.
2.8. Проявление большого такта со стороны учителя
2.9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;
2.10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
2.11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут.
Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.
Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В процессе коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающего обучения "Познание мира через чувства и движение" (Развитие психомоторных функций и сенсорных прцессов у младших школьников)
АктуальностьОдной из задач нашего общества является совершенствование системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Младший школьный ...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)
Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по французскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы
Программа выполняет информативную, планирующую, регулятивную и контролирующую функции.Основная цель данной программы-показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием и планируемыми рез...
Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"
Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего обучения по технологии для учащихся 6 класса
Программа составлена на основе программ:Общеобразовательной: «Примерная программа», Москва «Просвещение», 2011г. и авторской программы «Технология. Трудовое обучение» 5-9 классы В.Д. Симон...