Иновационные формы
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Г.В.Дудник
ОГБУСО « Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», г. Братск
Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Цель – подбор и апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов.
Задачи, при реализации которых будет решена цель:
- Изучить современные формы и методы, использующиеся в работе педагогического коллектива;
- Выбрать и апробировать современные формы и методы для успешной профессиональной компетентности педагогов;
- Разработать инновационные формы и методы для успешной профессиональной компетентности педагогов;
- Разработать методы развития у педагогов рефлексии собственных приемов работы;
- Проанализировать результаты;
- Подготовить материал к дальнейшему использованию.
Задачу старшего воспитателя детского дома я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.
Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых я применяю следующие:
- проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);
- семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);
- деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);
- групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мною в детском доме, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и методы в работе с педагогами.
В связи с этим, веду активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Подобранные мною формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.
На первом этапе я провожу мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцирую педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого соответствующие формы методической работы:
- Индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультации старшего воспитателя, педагога- психолога.
- Самообразование.
- Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.
- аттестация;
-выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы.
- проблемные консультации;
- творческие группы;
- «Школа молодого педагога»;
- психолого-педагогический практикум;
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- творческие мастерские;
- методические объединения специалистов;
- модельные занятия.
- Педагогические советы.
- Психолого-педагогические семинары.
- Педагогические часы.
- Консультации.
- Аукционы знаний, методических находок и идей.
- Смотры-конкурсы
- «Круглый стол».
- Открытые занятия.
- Конкурс методических находок.
- Школа передового опыта
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, я выделила три уровня педагогического мастерства:
- низкий (интуитивный),
- средний (поисковый),
- высокий (мастерский).
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя я разработала индивидуальные варианты методической работы.
Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня я ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, участие в беседах за «круглым столом», на консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов детского дома. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся выставки дидактических игр и пособий, изготовленных педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.
Методическую работу с воспитателями высокого уровня я строю на принципах стимулирования их творчества.
Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы детского дома через активное участие педагогов в работе клуба передового опыта, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.
В результате создаётся модель деятельности педагогов - наваторов, совершенствуется их мастерство.
Я предлагаю следующую последовательность этапов методической работы:
Этапы и формы методической работы
1. Теоретический (осмысление передовых систем)
- Теоретический семинар
- Проблемный семинар «Ребенок входит в мир социальных отношений»,
- Семинар-практикум «Город правовых знаний».
- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Требования к составлению рабочей программы».
- Аукцион педагогических знаний
2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)
- Клуб творческих встреч «Диалог».
- Психолого-педагогический семинар «Воспитатель. Кто вы?» (7 педагогических позиций).
- Психологический тренинг «Разрешение конфликтных ситуаций»
- Организационно - деятельностные игры («Аквариум» и др.).
- Методические недели.
- Семинар
3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)
- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».
- Взаимопосещения.
- Творческие отчеты
-Семинар
- Беседа за «круглым столом»
-Эстафета передового опыта «Педагогический сундучок».
- Конкурс педагогического мастерства «Лучший воспитатель года».
- Заседания педсоветов
В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков я использую такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Инновационные подходы к управлению методической работой я связываю с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждена, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.
Литература
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004.
- Внутришкольное управление: теория и опыты педагогических и управленческих инноваций / Под редакцией Н.В. Горбуновой. – М., 2003.
- Журавлева А.Л. Психология совместной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 2005
- Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. – М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
- Урмина И.А., Данилина Т.А. – Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иновационный урок английского языка «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художник, просветитель»
Урок английского языка для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием современных инновационных образовательных технологийТема: «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художн...
Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений
В данной работе рассказывается о методах внедрения и развития здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях....
Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений
Внедрение здоровьесберегающих технологий в школе....
Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений
Развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий в школе....
Слияние традиционных и иновационных методов преподавания физики
Цель образования в современном обществе – развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка ...
Использование иновационных технологий в преподавании технических дисциплин
Неверное размещение светильников в помещении может привести к недостаточному или неправильному освещению рабочих мест и всей рабочей зоны, вызовет преждевременное утомление человека и может быть причи...