Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений
методическая разработка по теме

Развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nekotoryh_aspektah_po_sozdaniyu.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПО СОЗДАНИЮ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

И. Ж. Перфильева

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

А. Н. Перфильев

ОГОУ «ЦЛПДО»

Д. В. Овчинников [1]

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Жизненно необходимым условием для развития личности школьника становятся инновационные педагогические подход, позволяющие обучать любого школьника в зоне его ближайшего развития соответственно его психолого-физиологическим особенностям. В ряду таких инновационных педагогических подходов следует назвать моделирование образовательной среды, обеспечивающей достижение запланированного результата: создание условий для формирования здоровых социально активных людей, стремящихся творчески изменить среду обитания в соответствии с теми ценностями ориентирами, которые они усвоили в своей образовательной среде.

Согласно результатам опроса учащихся, здоровье – это внимание, забота, отсутствие подозрительности, отказ от средств внутренней защиты, гармония с самим собой, ответственность, доверие, способность любить, жизнерадостность.

При этом нельзя забывать, что:

- здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата, в ученических коллективах, в семье, от психологической культуры педагогического коллектива школы;

- здоровьесберегающая среда является частью здорового психологического климата и имеет свои специфические особенности для каждого этапа возрастного развития; среда определяется типом ведущей деятельности, в ней всегда должны быть представлены два аспекта – предметный и межличностный (общение);

- показателями эффективности здоровьесберегающей среды является полноценное развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность;

- здоровьесберегающая среда складывается во взаимодействии инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных образовательных средств и т.д., а самое главное – требует нового качества взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами;

- сотрудничество всех структур (педагогических, психологических, медицинских) способствует решению задачи создания здоровьесберегающей среды школы;

- наличие у учителя знаний о физиологических и психологических особенностях учащихся в разных возрастных периодах школьного детства, патогенных факторах этих знаний есть непременное условие педагогического сопровождения развития здорового ребенка.

В разработке и внедрении здоровьесберегающей среды должен участвовать весь педагогический коллектив. Функции:

Директор – обеспечивает реализацию программы, организуя, координируя и контролируя работу административного аппарата школы.

Заместители директора по УВР и методисты:

- разрабатывают совместно с психологической службой школы программно-методическое обеспечение по созданию безопасного для здоровья учащихся пространства школы;

- определяют приоритетные направления просветительской работы среди педагогов и родителей;

- организуют теоретические и практические семинары по проблемам формирования и сохранения здоровьесберегающей среды;

- координируют действия педагогов по разработке индивидуальных курсов для определённой группы учащихся (одарённых учащихся);

- участвуют в корректировке деятельности по здоровьесбережению;

- разрабатывают и апробируют новые технологии здоровьесбережения;

- корректируют программу «Здоровьесберегающая среда школы»;

- определяют критерии эффективности реализации программы «Здоровьесберегающая среда школы»;

- контролируют работу учителей по реализации работы с одаренными детьми согласно курируемым направлениям организации работы школы;

- организуют исследовательскую работу различных служб школы;

- участвуют в привлечении и пропаганде здорового образа жизни специалистов различных профилей;

- анализируют и систематизируют опыт работы педагогов школы по созданию здоровьесберегающей среды.

Учителя-предметники:

- изучают психологические особенности учащихся;

- разрабатывают траекторию индивидуального развития учащихся, исходя из знаний психологических особенностей ребёнка;

- разрабатывают индивидуальные программы курсов для работы учащимися школы, в том числе и одарёнными;

- апробируют новые технологии и разрабатывают собственные методические материалы по созданию здоровьесберегающей среды;

- организуют индивидуальные занятия с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем;

- подготавливают и проводят психолого-педагогические консилиумы;

- осуществляют мониторинг качества образовательной среды в классах;

- проводят творческие отчёты по направлениям своей работы по реализации Программы «Здоровьесберегающая среда»;

- привлекают учащихся школы к исследовательской работе в рамках НОУ в целях пропаганды здорового образа жизни, спортивных мероприятиях.

Учителя физической культуры:

- формирование интереса к занятиям спортом;

- прогулки в ГПД;

- подвижные игры на переменах;

- игровые уголки в ГПД;

- привлечение к занятиям в спортивных секциях (волейбол, мини-футбол и др.);

- динамические паузы на уроках (особенно в школе 1-й ступени).

Сферное структурирование воспитательного пространства школы позволяет нам говорить в первую очередь не об отдельных мероприятиях, направленных на сохранение отдельных параметров здоровья учеников, а о создании здоровьесберегающей образовательной среды школы.

По итогам каждой четверти у каждого ученика высчитывается индивидуальный рейтинг, который с помощью индивидуального для класса коэффициента определяется степень соответствия реальных интеллектуальных возможностей ребёнка с его реальными достижениями. Такой подход помогает предотвратить завышение требований родителей к своим детям в области интеллектуальных достижений, снять напряжённость во взаимоотношениях между учениками и их родителями; обеспечить ресурсный подход к сохранению здоровья; научить основам здорового образа жизни; использовать возможности учебных дисциплин.

Огромное значение в формировании знаний школьника о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежат естественно-научным дисциплинам. Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды. Учащиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду; способами их нейтрализации; получают основы экологического мировоззрения, предполагающего гуманное отношение к окружающей природе. Свои теоретические знания ученики дополняют практическими исследованиями в рамках работы в НОУ. Результаты исследований докладываются на ежегодно проводящихся научно-практических конференциях учащихся.

Л и т е р а т у р а:

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.21–28.

Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.29–34.

Разумов А. Н., Пономаренко В. А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996.

Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении / Сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. – М., 2010.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.


[1] Перфильева И. Ж., Пефильев А. Н., Овчинников Д. В., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

В статье описан один из способов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении....

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Актуальные подходы в вопросах здоровьесбеерегающей и иновационной деятельности образовательных учреждений

В данной работе рассказывается о методах внедрения  и развития здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях....

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...