Что такое коммуникативная компетентность?
статья на тему
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ponimaetsya_pod_kommunikativnoy_kompetentnostyu.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Что понимается под коммуникативной компетентностью?
Прежде всего - это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы.
- Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.
- Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения (свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что человек осознает:
- собственные потребности и ценностные ориентации;
- свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений;
- готовность воспринимать новое во внешней среде;
- свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;
- свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Составляющие коммуникативной компетентности личности:
- знание норм и правил общения,
- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,
- понимание невербального языка общения,
- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,
- умение убеждать собеседника,
- способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,
- выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,
- способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Коммуникативная компетентность включает общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.
Современное общество требует способности грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.
Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.). Это проявляется в стремлении вступать в диалог, обращаться к другому с вопросами, суждениями, высказываниями, в умении представления себя, заполнения анкет, ведения диалога (письменного и устного), дискуссии, способности задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на заданный вопрос, находить вербальные и невербальные средства формирования и формулирования мысли и т.д.
К целям и задачам в области формирования коммуникативных компетентностей у моих учащихся можно отнести:
- учить умению логично и связно построить речевое высказывание;
- учить умению выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
- расширять кругозор, пополнять словарный запас;
- учить умению выражать мысль своими словами;
- учить умению слушать своих одноклассников, считаться с мнением других людей;
- учить умению работать в группе;
- воспитывать толерантность;
- учить умению представлять результаты своего труда разными способами, применять на практике умения, навыки, способы деятельности.
Формы речевой коммуникации:
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступление с подготовленной заранее речью | Беседа учителя и ученика |
Выступление с неподготовленной речью | Беседа в парах |
Рассказ | Беседа в группах |
Пересказ | Дискуссия |
Сообщение | Дебаты |
Доклад | Переговоры |
Умение задавать вопросы | Ответы на вопросы |
Умение отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументация | Театрализация |
Ассоциация | Блиц - турнир |
Критика | Учебный ринг |
Доказательство и опровержение | Открытый микрофон |
Защита своего мнения | Защита проекта |
Коммуникативные компетентности формирую:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально-коммуникативных умений;
- посредством личностно ориентированного подхода;
- через коррекцию речевых дефектов.
Это может быть выражено в следующей таблице:
Прикладной аспект учебной коммуникации | Исследовательский аспект учебной коммуникации | Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации | Личностно-ориентированный (коррекционный) аспект учебной коммуникации |
1. Прикладные знания по предмету (факты, знания, понятия и их определения, даты и т. д.). 2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология). 3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств. 4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы). | 1. Умение не только отвечать на вопрос, но и ставить его. Видеть, формулировать проблему. 2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3.Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. 4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять изучаемый материал. | 1. Развитие умения слушать. 2. Развитие умения участвовать в беседе. 3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать. 4. Развитие умения дискутировать и презентовать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения. | 1. Формирование навыков общения. 2. Коррекция психоречевых дефектов. 3. Преодоление неуверенности и неверия в собственные силы. 4. Формирование учебной мотивации. 5. Формирование вовлеченности в общее дело. Умение работать в группе. 6. Формирование доверия к другим и к себе. 7. Развитие творчества. 8. Повышение интереса. 9. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна
laquo;Инновационный подход! Занятия английским языком по коммуникативной методике» — такими заголовками блещет реклама различных языковых онлайн-школ и курсов. Некоторые из них преп...