Конспект урока истории в 7 классе по теме: «Былины – источник знаний о Киевской Руси»
план-конспект урока (7 класс) на тему
Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Былины - источник знаний о Киевской Руси".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenina_i.a_konkursnyy_urok.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 60 VIII вида»
Конспект урока истории
в 7 классе по теме:
«Былины – источник знаний о Киевской Руси»
Учебно-методический комплекс: Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина
История России:учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Выполнила:
Зеленина Ирина Александровна
учитель истории, I квалификационной категории,
педагогический стаж – 19 лет
Тема. Былины – источник знаний о Киевской Руси
Цель. Показать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси.
Образовательные:
- Разъяснить, что такое былина;
- С помощью былин показать жизнь в Киевской Руси.
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.
Коррекционно- развивающие:
- Совершенствование навыков умения работы с источниками информации
- Расширение словарного запаса, устной речи
- Совершенствование целенаправленного, произвольного внимания.
- Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории нашей Родины
Тип урока.
Сообщение новых знаний.
Основные знания
Былины – источник знаний о Киевской Руси
Основные термины и понятия
Былины, богатыри
Оборудование.
Мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентации: "Пролог", "Былины", "Конец", аудиозапись былины «Вольга и Микула Селянинович», фрагмент мультфильма «Илья Муромец и Соловей –Разбойник», листы с материалами урока для каждого ученика, карточки – задания для групповой работы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я хочу вас всех сегодня пригласить в путешествие.
-Ребята, Но мне очень необходима ваша помощь! Помогите, мне, пожалуйста, расшифровать ключевое слово нашего урока. Посмотрите на доску. Вам необходимо, расставить цифры в порядке возрастания и перевернуть их, там спрятаны буквы. Если вы правильно справитесь с заданием, из перевернутых цифр получится ключевое слово нашего урока.
(учащиеся выполняют задание у доски 1- 2 мин)
Получилось слово – Былины. ( Молодцы)
Объявление темы: Сегодня тема нашего урока.
«Былины – источник знаний о Киевской Руси»
Запись на доске. ( показ книги с былинами).
Именно былины, помогут нам сегодня совершить путешествие в прошлое на машине времени.
Цель нашего путешествия – узнать из былин о жизни наших предков в Киевской Руси.
Я очень хочу, чтобы вы мне помогали, внимательно слушали и смотрели, запоминали, отвечали на вопросы, выполняли задания. А в награду вы будете получать за правильные ответы жетоны (богатырей). И так в путь.
Звучит фонограмма со словами:
-Ой вы, гой еси, люди добрые,
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь-ка, люди добрые
Не в дорожку- путинку ближнюю,
А в далекое путешествие,
Необычное, непривычное.
Да не за сто верст,
Не за тысячу, а за тысячу лет против времени.
Компьютерная презентация (Приложение №1 « Пролог»)
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Итак, мы с вами попали в прошлое в 9-10 век. Узнать о жизни наших предков в это время нам помогут былины. Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания, о каком – либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем рассказ- былину.
Вопрос к уч-ся: А, вы, знаете, что такое былина?
( За правильные ответы выдается жетон). Объяснение значения слова «былина».
( на доске карточка, уч-ся читают определение).
Былины – это песни – рассказы о подвигах богатырей, основанных на реальных событиях.
Совершенно верно. Былины получили своё название от слова « быль», « было», то есть рассказывается в них, о том, что происходило на самом деле.
Былину в старину рассказывал один человек- седовласый старец -сказитель, сопровождая рассказ игрой на музыкальном инструменте – гуслях.
(Приложение №2 "Былины" презентация слайд 1).
Исполнялась былина плавно на распев. Долгие годы, целые века передавались былины от человека к человеку, из уст в уста.
Былины являются устным историческим источником, который позволяет нам узнать о прошлом.
-О чем рассказывалось в былинах? Ответ на этот вопрос нам поможет дать наш письменный источник – « Книга знаний – учебник».
Работа с текстом учебника. Выборочное чтение.
Откройте его на стр. 133. Прочитайте 1 абзац , стр 134 - 2 и 4 абзац. Чтение по цепочке.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги. А вы знаете, какие народы нападали на Русь? (печенеги, хазары и половцы).
Кто является главными героями былин? Богатыри.
А, кто такие богатыри?
(Слайд 2) Богатыри - воины, наделенные невиданной силой, борются с врагами родной земли. Они защитники земли русской.
Демонстрация картины В.В. Васнецова «Три богатыря» (Слайд 3).
Посмотрите на эту картину. Назовите имена богатырей. (ответы уч-ся)
Да, вы правы. Этих трёх богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все они смелые, сильные, храбрые, умные. Они зорко смотрят вдаль и стерегут границы Руси. Готовы в любой момент вступить в битву с врагами.
-Ребята, а как вы думаете, какими качествами должны обладать богатыри?
( ответы уч-ся). Силой, мужеством, смелостью, смекалкой, трудолюбием.
А, сейчас необходимо выполнить задание.
Задание 1. Зачеркни лишнее слово: ( слайд 4)
Богатырь – это силач, лентяй, воин, защитник. ( задание выполняется на листах приложение 6).
А, как вы думаете, среди вас есть богатыри? Вот мы и сейчас, посмотрим.
Физкультминутка. ( Приложение №3 музыка «Богатырская сила»)
- Распрямили плечи, показали силушку, свою зоркость, повернулись влево, вправо и померились друг с другой силой на руках. Отдохнули мы на славу. А теперь пора и за работу браться.
- Ребята, а какие былины вы знаете? ( Ответы уч-ся).
А сейчас, я вам предлагаю погрузиться в былины. Ваша задача будет: узнать как можно больше информации о жизни людей во времена Киевской Руси.
Я предлагаю внимательно послушать отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович» . Обратить внимание на то, куда отправился богатырь Вольга? С кем? С какой целью?
( Приложение №4 фонограмма былины « Вольга и Микула Селянинович»).
Беседа по наводящим вопросам:
Куда отправился богатырь Вольга? С кем?
Из этого отрывка мы получили информацию о том, что во времена Киевской Руси богатыри с дружиной не только защищали русские земли, но и помогали князю собирать дань с русских городов .
А теперь возьми листки, которые лежат перед вами и прочитайте отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович». Один ученик читает, а другие слушают. (Презентация слайд 5)
Молодой богатырь Вольга собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря- богатыря Микулу Селяниновича: тот посвистывает, а его соха поскрипывает.
Задание 2. Найдите и прочитайте слова, которые указывают на то, чем занимались жители Руси, какие орудие труда были у крестьянина?
Делается вывод: Из былины мы узнали о главном занятии крестьян – земледелии.
Соха – орудие труда для вспашки земли того времени. Мы ещё узнали о том, что богатыри, не только воюют, но и землю пашут.
А, сейчас, ребята, посмотрите отрывок из былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник» и обратите свое внимание на постройки и укрепления древнего города, на одежду местных жителей, доспехи, оружие. (Приложение №5 фрагмент мультфильма« Илья Муромец и Соловей Разбойник»).
Ответьте на вопросы:
- Как звали богатыря? Из какого города он был родом ?
-Какой город защищал?
- Как был укреплен город?
- Какие были постройки?
- Кто напал на город?
- Чем был вооружен богатырь? (учащиеся дают ответы).
Кратко проговорив изученный материал, делается вывод:
Былины – являются источником знаний о Киевской Руси. В них мы узнаем не только о подвигах, сражениях, но и о жизни людей в те времена.
Закрепление нового материала.
Задание 3. Соотнесите правильно имя богатыря и его занятие (соедините стрелочками) (Презентация слайд 6)
Илья Муромец нелегкий крестьянский труд –
земледелие
Микула Селянинович защита русского народа от врагов
Время нашего путешествия заканчивается, пора подводить итог, что мы с вами узнали во время нашего путешествия. Для этого выполним задание.
Задание 4 . Продолжите предложения (задание выполняется у доски)
Былины - это ________(сказки, песни- рассказы, основанные на реальных событиях)
Главное действующее лицо в былинах- ______________( богатырь, купец).
Из былины можно узнать ______________________(о подвигах, сражениях русских богатырей, о жизни людей в прошлом.
Сейчас мы возвращаемся обратно в 21 век. ( Приложение №6 презентация конец).
Подводится общий итог урока.
Я вас всех благодарю за работу. Мне очень понравилось с вами путешествовать. А понравилось ли вам путешествие ? Какую новую информацию вы для себя узнали ? Подсчитывается количество жетонов богатырей. Объявляются и комментируются оценки
Молодцы вы собрали целую дружину русских богатырей. Теперь нам ни один враг не страшен.
Домашнее задание.
Прочитать текста учебника стр. 136-137, сделать рисунок богатыря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"
урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Былины - источник знаний о Киевской Руси.
1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощ...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...
Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.
Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".
Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс....
Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...