Былины - источник знаний о Киевской Руси.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Егина Вера Федоровна

1.    Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.

2.    Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.

3.    Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).

4.    Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Цели:

  1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.
  2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощью былины показать жизнь в Киевской Руси.
  3. Развивать умения приводить в качестве доказательств сведения из текста былины; связано и развернуто излагать факты на основе источников (былины).
  4. Воспитывать уважение к людям труда, разъяснить важность формирования трудолюбия, привлекать учащихся к самооценке своих знаний.

Основные знания.

Былины – источник знаний о Киевской Руси. Основные термины и понятия: Былины, побратим.

Оборудование и материалы:

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинович», картина Васнецова «Три богатыря».

Тип урока: Комбинированный.


  1. Организационный момент.

Мы изучаем большую тему «Киевская Русь». Узнаем когда образовалось первое славянское княжество Русь, как защищали свои земли и укрепляли свои границы, узнали много о династии Рюриковичей (первых князей).

1. Аукцион имен.

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.

2. Олег                                IX век                                IX - Рюрик

4. Ольга                                912 г. закончил                        912 г. - Олег

3. Игорь                                972 г. погиб                        945 г. - Игорь

1. Рюрик                                945 г. погиб                        950 г. - Ольга

6. Владимир                        950 г. сер.Х                                972 г. - Святослав

5. Святослав                        988 г. крещ.                        988 г. - Владимир

2.

1. – Кто из князей объединил славянские племена?

(Варяжский князь Рюрик объединил восточных славян в первое славянское княжество – Русь. Княжество стали называться русской землей. Столицей стал город Новгород, главный город на Руси.

2. – Кто из князей выполнил главную свою задачу, объединил новгородские и киевские земли? (Олег хитростью захватил Киев, объединил новгородские и киевские земли. Центром Руси стал, город Киев «Мать городов русских». 879 г.

3. Догадайтесь, кому принадлежат слова: «Хочу мстить за мужа своего». Как отомстила княгиня Ольга за мужа своего, (стр. 144).

4. Кто из князей посылал врагу послания «Иду на вас». (Сын Игоря и Ольги, Святослав был сильным, мужественным. В битвах всегда одерживал победы. Когда князь шел в бой, то посылал врагам весть «Иду на вас».

5. Из чего черепа печенежский хан, приказал сделать чашу для вина, окованную золотом? Подчеркните правильный ответ: Игорь, Святослав, Олег. Святослав с дружиной возвращался на ладьях по реке Днепр из Византии. Они устали, от битв и сражений. Напали печенеги, погиб Святослав и дружинники. По приданию, князь печенегов велел из черепа Святослава сделать чашу для вина. Ее оковали золотом и на пирах он пил из нее в знак победы над русскими воинами).

6. Кого из князей в народе прозвали «Красное солнышко»? Назвать задачи которые были главными для князя:

  1. Защищать Русь от нападения врагов.
  2. Упорядочить сбор дани – полюдье.
  3. Он сумел организовать оборону страны и объединить все русские земли под своей властью.
  • Русь была укреплена: построили города – крепости, установили охрану границ страны. Но управлять такой страной, было сложно.

1) - Кто помогал Владимиру справляться с этой задачей. (Дружина). Индивидуальное задание.

Исторический диктант.

Вставить пропущенные буквы.

Главным членом в Древней Руси был к...в. У него в подчинении была д        

на – это вооруженные люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

2) индивидуальное задание.

  • С какими народами воевала Русь в X веке, защищая свои земли?

Венгры, хазары, печенеги, половцы, варяги, монголы.

  1. Повторение домашнее задания

Уч-ль: - Много сделал Вл. Красное солнышко для Руси, но возникали противоречия, не было полного единства среди русских людей. Князь Владимир понимал и хотел объединить всех жителей Руси.

  • при помощи чего?

Историческая азбука: печенеги, плен, полюдье, пленные, придание, половцы, поход, предсказания, Перун.

Кто такой Перун?

Религия наших предков – язычество.

Задача князя Владимира.

Объединить всех при помощи веры одного Бога и под властью одного князя.

  • Кто такие христиане?

Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

  • Откуда пришло к нам христианство?
  • Какой нужно было совершить обряд, чтобы стать христианином?
  • Когда было принято христианство и как проходило крещение на Руси? 988г. Рабоба
  • Почему принятие стало важным событием? Зачитать.
  • Кто такой Иисус Христос, какие еще вы знаете заповеди?
  • После принятия христианства была образования Русская Церковь.
  • Кто управлял Русской Церковью. (Разбор схемы)

- Как распространялось на Руси христианство, объединявшее всех жителей страны.

Словарная работа:        Проповедники, христиане,

Крещение, священники, крест, молитва, Патриарх, благотворительность

Показ набора открыток. – выбрать церковь, монастырь.

  • Кто такие монахи?
  • Как возник Киево - Печерский монастырь?
  • Можно ли монаха Антония, назвать святым.
  1. Объяснение новой темы.

- Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком - либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем Рассказ - былину.

Сообщение темы урока:

«Былины - источник знаний о Киевской Руси»

Словарная работа: былины

  1. Рассказ - это событие, которое имело место в жизни, т.е. на самом деле.
  2. Рассказ, который основан на вымысле, фантазии, - это
  • Какие былины вы знаете?
  1. Беседа по картине «Три богатыря»

а)        Назовите имена богатырей.

б)        Чем занимались богатыри?

  1. Работа с дополнительным материалом «Богатырь Илья Муромец».

а) За что почитали Илью Муромца?

  1. Рассказ учителя с выборочным чтением.

а)        Как изменилась жизнь Ильи Муромца.

б)        Что значит стать ....

в)        Почему конь был верным спутником и боевым другом богатыря?

Беседа:

  1. Рассказ о Святогоре и Микуле Силяниновиче.
  2. Рассказ о Никите Кожемяке.
  • Былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами.

Подведем итог беседы:

- О чем еще рассказывают былины? Зачитать.

Дополнительные материалы:

  1. Богатырь Святогор.

Как пашет в поле пахарь, посвистывает,

Сошка у пахаря поскрипывает,

Лемешки по камешкам почиркивают,

А бороздочки он да повлетывает,

А пенья - коренья вывертывает,

А больше - то каменья в борозду валит.

  1. Садко.

В славном Новгороде.

Как был Садко – купец,

Богатый гость...

Поехал Садко на Волхву,

Со Волхвы до Ладожека,

А со Ладожека во Неву-реку,

А со Невы - реки в сине моря.

- Почему же князя Владимира называли Владимир красное Солнышко.

  1. Объединил русские княжества в единое государство
  2. Новел порядок и укрепил границы.
  3. Принял христианство.
  • К какой вере мы относимся?
  • Какие заповеди мы должны выполнять?

Домашнее задание: стр. 133 - 135. Дополнительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Конспект урока истории в 7 классе по теме: «Былины – источник знаний о Киевской Руси»

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Былины - источник знаний о Киевской Руси"....

План-конспект тематического урока "Образ Киевской Руси и её героев в былинах"

Урок проводится в7 классе.с целью обобщения и расширения материала по теме "Былины.". Материал, используемый на уроке, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс....