Конспект урока письма в 4 классе ОШ для обучающихся с ОВЗ "Упражнения в написании слов с безударными гласными"
план-конспект урока по теме
Учащиеся выполняют различные упражнения по теме, учатся работать по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_m.g.-urok_pisma_4_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока письма
«Упражнения в написании слов с безударными гласными»
4 класc
Муниципальное образовательное учреждение
общеобразовательная школа №5 для обучающихся с ОВЗ
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Учитель начальных классов:
Беляева Марина Геннадьевна
2016 год
Цель: 1. Закрепление знаний детей о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением. Повторить правило о проверке безударных гласных в корне.
2. Развитие и коррекция восприятия, речемыслительной деятельности, внимания на основе упражнений по проверке и правописанию безударных гласных.
3. Развитие интереса к истории своего народа через знакомство с историческими событиями Великой Отечественной войны. Воспитание патриотических чувств на примерах подвигов советских воинов.
Оборудование: фотографии и иллюстрации на военную тему, аудиозапись песни «День Победы», карточки с заданием, карточки-смайлики.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит песня «День Победы». На доске наглядный материал на тему о войне.
- Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, какую дату мы будем праздновать?
Дети: 9 Мая - День Победы в Великой Отечественной войне.
Учитель: Правильно. Наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. А сколько длилась эта страшная война?
(Долгих четыре года и унесла жизни многих людей.)
Сегодня на уроке письма мы закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова и вспомним о некоторых исторических событиях этого периода.
- Чистописание.
Начнем урок с чистописания, а для этого подготовим наши ручки:
Гимнастика для рук.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Учитель: Откройте тетради и запишите число. Сегодня… (называется число и месяц).
Пропишите элементы и буквы, которые написаны у вас в тетрадях (Дети записывают и прописывают).
- Повторение.
Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на карточках. Что в них пропущено?
Хр.…брец вр...жда прибл.…жаться
Дети: Гласные буквы.
Учитель: Давайте вставим пропущенные гласные в словах и поставим ударение. Какая гласная под ударением, а какая без ударения? А на доске пойдет выполнять это задание… (вызвать ребенка к доске)
Как узнать, какую букву надо написать?
Что для этого надо сделать?
Дети: Нужно подобрать однокоренное проверочное слово. Чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.
Учитель: Запишите эти слова с красной строки, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограмму
Учитель: Какое слово здесь может быть лишним?
Дети: Слово приближаться. Это слово, которое обозначает действие предмета, а остальные слова, которые обозначают предмет.
Учитель: Давайте повторим, на какие вопросы отвечают эти слова. Слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?, а слова которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы…(дети отвечают)
Учитель: В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки. В нашем городе есть обелиск Памяти павших, где написаны все имена героев Великой Отечественной войны. Есть школы, которые носят имена героев. К сожалению, многих уже нет в живых. Мы должны помнить своих героев. Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше счастье.
Учитель: Прочитайте поговорку на доске.
Храброму смерть не страшна.
Учитель: Когда так говорят? (когда человек ничего не боится. Благодаря своей храбрости, смелости наш народ одержал победу над врагом)
Учитель: Найдите в этой пословице проверочное слово для слова храбрец.
Дети: Слово храброму является проверочным словом для слова храбрец.
(на доске карточка со словами храбрец – храброму, храбрый)
Учитель: Запишите поговорку на следующей строчки в тетради, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.
- Словарная работа.
Учитель: В Великой Отечественной войне было много победителей и героев, которые были награждены медалями и орденами. Сейчас вы должны заменить мои предложения одним словом и записать их с красной строки через запятую.
Человек, который выиграл сражение. (Победитель)
Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена)
Человек, совершающий подвиги, храбрый человек. (Герой)
Люди, которые участвовали в войне. А сейчас они уже стали пожилыми и носят гордое звание … (Ветеран)
Учитель: Давайте посмотрим, какие слова вы записали и правильно ли вы их записали. (появляется карточка на доске с подчеркнутыми буквами)
Победитель ордена герой ветеран
На какие две группы можем разделить эти слова?
Дети: Слова с безударными гласными, проверяемые ударением и слова непроверяемые ударением.
Учитель: А как можно проверить эти слова?
Дети: Подобрать проверочное слово или воспользоваться словарем.
Учитель: Правильно, нужно подобрать проверочное слово или найти его в словаре. Если вы не можете проверить слово проверочным словом, то нужно найти это слово в словаре. Такой словарь называется орфографический. Вы его можете взять в библиотеке. (показать словарь)
Учитель: Война продолжалась 4 года и закончилась весной, 9 мая 1945 г. Весна прекрасное время года, когда распускаются листочки, зеленеет трава. Сейчас мы с вами проделаем, изобразим это в нашей физкультминутке.
Физкультминутка.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки-ветки
Опустит ветки-пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
6. Работа по алгоритму.
Учитель: Во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно при написании безударного гласного правильно подбирать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?
Читаю
Ставлю ударение
Определяю корень
Подбираю проверочное слово
Пишу букву
Учитель: Прошёл уже 71 год, как советский народ опустил меч войны. В Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира (показать изображение).
Учитель: Пользуясь алгоритмом, выполните задание: вставьте пропущенные буквы в словах, которые символизируют мир, спокойствие на земле. К доске идет… (вызвать ребенка к доске). Остальные выполняют в тетрадях с красной строки.
З__мля в__сна цв__ты т__шина п__ля л__са зн__мёна
Учитель: В Волгограде стоит памятник Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо. Этот памятник очень высокий и его видно далеко, за большие расстояния. (показать изображение памятника)
Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстом. Вы должны прочитать стихотворение, переписать его в тетрадь, вставить пропущенные буквы в словах, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. За эту работу вы получите оценку.
Поклонимся великим тем г..дам,
Тем славным ком..ндирам и б..йцам,
И маршалам стр..ны, и р..довым,
Поклонимся и мертвым и ж..вым –
Всем тем, кого забыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Учитель: Молодцы, закончили выполнять задание. Давайте его проверим и поставим оценки.
7. Домашнее задание.
Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно написать 10 слов с безударной гласной в корне слова.
8. Итог. Рефлексия.
Учитель: Хорошо! А сейчас мы еще раз повторим то, о чем мы говорили на уроке. Как проверить безударный гласный в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово или найти слово в орфографическом словаре)
Учитель: Какие слова называются проверочными? (когда гласный стоит под ударением)
Учитель: Замечательно. А теперь возьмите карточки со смайликами и оцените свою работу на уроке.
Учитель: Все были молодцы на этом уроке, все работали очень хорошо. Спасибо вам!
Учитель: Сейчас я вам раздам картинки, на которых изображен символ памяти – вечный огонь. Это память о погибших солдатах, которые подарили нам жизнь. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунок.
Краткие рекомендации к использованию.
Материал рекомендую использовать при подготовке к празднованию 9 Мая - Дня Победы в 4 классе для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
( интеллектуальными нарушениями). Этот материал выборочно можно использовать на уроках русского языка в массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма 3 класс "Употребление названий предметов в зависимости от других слов в предложении, с помощью падежных вопросов"
Цель: развитие речи учащихся, учить их образовывать разные формы слова с помощью падежных вопросов и в зависимости от других слов в предложении и словосочетании. Развитие и коррекция речемыслительной ...
Конспект урока письма в классе со сложной структурой развития.
Тема: «Закрепление. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога»...
Урок по письму: "Выделение слов с безударными гласными, подбор проверочных слов." 4 класс.
Цель:1.Учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Учить выделять слова с безударными гласными из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с терминологией.2. -Ко...
Конспект урока письма 1 класс (VIII вид)
Тема урока: " Повторение и закрепление пройденного материала"...
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...
конспект урока письма 6 класс школа 8 вида "Имя существительное"
Цель: формирование понятия «имя существительное Задачи: - обобщать знания учащихся о роли существительных в обозначении предметов и явлений окружающего мира; - обогащать лексику...
Методическая разработка по русскому языку на тему: «Упражнения в написании слов с безударными гласными с элементами сказкотерапии"
Цель: развитие умения распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять...