урок чтения Н.Носов "Затейники"
план-конспект урока на тему

Бигдаш Людмила Николаевна

Цели урока:

познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;

развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

 развивать умение читать текст по ролям;

учить определять и прогнозировать настроение произведения;

формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;

учить составлять план рассказа;

корригировать звукопроизношение;

воспитывать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cht._zateyniki.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат Станицы Старолеушковской.

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме :       

Н. Носов «Затейники».

Учитель начальных классов Бигдаш Л. Н.

Тема: «Затейники». Н. Носов.

Цели урока:

познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;

развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

 развивать умение читать текст по ролям;

учить определять и прогнозировать настроение произведения;

формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;

учить составлять план рассказа;

корригировать звукопроизношение;

воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование:

портрет Н. Носова, выставка книг Н. Носова, карточки для словарной работы, каротчки с названиями частей плана, ПК, запись на ПК- «Лесная физминутка».

                           План урока.

I. Организация на урок.

-Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что  вы готовы сегодня меня слушать и слышать.

- Ребята, кто из вас любит читать? А кто ходит в нашу школьную библиотеку?

- А что нужно уметь делать, чтобы стать настоящим читателем?

- Правильно, нужно уметь хорошо читать.

- Чтобы читать быстро и правильно, проведём небольшую речевую разминку.

II. Речевая гимнастика.

1). «Свеча».

- Представьте себе, что на ладошке перед вами горит свеча. Сначала дуем аккуратно, долго, чтобы не затушить. А теперь подуем изо всех сил и затушим свечу.

2). «Греем ладошки».

- Ребята, на улице осень, у вас мёрзнут руки. Дует летний, тёплый ветерок ( звук -с-).

- Ладошки нагрелись, надо немного охладить. Ветерок осенний, прохладный ( звук -ш).

3). «Шарик».

- Надувала кошка шар, а котёнок ей мешал. Подошёл и лапкой - топ!

А у кошки шарик -лоп!

- Покажите, как из шарика выходит воздух ( звук-ш- ).

III. Проверка домашнего задания.

Работа на компьютере.

Восстановление деформированного текста. 1-3 строфа из стихотворения Д. Хармса «Игра». Пропущены последние слова в каждой строфе. Учащиеся прочитывают отрывки и допечатывют слово.

Проверка правильности выполнения.

IV. Сообщение темы, цели урока.

- Чтобы узнать, произведение какого автора мы сегодня будем читать, определите, откуда взяты эти строки.

1). « Только Котька полез на горку - бух носом!

- Ого, говорит, скользкая!

( Н. Носов « На горке»).

2). «Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.»

( Н. Носов « Живая шляпа»).

3). «Когда стемнело, мы с Мишкой зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под крышки каша лезет».

( Н. Носов «Мишкина каша»).

- Ребята, кто написал для нас эти замечательные произведения?

( Н. Носов).

    Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Н. Носова- «Затейники».

              Физминутка.( испотльзовать запись на ПК).

V. Работа по теме.

1). Вступительное слово учителя. ( Показ портрета писателя).

- Н. Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама - рукодельницей и певуньей.

       В детстве Н. Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. В школьные годы хотел стать музыкантом, играл на скрипке.

      Прежде чем стать писателем, продавал газеты, был землекопом, возчиком брёвен.

       Первый рассказ он написал для своего маленького сына. Этот рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка».

2). Проверка восприятия:

- Чем увлекался в детстве Н. Носов?

- Для кого он написал свой первый рассказ?

3).

-Мы с вами прочитали уже немало рассказов этого писателя. Попробуйте предположить, каким  будет по характеру сегодняшний рассказ : грустный , или весёлый? Проверим , правы ли вы были.

   Комбинированное чтение учителем и учащимися текста на странице 29- 31.

После прочтения слов «Выбежали  в коридор и дверь захлопнули».

- Ребята, как вы думаете, чем закончится рассказ?( Ответы детей).

Закончить чтение рассказа.

4). Проверка восприятия

- Так чем же закончился рассказ?

- Скажите, действительно ли это весёлый рассказ, как вы предполагали?

5). Словарная работа.

- Так как вы теперь можете объяснить название рассказа? Кого называют затейниками?

6). Чтение по « цепочке» отрывка до слов:

« Если серый волк придёт, мы его прогоним»

- Кто рассказчик? ( Петя).

- Как дети затеяли игру?

- Как сказать по-другому «темно- темно»?

7). Чтение по ролям рассказа до конца.

8) Проверка понимания содержания.

- Как вы думаете, получилась ли у ребят игра? Объясните, почему.

9). Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение «подкрался на цыпочках»?

         Физминутка.

- Кто в лесу крадётся? Покажите.

- А как три поросёнка убегают от волка ?

- А как медведь шагает по лесу?

10). Составление коллективного плана рассказа по данным названиям каждой части.

а). Постройка домика.

б). А если это серый волк?

в).Игра не получилась.

11). Выборочное чтение.

- Прочитайте, как дети делали дом?

- Почему дети так и не стали чинить домик?

11) Обобщение.

- А вы боитесь темноты?

- Как можно справиться со своими страхами?

- Как вы думаете, за что можно похвалить ребят?

- А за что мама могла бы их поругать?

- Как вы думаете, чему хотел научить вас Н. Носов?

12). Ориентировка на привитие интереса к чтению.

- Ребята, я побывала в нашей школьной библиотеке и узнала, какие книги Н. Носова там есть. Посмотрите, сколько их.

- Я знаю, что вы очень любите рассказы Н. Носова, поэтому предлагаю вам как можно быстрее пойти в библиотеку и выбрать себе книгу по душе.

VI. Домашнее задание.

1 вариант. Придумать продолжение рассказа :

« На следующий день дети снова остались дома одни...»

2 вариант. Чтение по ролям отрывка рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...