Методическая школа, как средство подготовки педагогов к реализации требований ФГОС
статья на тему

 Варфоломеева Ольга Аркадьевна

С внедрением новых ФГОС особое внимание уделяется подготовке компетентного работника, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе и готового к постоянному профессиональному росту.

В 2011-2012 году кафедра специального (коррекционного) образования ИРО Кировской области проводила исследование с целью выявления у педагогов трудностей введения стандарта второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_iro.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая школа, как средство подготовки педагогов к реализации требований ФГОС

С внедрением новых ФГОС особое внимание уделяется подготовке компетентного работника, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе и готового к постоянному профессиональному росту.

В 2011-2012 году кафедра специального (коррекционного) образования ИРО Кировской области проводила исследование с целью выявления у педагогов трудностей введения стандарта второго поколения. При этом было выявлено:

Трудности психологического характера: непринятие идеологии ФГОС и ФГТ, нежелание отказаться от дидактических материалов накопленных за годы работы, неготовность к смене позиции учитель-ученик.

Трудности дидактического характера: неумение оценивать и осознанно выбирать УМК, неготовность организовать урок с использованием типовых задач формирования УУД, сопротивление новой системе оценивания, неготовность к решению вопросов преемственности ФГТ и ФГОС.

Трудности организационно-нормативного и методического характера: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; неготовность к реализации новых требований по созданию индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных учебных планов), рабочих программ, программ внеурочной деятельности; низкая включённость родителей (общественности) в управление современной школой; отсутствие квалифицированного методического сопровождения; неготовность к объективной оценке (внешней и внутренней) введения ФГТ и ФГОС; отсутствие СФГОС для детей с ОВЗ; перегрузка отчётностью.

Материально-технические и кадровые трудности: недостаточная материально-техническая база; неготовность учителей использовать имеющиеся технические ресурсы в школе; недостаток педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, тьюторов; преобладание педагогов со стажем (средний возраст свыше 50 лет).

Анализ результатов исследования перед системой повышения квалификации поставил ряд вопросов.

1. Что предпринимается в ИРО для того, чтобы система подготовки педагогических кадров явилась существенным ресурсом решения проблем современного образования, стала обязательной составляющей профессиональной деятельности педагога?

Опираясь на принципы сотрудничества и взаимодействия, кафедра специального (коррекционного) образования повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляет на базе образовательных учреждений города Кирова и области. Образовательные учреждения становятся своеобразными «методическими школами» по разработке и распространению положительного опыта повышения качества образования обучающихся в рамках стратегических направлений развития системы образования.

2. Как должна выглядеть современная модель подготовки педагогов к реализации требований ФГОС?

Мы считаем, что такая модель должна строиться по типу педагогической «мастерской деятельностной педагогики». Одной из форм которой является методическая школа, призванная совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по ведущим направлениям развития системы образования:

- введение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования и его преемственность с начальной школой;

- реализация требований ФГОС на всех ступенях общеобразовательных учреждений;

- использование системно-деятельностного подхода к разработке и реализации современного содержания образования на основе личностно-ориентированных развивающих технологий;

- применение электронных средств обучения в образовательном процессе дошкольных и общеобразовательных учреждений.

С 2010 года в рамках реализации на территории Кировской области ФГОС создана областная методическая школа по теме «Реализация стандартов второго поколения в системе специального (коррекционного) и массового образования»

3. На преодоление каких трудностей в реализации требований ФГОС рассчитана деятельность методической школы?

Методическая школа призвана решить следующие задачи:

- повышение компетентности учителей в достижениях современной педагогической науки и практики, инновационных педагогических технологиях и методиках;

- разработка, реализация и анализ системы оценки планируемых результатов освоения ООП образования;

- выявление путей взаимосвязи и преемственности содержания образования предшкольное–начальное–основная школа в условиях введения ФГОС;

- развитие педагогического творчества учителей и их профессиональной самореализации: анализ учебных программ с точки зрения формирования УУД; разработка рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности; разработка технологических карт уроков; систематизация требований к современному уроку; анализ уроков, разработанных коллегами с позиций требований ФГОС; проведение открытых уроков (мастер-классов); анализ собственного опыта по отработке первичных умений формирования у младших школьников УУД.

4. Каковы основные направления деятельности методической школы?

Основные направления включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую и консультационную деятельности. Вся работа методической школы строится на основе перевода деятельности учителей из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров. Методическая школа реализует новые задачи, связанные с коллективным обсуждением вопросов, от решения которых зависят эффективность и результативность качества образования.

5. Через какие формы работы реализуется деятельность методической школы?

Совершенствование педагогического мастерства учителей осуществляется через: информационные и обучающие семинары; научно-практические конференций; курсы повышения квалификации; методические дни; тематические педагогические советы; работу школьных методических служб и советов (ШМС, ШМО); педагогический мониторинг; открытые уроки; мастер-классы; круглые столы; предметные недели; творческие отчеты; групповые и индивидуальные консультации; практикумы по конструированию уроков, рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности; информирование и обсуждение методических новинок; презентации методических наработок.

Дополнительно отметим, что каждый участник методической школы может самостоятельно выбирать наиболее значимый аспект проблемы, определять последовательность и ресурсы её решения. В этом случае уточняется алгоритм взаимодействия педагога с куратором методической школы (в виртуальном или реальном режиме; частотность, контрольные точки), роль педагога в разработке материалов (методического, дидактического, управленческого продукта), интенсивность его работы (сроки) и форма представления промежуточных результатов. При этом педагоги получают возможности для профессиональной самореализации и повышения квалификации благодаря широкому выбору вариантов методической работы.

Например, в рамках методической школы для эффективной организации учебного процесса ведётся целенаправленная деятельность по разработке рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. В течение трёх лет созданы электронные варианты рабочих программ для первых, вторых, третьих классов для педагогов, осваивающих УМК «Перспективная начальная школа». Педагоги по желанию выбирали учебный предмет, тему, самостоятельно разрабатывали технологические карты уроков и занятий внеурочной деятельности, коллективно обсуждали, корректировали и создавали примерную рабочую программу. В настоящий момент данные документы выложены на сайте кафедры специального (коррекционного) образования и широко используются педагогами как области, так и других регионов.

Таким образом, методическая школа выступает авторитетным ресурсом по распространению опыта работы, повышению профессиональной компетентности педагогов в режиме «здесь и сейчас» на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, в ходе презентации собственных успехов и обсуждения вариантов решения проблем.

6. Педагоги каких образовательных учреждений могут принять участие в работе методической школы?

В областной методической школе работают педагоги учреждений разного типа и вида: образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, классов возрастной нормы и специальных (коррекционных) школ и классов.

За период деятельности методической школы, начиная с 2010 года, стало понятно, что при правильной организации труда каждого ребёнка, в том числе и ребенка с ОВЗ, наблюдается активность учащихся, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решение, что свидетельствует об устойчивой мотивации к обучению. Выполняя указания учебника, ученики самостоятельно выполняют задания в условиях индивидуальной, парной (групповой) работы. Учителю в ходе обучения младших школьников отводится организационная, направляющая и корректирующая учебные знания учащихся функции. Каждая конкретная коммуникативная ситуация, созданная учителем, рассчитана на мотивированную деятельность ребёнка, побуждение его к активным действиям, к высказыванию собственного мнения, к выбору способов решения учебной задачи.

7. Какие результаты получили педагоги, работая в методической школе?

По отзывам учителей участие в методической школе – это очень ценный опыт.

Повторное анкетирование показало, что наиболее важными результатами являются следующие:

  • обеспечение вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии ФГОС;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

8. Как отразились полученные результаты на достижениях учащихся?

Приведем пример результатов игры – конкурса «Русский медвежонок-2012» в МБОУ СОШ № 45 им. А.П. Гайдара г. Кирова у учащихся 4 «В» класса VII вида учитель Т.А. Прозорова.

ФИО

Баллы

Место в школе

(4-5 классы)

Место в

регионе

Процент

1

Кирилл К.

98

1

41-46

97,20

2

Юлия П.

80

8-10

267-298

88,01

3

Кристина В.

76

14-16

411-458

84,43

4

Карина В.

65

26

1017-1096

70,29

5

Александр Л.

59

32

1518-1606

59,68

6

Марина У.

57

35-37

1711-1831

55,75

7

Даниил В.

55

39-41

1952-2073

51,65

8

София С.

51

46-47

2387-2489

43,21

9

Вика С.

38

55-56

3847-3933

17,67

Вика С. и Юля П. во всероссийском конкурсе «Золотое руно» получили дипломы первой степени, набрав 60 баллов из 60, заняв первое место в России.

Учитель Смирнова С.А. МКОУ ООШ д. Калачиги Верхошижемский район. Ученица 4 класса Кристина Д. – 1 место в районе в конкурсах КИТ и «Русский медвежонок», 1 место в школьном конкурсе «Лидер года».

9. Перспективы дальнейшей работы методической школы:

Тематикой исследовательских проектов реализуемых участниками методической школы планируются следующие актуальные проблемы:

«Преемственность с ДОУ и основной школой», «Работа в малокомплектной сельской школе», «Инклюзивное образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ИКТ как средства реализации требований ФГОС

Одним из  важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ)....

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС средствами УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная пред...

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...