Конспект логопедического занятия "В путь по Солнечной системе"
план-конспект на тему

Савицкая Ольга Алексеевна

Логопедическое занятие "В путь по Солнечной системе" представляет собой элемент в системе занятий по коррекции нарушений письма и чтения, связанных с со смешением звуков по артикуляционно- акустическому сходству.Направлено на дифференциацию звуков [ц]-[ч] на в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._v_put_po_solnechnoy_sisteme.docx81.32 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа- интернат № 11»

Логопедическое занятие

В путь по Солнечной системе.

Дифференциация ц-ч

Составитель: Савицкая О.А., учитель-логопед

Технологическая карта группового логопедического занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда

Савицкая Ольга Алексеевна

Группа

Учащиеся 4 класса, имеющими логопедическое заключение- системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости. Нарушение чтения и письма

Тема занятия

Дифференциация Ц-Ч

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Используемые технологии

1.Здоровьесберегающие (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, 2 минутки отдыха, речь с движением, самомассаж кистей и пальцев рук)

2. ИКТ

3. Элементы игровой (рисунки птиц, карта путешествия)

3. Технология уровневой дифференциации (по объему материала)

4. Личностно- ориентированная (сотрудничество, уверенность в себе)

5. Технология компенсирующего обучения ( выработка элементов контроля темпа  и результатов своей деятельности)

6. Технология моделирования (трансформационные карты, работа с деформированным предложением)

Цель занятия

Создание условий для развития  личности и укрепление здоровья обучающихся через устранение ошибок письма и чтения

Задачи

Образовательные

Коррекционно- развивающие

Воспитательные

-учить различать звуки [ц]- [ч],  обозначать их на письме соответствующими буквами;

- формировать беглое, осознанное, безошибочное чтение

-  совершенствовать языковой анализ и синтез;

- формировать сложные формы звуко- буквенного анализа и синтеза;

- составлять предложения из слов и записывать, используя границы

-совершенствовать сенсомоторную сторону речи;

- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-  развивать зрительно- моторные координации;

- развивать слуховое восприятие, внимание, память;

- формировать пространственные представления;

- собранность, активность;

- аккуратность, усердие

- элементы патриотизмы (знание памятных событий родной страны)

Базовые учебные действия

Личностные БУД

- осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы и усвоением знаний;

- создание условий для формирования и поддержания интереса к усвоению грамотного письма;

- формирование смысла учебной деятельности на основе обогащения как учебной мотивации, так и мотивации достижения;

Регулятивные БУД

- учить принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по словесной инструкции,

- управлять темпом деятельности;

- планировать действия по выполнению учебной инструкции

Коммуникативные БУД

- умение общаться в учебной ситуации;

- выстраивать сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- отвечать на вопросы в соответствие с заданием;

- использовать полные ответы;

-точно передавать свои мысли;

- обращаться за помощью

Познавательные БУД

- развивать умение находить сходство и различие;

- уточнять и обогащать словарный запас;

- формировать семантическую структуру слов;

- учить способам словообразования;

- закреплять навык построения грамматически правильного предложения;

-  продолжать учить следовать образцу, инструкции

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение

Компьютер, интерактивная доска, презентация «В путь  Солнечной системе»

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность обучающихся

Организационный этап

1 мин

Показ способа действия

Фронтально

  1. Напоминает о необходимости проверить рабочее место

  1. Проверяют готовность к занятию

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач занятия

3 мин

  1. Упражнение «Солнечные лучики»

«Встаньте в круг, возьмитесь за руки и соедините их. Представьте, что в центре Солнце, а вы его лучики и вам тепло, хорошо, приятно. С таким настроение мы начинаем наше занятие»

  1. Сегодня на занятии мы с Вами продолжаем учиться различать сложные звуки и обозначать на письме нужными буквами.
  1. Выполняют упражнение

2. Усваивают  установку

Актуализация сенсомоторных умений

3 мин

Практический

Фронтально с индивидуальным контролем

1.Гимнастика для губ и языка

«Окошко», «Заборчик», «Улыбочка- трубочка»

«Наказать язычок»

«Лопатка»

«Чашечка»

«Киска сердится»

«Лошадка». «Грибок»

«Качели», «Часики»

  1. Пальчиковая гимнастика с элементами дыхания

«Греем ладошки» (вдох, длительный выдох ххххх, вдох – выдох толчками х-х-х-)

«Кулачки ладошки»

«Солнце- заборчик»

«Позы пальцев»

Выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции логопеда, соблюдая определенный темп

Выполняют гимнастику для пальцев, соблюдая заданную инструкцию, темп и ритм

Первичное усвоение новых знаний

8  мин

Наглядный, практический

Словесный

ИКТ

Практические, устные, аналитические

Совместной деятельности, наглядно- демонстрационный (схема, моделирование)

Моделирование, ИКТ

Фронтально

Фронтально - индивидуально

Индивидуально

Фронтально по цепочке

Индивидуально

1. Выделение «Дежурных звуков»

- Чтобы узнать, с какими звуками мы будем работать, нам нужно выделить их из начала названий картинок

(демонстрируются картинки цапля и чайка)

C:\Users\08001\Pictures\IMG_20160418_114243.jpg C:\Users\08001\Pictures\IMG_20160418_114256.jpg

2. Обобщение

- Как можно  назвать одним словом цаплю и чайку.

- Как передвигаются птицы?

- Что необычного вы заметили у птиц?

3. Словобразование

- Сегодня День космонавтики и мы с нашими птицами отправимся в путешествие  по системе планет, которые вращаются вокруг Солнца.

- Образуйте название этой системы?. Если в ней главное солнце, то система какая..?

Итак, отправляемся в путешествие по планетам Солнечной системы, но названия у них необычные. Нам нужно выполнять задания этих планет

4.- Первая планета….

- Проанализируем характеристику и особенности произношения различаемых звуков

5. Характеристика звуков

Выделим особенности произношения

 - Назовите сходство звуков, назовите различие звуков

6.Вторая планета

 «Расшифруй»

Выделяют первые звуки – цапля (Ц), чайка (ч).

Делают вывод –«Будем различать звуки [ц- ч]

«Это птицы»

- Птицы летают.

- Они в скафандрах

Солнечная

Читают название «Сходство- различие»

Устанавливают и записывают памятку, что

[ц]                             [ч]

согласные

глухие

сложные

твёрдый                 мягкий

губы улыбаются  в трубочке

язык внизу         язык вверху

Расшифровывают буквы, используя схематические изображения губ и языка

Читают название планеты

Расшифровывают слоги

Записывают слоги (дифференцированно по объему)

Минутка отдыха

2 мин

Показ способа действия

Фронтально- индивидуально

Третья планета «Отдохни»

  1. «Четыре стихии»
  2. Массаж пальцев с использованием карандаша

Читают название планеты

Выполняют упражнения по инструкции

Первичная проверка усвоения

3 мин

Практический, аналитический

Индивидуально

Проверка- фронтально

Четвертая планета  «Верни букву»

Космический вихрь вырвал буквы из названий звёзд. Ваша задача - вставить пропущенную букву ч или ц

Слова: грач, синица, ласточка, чайка, скворецC:\Users\08001\Pictures\IMG_20160418_114319.jpg

Читают название планеты

Берут звезду, читают слово, вставляют пропущенную букву, записывают слово, подчеркивают букву, которую вставили, называют её место в слове

Первичное закрепление

3 мин

Практический, анализ и синтез

Индивидуально

Проверка - фронтально

Пятая планета «Трансформация слов»

Заполняют трансформационные карты

Читают получившиеся слова

К У З Н Е Ч И К

 _ _  _  _  _ Ц *  *

•        _  _  А  Ч О _

•         *  * *   Ц _ _  О Т

     Л У Ч _  _  *  *

     _ И Ц  _  *

У  _  _  _  А

   К _  Р  _  _  _

   _ О  _   _  _ _

  Ц А  _   _  _  _

  _  _   _  Е  В И Ч      

Минутка отдыха

2 мин

Практический

Фронтально

Шестая планета «Отдохни»

1.Упражнение речь с движением «Гусеница»

2.Глазодвигательные упражнения

Выполняют упражнения по словесной инструкции

Первичное закрепление (продолжается после отдыха)

10 мин

Практический

Анализ и синтез

Схемы

моделирование

Индивидуально

Седьмая планета

«Собери предложения»

- Вам необходимо собрать из слов три предложения.

- Вытащите слова из конвертов. На каждой полоске геометрическая фигура.

Посмотрите на схему, в какой последовательности будем выкладывать предложения

Разложите слова на три группы.

Пропустите строку,  с новой строки запишите предложение. Второе. Третье.

Прочитайте предложения.

Можно ли их объединить одной мыслью.

Это текст.

Придумаем название. Запишем

«Восьмая планета» ВНИМАНИЕ

По команде « Внимание!» в нашем тексте все буквы ц подчеркнуть, все ч= взять в кружок

Вытаскивают полоски со словами

Раскладывают слова в три группы

Составляют предложения

Птицы хлопочут целый день.

Синицы отыскивают личинки насекомых.

Чинят свои гнёзда грачи и скворцы.

Да

Рефлексия

5 мин

Анализ и синтез

Фронтально

Девятая планета                   « Подведем итоги»

  1. Чему научились? Какие выполняли задания?
  2. Какие виды работ понравились?
  3. Как оцените свою работу»
  4. «Я чувствую»

Итак, наше путешествие подошло к концу. В результате его вы достигли умения различать звуки и правильно обозначать их на письме, что сделает ваши работы более успешными. Занятие окончено. Всем спасибо за работу!

Подводят итоги занятия

Заполняют схему «Я чувствую!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект занятия на тему: «Солнечная система»

Сведения о солнечной системе. Ознаомление с планетами солнечной системы....

Внеклассное занятие по географии «Солнечная система»

Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart....