Конспект логопедического занятия "В путь по Солнечной системе"
план-конспект на тему
Логопедическое занятие "В путь по Солнечной системе" представляет собой элемент в системе занятий по коррекции нарушений письма и чтения, связанных с со смешением звуков по артикуляционно- акустическому сходству.Направлено на дифференциацию звуков [ц]-[ч] на в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._v_put_po_solnechnoy_sisteme.docx | 81.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа- интернат № 11»
Логопедическое занятие
В путь по Солнечной системе.
Дифференциация ц-ч
Составитель: Савицкая О.А., учитель-логопед
Технологическая карта группового логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Савицкая Ольга Алексеевна | |||
Группа | Учащиеся 4 класса, имеющими логопедическое заключение- системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости. Нарушение чтения и письма | |||
Тема занятия | Дифференциация Ц-Ч | |||
Тип занятия | Усвоение новых знаний | |||
Используемые технологии | 1.Здоровьесберегающие (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, 2 минутки отдыха, речь с движением, самомассаж кистей и пальцев рук) 2. ИКТ 3. Элементы игровой (рисунки птиц, карта путешествия) 3. Технология уровневой дифференциации (по объему материала) 4. Личностно- ориентированная (сотрудничество, уверенность в себе) 5. Технология компенсирующего обучения ( выработка элементов контроля темпа и результатов своей деятельности) 6. Технология моделирования (трансформационные карты, работа с деформированным предложением) | |||
Цель занятия | Создание условий для развития личности и укрепление здоровья обучающихся через устранение ошибок письма и чтения | |||
Задачи | Образовательные | Коррекционно- развивающие | Воспитательные | |
-учить различать звуки [ц]- [ч], обозначать их на письме соответствующими буквами; - формировать беглое, осознанное, безошибочное чтение - совершенствовать языковой анализ и синтез; - формировать сложные формы звуко- буквенного анализа и синтеза; - составлять предложения из слов и записывать, используя границы | -совершенствовать сенсомоторную сторону речи; - развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - развивать зрительно- моторные координации; - развивать слуховое восприятие, внимание, память; - формировать пространственные представления; | - собранность, активность; - аккуратность, усердие - элементы патриотизмы (знание памятных событий родной страны) | ||
Базовые учебные действия | Личностные БУД - осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы и усвоением знаний; - создание условий для формирования и поддержания интереса к усвоению грамотного письма; - формирование смысла учебной деятельности на основе обогащения как учебной мотивации, так и мотивации достижения; | Регулятивные БУД - учить принимать и сохранять учебную задачу; - работать по словесной инструкции, - управлять темпом деятельности; - планировать действия по выполнению учебной инструкции | Коммуникативные БУД - умение общаться в учебной ситуации; - выстраивать сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - отвечать на вопросы в соответствие с заданием; - использовать полные ответы; -точно передавать свои мысли; - обращаться за помощью | Познавательные БУД - развивать умение находить сходство и различие; - уточнять и обогащать словарный запас; - формировать семантическую структуру слов; - учить способам словообразования; - закреплять навык построения грамматически правильного предложения; - продолжать учить следовать образцу, инструкции |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Компьютер, интерактивная доска, презентация «В путь Солнечной системе» |
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя- логопеда | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | 1 мин | Показ способа действия | Фронтально |
|
|
Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач занятия | 3 мин |
«Встаньте в круг, возьмитесь за руки и соедините их. Представьте, что в центре Солнце, а вы его лучики и вам тепло, хорошо, приятно. С таким настроение мы начинаем наше занятие»
|
2. Усваивают установку | ||
Актуализация сенсомоторных умений | 3 мин | Практический | Фронтально с индивидуальным контролем | 1.Гимнастика для губ и языка «Окошко», «Заборчик», «Улыбочка- трубочка» «Наказать язычок» «Лопатка» «Чашечка» «Киска сердится» «Лошадка». «Грибок» «Качели», «Часики»
«Греем ладошки» (вдох, длительный выдох ххххх, вдох – выдох толчками х-х-х-) «Кулачки ладошки» «Солнце- заборчик» «Позы пальцев» | Выполняют артикуляционную гимнастику по инструкции логопеда, соблюдая определенный темп Выполняют гимнастику для пальцев, соблюдая заданную инструкцию, темп и ритм |
Первичное усвоение новых знаний | 8 мин | Наглядный, практический Словесный ИКТ Практические, устные, аналитические Совместной деятельности, наглядно- демонстрационный (схема, моделирование) Моделирование, ИКТ | Фронтально Фронтально - индивидуально Индивидуально Фронтально по цепочке Индивидуально | 1. Выделение «Дежурных звуков» - Чтобы узнать, с какими звуками мы будем работать, нам нужно выделить их из начала названий картинок (демонстрируются картинки цапля и чайка)
2. Обобщение - Как можно назвать одним словом цаплю и чайку. - Как передвигаются птицы? - Что необычного вы заметили у птиц? 3. Словобразование - Сегодня День космонавтики и мы с нашими птицами отправимся в путешествие по системе планет, которые вращаются вокруг Солнца. - Образуйте название этой системы?. Если в ней главное солнце, то система какая..? Итак, отправляемся в путешествие по планетам Солнечной системы, но названия у них необычные. Нам нужно выполнять задания этих планет 4.- Первая планета…. - Проанализируем характеристику и особенности произношения различаемых звуков 5. Характеристика звуков Выделим особенности произношения - Назовите сходство звуков, назовите различие звуков 6.Вторая планета «Расшифруй» | Выделяют первые звуки – цапля (Ц), чайка (ч). Делают вывод –«Будем различать звуки [ц- ч] «Это птицы» - Птицы летают. - Они в скафандрах Солнечная Читают название «Сходство- различие» Устанавливают и записывают памятку, что [ц] [ч] согласные глухие сложные твёрдый мягкий губы улыбаются в трубочке язык внизу язык вверху Расшифровывают буквы, используя схематические изображения губ и языка Читают название планеты Расшифровывают слоги Записывают слоги (дифференцированно по объему) |
Минутка отдыха | 2 мин | Показ способа действия | Фронтально- индивидуально | Третья планета «Отдохни»
| Читают название планеты Выполняют упражнения по инструкции |
Первичная проверка усвоения | 3 мин | Практический, аналитический | Индивидуально Проверка- фронтально | Четвертая планета «Верни букву» Космический вихрь вырвал буквы из названий звёзд. Ваша задача - вставить пропущенную букву ч или ц Слова: грач, синица, ласточка, чайка, скворец | Читают название планеты Берут звезду, читают слово, вставляют пропущенную букву, записывают слово, подчеркивают букву, которую вставили, называют её место в слове |
Первичное закрепление | 3 мин | Практический, анализ и синтез | Индивидуально Проверка - фронтально | Пятая планета «Трансформация слов» | Заполняют трансформационные карты Читают получившиеся слова К У З Н Е Ч И К _ _ _ _ _ Ц * * • _ _ А Ч О _ • * * * Ц _ _ О Т Л У Ч _ _ * * _ И Ц _ * У _ _ _ А К _ Р _ _ _ _ О _ _ _ _ Ц А _ _ _ _ _ _ _ Е В И Ч |
Минутка отдыха | 2 мин | Практический | Фронтально | Шестая планета «Отдохни» 1.Упражнение речь с движением «Гусеница» 2.Глазодвигательные упражнения | Выполняют упражнения по словесной инструкции |
Первичное закрепление (продолжается после отдыха) | 10 мин | Практический Анализ и синтез Схемы моделирование | Индивидуально | Седьмая планета «Собери предложения» - Вам необходимо собрать из слов три предложения. - Вытащите слова из конвертов. На каждой полоске геометрическая фигура. Посмотрите на схему, в какой последовательности будем выкладывать предложения Разложите слова на три группы. Пропустите строку, с новой строки запишите предложение. Второе. Третье. Прочитайте предложения. Можно ли их объединить одной мыслью. Это текст. Придумаем название. Запишем «Восьмая планета» ВНИМАНИЕ По команде « Внимание!» в нашем тексте все буквы ц подчеркнуть, все ч= взять в кружок | Вытаскивают полоски со словами Раскладывают слова в три группы Составляют предложения Птицы хлопочут целый день. Синицы отыскивают личинки насекомых. Чинят свои гнёзда грачи и скворцы. Да |
Рефлексия | 5 мин | Анализ и синтез | Фронтально | Девятая планета « Подведем итоги»
Итак, наше путешествие подошло к концу. В результате его вы достигли умения различать звуки и правильно обозначать их на письме, что сделает ваши работы более успешными. Занятие окончено. Всем спасибо за работу! | Подводят итоги занятия Заполняют схему «Я чувствую!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект занятия на тему: «Солнечная система»
Сведения о солнечной системе. Ознаомление с планетами солнечной системы....
Внеклассное занятие по географии «Солнечная система»
Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...