Участие в экспериментальной работе
опыты и эксперименты ( класс) на тему
В 2010/2011 году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме "Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода " (развитие способности организации действия в школах VIII вида).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 30
В 2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода», научный руководитель – Акопова Эльвира Сергеевна, НИИ ИСРОО. Группа учителей школы проводила работу по формированию способности организации действия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). В течение указанного периода решались следующие задачи:
- диагностирование трех разновозрастных групп учащихся на предмет определения степени сформированности способности организации действия;
- сценирование занятий, способствующих развитию способности организации действия;
- проведение занятий для развития способности организации действия и последующий анализ степени сформированности способности организации действия.
Результаты диагностирования степени сформированности способа организации действия отражены в диагностических картах, а результаты проведенной работы с учащимися в этом направлении отражены в представленных диаграммах. Результаты диагностики прилагаются (приложение 1).
В течение учебного года было сценировано 5 занятий (сценарии прилагаются, приложение 2). При сценировании педагоги опирались на схему существующего в культуре способа, этапы и возрастные особенности формирования этого способа. Тщательно продумывалось, каким образом на определенном предметном материале может быть развернута деятельность детей, в котором был бы востребован передаваемый способ. Педагоги учитывали индивидуальные характеристики усвоения способа учащимися, этапы освоения, отношения к предлагаемым видам работы. Продумывалась последовательность заданий, вопросов, остановок для понимания и рефлексии. По всем разработанным сценариям были проведены занятия..
Диагностика, сценирование, проведение занятий по разработанным сценариям завершилось анализом проведенной работы, который представлен в итоговых таблицах (приложение 3). В таблицах представлены показатели по четырем видам деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой) для всех учащихся и отражено изменение степени сформированности способности организации действия (в % выражении).
Старшая возрастная группа
(5 человек, учитель-экспериментатор Петушкова Н.Д.).
Возраст детей – 18-20 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.
Стабильные результаты в формировании способа организации действия показали Клава и Егор. Для них характерно, в целом, прирост показателя «3» (выполняет самостоятельно) по всем видам деятельности за счет уменьшения показателя «2» (выполняет с помощью). Заметный прирост произошел у Клавы в игровой деятельности.
Значительный прирост во всех видах деятельности показал Саша. Особенно значительный прирост наблюдается в бытовой и игровой деятельности. Прирост происходил как за счет уменьшения показателя «1» (не выполняет), так и за счет показателя «2» (выполняет с помощью).
Определенные успехи показали Лиза и Гена. Анализ показывает, что у них значительно сократился показатель «1» (не выполняет) и выросли показатели «2» (выполняет с помощью) и «3» (выполняет самостоятельно). Особенно это заметно в бытовой и игровой деятельности.
Средняя возрастная группа
(5 человек, учитель-экспериментатор Манцерева Е.Б.).
Возраст детей – 12-16 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.
Положительную динамику показали все учащиеся группы. Прирост отмечается во всех видах деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой). Развитие способности организации действия происходит за счет уменьшения показателя 1 «не выполняет» и прироста показателя 2 «выполняет с помощью». Следует отметить и небольшой прирост показателя 3 «выполняет самостоятельно».
В учебной деятельности наиболее успешными проявили себя Даниель, Андрей, Рита, Стася. У Даниеля прирост показателя «выполняет с помощью» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет», но у него к концу года уменьшился показатель «выполняет самостоятельно». У Андрея, Риты, Стаси прирост показателя «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». У Ани также незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».
В трудовой деятельности наибольший прирост заметен у Даниеля, Анрея, Стаси в показателе «выполняет с помощью», который происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». Незначительно повысился показатель «выполняет самостоятельно» У Андрея и Ани, у остальных же он оказался на том же уровне.
В бытовой деятельности нет увеличения показателей у Риты. У остальных участников незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».
В игровой деятельности у Даниеля, Риты, Андрея можно отметить увеличение показателей «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» за счёт уменьшения показателя «не выполняет». У Ани уменьшился показатель «выполняет с помощью», за счёт увеличения показателя «выполняет самостоятельно». У Стаси показатель «выполняет самостоятельно» не изменился.
Младшая возрастная группа
(4 человек, учитель-экспериментатор Минина А.С.).
Возраст детей – 10 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.
В учебной деятельности отмечаются улучшения показателей всех детей. Наибольшую динамику показали И.А. и П.М.
У П.М. отмечается прирост «3» (на 200%) за счет уменьшения «2» и «1».
У И.А. прирост «3» баллов составил 300%, в то время как количество «1» уменьшилось.
Прирост «3» имеется также у К.У. на 33,33%
В трудовой деятельности улучшения присутствуют у всех детей. Максимальное улучшение результата отмечается у И.А. – на 400%, за счет уменьшения «1».
У К.В. отмечается повышение количества «2» на 14,29% за счет уменьшения «1».
В бытовой деятельности все дети показали положительную динамику. Наибольшую динамику показала И.А., К.В., П.М. преимущественно за счет уменьшения количества «1».
В игровой деятельности имеется положительная динамика у всех детей.
И.А. показала наибольшую динамику за счет увеличение показателей «3» и уменьшения показателей «1».
У П.М. увеличилось число «3» за счет уменьшения количества «2» и «1».
К.В. показал увеличение числа «3» за счет уменьшения «2».
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изготовление развертки коробки настольной с плинтусом».
Разработано Петушковой Н.Д.
Предметная задача: освоить приемы изготовления развертки коробки.
Метапредметная задача: знать последовательность выполнения операций при изготовлении развертки, уметь обнаружить ошибку в последовательности операций при реализации.
Исходное состояние: группа – 5 человек, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.
«+» Учащиеся работали с предметно-технологической картой (пооперационные образцы + название операции) при выполнении аналогичной работы (коробка открытая).
«-« Учащиеся не работали по картинному плану, на котором каждая операция изображена отдельно.
Конечное состояние: составлять план из карточек, на которых каждая операция изображена отдельно и выполнять изготовление развертки коробки по составленному плану.
ХОД УРОКА:
Действия учителя | Действия учеников |
1. Объяснение задачи урока - Скажите, что такое развертка? -Сегодня мы должны сделать развертку коробки с плинтусом. Что мы должны знать, чтобы сделать развертку? - Назовите эти операции. - Эти операции можно выполнить в любом порядке? - Верно. Сейчас мы определим порядок выполнения операций или составим план работы. (разметка, крой, рицовка, фальцовка) | - Развертка – это коробка в развернутом виде. - Какие операции выполнить. - Рицовка, крой, разметка, фальцовка. - Нет, нужно по порядку. |
2. Составление плана работы - Я раздам вам карточки с рисунками. На рисунках ученик выполняет операции по изготовлению развертки (приложение 1). Внимательно посмотрите на рисунки и разложите их в правильной последовательности. | Учащиеся составляют картинный план: Клава – самостоятельно, верно; Егор – действует не очень уверенно, после выставления каждой карточки требует подтверждения правильности, верно; Саша – стремится выполнить задание самостоятельно, но делает ошибки (фальцовка сделана до выполнения рицовки); Гена, Лиза – составляют план только с дополнительными объяснениями и с помощью учителя Лиза – может только назвать изображенные на рисунках операции, план составить не может; Гена – называет только отдельные операции, план составить не может. |
3. Изготовление развертки коробки. Учащиеся выполняют задание по составленному плану. | Клава – самостоятельно; Егор – требует небольшой поддержки, сверяясь с планом; Саша – самостоятельно, сверяясь с планом, который составлен неверно; Гена, Лиза – работают с помощью и под контролем учителя. |
4. Анализ выполненных работ. - Почему у Саши развертка не получилась? | Клава, Егор выполнили задание удовлетворительно; Саша – результат неудовлетворительный, заготовка испорчена; Гена, Лиза – развертка низкого качества ( все действия выполнялись с помощью учителя). - Не была сделана рицовка, а без рицовки при фальцовке картон ломается (ранее были изучены свойства картона). Саша показывает рисунок с пропущенной операцией, не называя ее (выраженные речевые нарушения). |
5. Подведение итогов Учитель подчеркивает необходимость точного составления и следования плану для изготовления изделия, отвечающего техническим требованиям. | Учащиеся с помощью учителя нашли взаимосвязь качества изготовленной развертки с точностью составления и выполнения плана. |
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План участия в экспериментальной работе
план участия в экспериментальной работе...
Участие в экспериментальной работе.
2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основ...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе с учащимися с ОВЗ
Представлен опыт Барбаковой Ольги Николаевны исследовательской, опытно-экспериментальной работы по теме "Использование ИКТ в работе учителя школы 1-2 вида"...
2017-2018гг. Участие в экспериментальной работе
2017год. Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ и РО "Новый Век"2018год. Участник Международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушин...
Участие в экспериментальной и инновационной деятельности и/или руководство данной деятельностью.
Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования.С...
Участие в экспериментальной деятельности
Сертификат,справка...