ПРОГРАММА по курсу «Психомоторика и развитие сенсорных процессов»
рабочая программа по теме

Сурмак Евгения Михайловна

ПРОГРАММА

 

по курсу

 

«Психомоторика и развитие сенсорных процессов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_psihomotorike.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по курсу

«Психомоторика и развитие сенсорных процессов»

Составила Сурмак Е. М.


Пояснительная записка

Преподавание предмета «Психомоторика и развитие сенсорных процессов» в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида обусловлено необходимостью коррекции недостатков психического и физического развития детей с нарушенным интеллектом средствами сенсомоторной деятельности.

За детьми, больными олигофренией закрепился термин «моторно - неловкий», который охватывает в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Формирование движений и двигательных навыков у этих детей затруднено, этот процесс длителен. Механизмы нарушений моторики  детей, страдающих олигофренией, могут быть раскрыты на основе физиологической теории уровневой организации движений Н. А. Бернштейна. На основе этой теории Н. П. ВАйзманом предложены принципы коррекции психомоторики детей с нарушенным интеллектом, отличные от методов лечебной физкультуры. Коррекционная работа индивидуализирована и учитывает структуру уровневых поражений. Работа этих авторов являются теоретической основой данной программы.

Кроме моторных нарушений у детей с проблемами в развитии, как правило, затруднено формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.

Коррекция психомоторного и сенсорного развития детей, страдающих олигофренией, позволит приспособить их к посильному систематическому труду.

В предлагаемой программе выделяются следующие разделы.

1.    Психогимнастика.

2.    Диагностика состояния сенсомоторных процессов.

3.    Развитие психомоторики.

4.    Сенсорное развитие.

5.    Учебные игры, способствующие сенсомоторному развитию.

6.    Контрольная диагностика состояния сенсомоторных процессов.

В каждое занятие включаются разделы 3 и 4.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, уровня их умений и навыков.

В программе для учащихся 3, 4-х классов использованы оздоравливающие учебные игры, разработанные А. С. Валявским и А. С. Яковис.

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

Содержание первого раздела составляют психогимнастические упражнения, которые направлены на развитие коммуникативных умений учащихся, способностей к саморегуляции, коррекцию эмоционально- волевой сферы. Занятия по психогимнастике являются вводными, способствуют сплочению группы и созданию благоприятного психологического климата. Разделы 2 и 4 являются диагностическими. Их задачей является определение уровня развития сенсомоторных процессов учащихся в начале и конце учебного года, что позволит сделать вывод об эффективной  коррекционной помощи ребенку на каждом возрастном этапе.

Раздел 3 включает две группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на повышение функционального   уровня систем организма энергетического потенциала. К ней относятся:

- дыхательные упражнения;

- стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал;

- упражнения, направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;

- работа с локальными мышечными движениями;

- упражнения для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:

- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координаций;

- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;

- несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

- упражнения на развитие чувства ритма;

- развитие перцептивных и мнестических возможностей;

- формирование пространственных представлений;

- упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;

- развитие ловкости;

- развитие произвольного внимания.

Раздел 4 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию ребенка – развитию его восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов.

Упражнения, используемые для каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала – задания с реальными предметами, потом- с моделями предметов, в завершение – задания на зрительное различение или узнавание свойств предметов.

Раздел 5 является обобщающим по пройденному курсу, содержит учебные игры, способствующие комплексному сенсомоторному развитию.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.


0 класс

(68 часов)

(2 часа в неделю)

1.    Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

2.    Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)

Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.

3.    Развитие психомоторики

3. 1. Дыхательные упражнения. Двухфазные дыхательные упражнения. Соединение дыхания и движения.

3. 2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж кистей и пальцев рук, катание ладонью шариков, хватание предмета, обмахивание веером.

3. 3. Релаксационные упражнения.

3. 4. Развитие чувства ритма: ритмические хлопки, притопы, считалки с движениями.

3. 5. Повышение устойчивости позы, удержание позы, упражнения в равновесии.

3. 6. Формирование пространственных представлений: работа с конструкторами «Лего», магнитным пластмассовым, металлическим; с разрезными картинками, кубиками.

3. 7. Динамическая организация движения: причесывание, перелистывание, обведение фигуры на бумаге, прыгание до черты.

3. 8. Развитие ловкости: прыжки до заданного места, упражнения с мячом.

3. 9. Развитие произвольного внимания. Игры: «Ам!», «Цветы», «Нос, рот» и т.п.

3. 10. Развитие мелкомоторных движений: конструирование из конструкторов. Классификация мелких предметов, составление узоров из мозаик, перекатывание в пальцах карандашей, бусинок, камешков, шнурование, закручивание гаек на болты, одевание и раздевание кукол, шитье по контуру картинки.

4. Развитие сенсорных функций: осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса (50 часов)

4. 1. Развитие осязания (12 часов):

- перекатывание мяча по рукам, ногам;

- катание мячей ступнями ног;

- катание мячей поочередно правой и левой ногой;

- ощупывание поверхностей;

- узнавание наощупь знакомых предметов;

- подбрасывание колец, мячей, шаров.

4. 2. Развитие обоняния (10 часов):

- распознавание запаха, дифференциация их с помощью обоняния;

- узнавание знакомых запахов;

- выделение по запаху предметов;

- сравнение запахов;

- поиск коробочек с похожими запахами;

- вдыхание эфирных масел.

4. 3. Развитие зрения (10 часов):

- различие зрительных раздражителей;

- рассматривание себя в зеркале, работа над значением частей тела, лица, мимикой;

- рассматривание фотографий, узнавание знакомых;

- различение игрушек 6 основных цветов и 8 – 10 предметов по образцу, слову, называть их;

- подбор к цветному фону деталей такого же цвета;

- составление из мозаики узоров 1, 2, 3 цветов;

- раскладывание предметов (бусинок, палочек), чередующихся по цвету;

- выбор предметов круглой, квадратной, треугольной формы;

- обследование предметов по величине:  большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше;

- выбор предметов 2 – х, 3 –х контрастных величин;

- подбор предметов одинаковых по величине: крышки к коробкам, банкам.

4. 4. Развитие слуха (10 часов):

- выполнение различных движений под звучание музыкальных инструментов;

- движения в ритме музыки;

- дифференцирование громких и тихих звуков;

- угадывания направления, откуда слышится звук;

- узнавание голосов ребенка, взрослого, с завязанными глазами;

- угадывание источника звука;

- слушание ритмических звуков;

- воспроизведение звуков, звучащими предметами;

- выделение звука среди других.

4. 5. Развитие вкуса (8 часов):

- реагирование на определенный вкус;

- слежение за мимикой лица (соленое, кислое, сладкое, горькое);

- выбор любимых вкусов;

- пробование контрастной пищи (лимон, горчица, соль, сахар);

- знакомство с дополнительными вкусовыми ощущениями.

5. Учебные игры, способствующие сенсомоторному развитию

(10часов):

- игры для тренировки кинестетического канала;

- игры для тренировки визуального канала;

- игры для тренировки аудиального канала;

- комплексные игры.

6. Контрольная диагностика состояния сенсомоторных процессов

(3 часа)

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

     - выполнять предложенные мелкомоторные действия с предметами;

- не сопротивляться прикосновениям к телу;

- выполнять тактильные действия с предметам;

- реагировать на запах;

- дифференцировать запах с помощью обоняния;

- дифференцировать вкусовые качества;

- определять вкусовые качества пищевых продуктов;

- дифференцировать зрительные впечатления;

- воспринимать, выделять и дифференцировать звуковые раздражители;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.


1 класс

(68 часов)

(2 часа в неделю)

1.Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

2. Диагностика состояния сенсомоторных процессов  (3часа)

Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.

3. Развитие психомоторики

3.1. Дыхательные упражнения. Четырехфазные дыхательные упражнения («вдох – задержка – выдох – задержка»). Соединение дыхания и движения.

3. 2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами, самомассаж головы, ушных раковин.

3. 3. Оптимизация тонуса, обучение релаксации.

3. 4. Работа с локальными мышечными движениями.

3. 5. Повышение устойчивости.

3. 6. Развитие чувства ритма.

3. 7. Развитие перцептивных и мнестических возможностей. Развитие  зрительной, тактильной, слуховой чувствительности. Перевод из модальности в модальность.

3. 8. Формирование пространственных представлений: дифференциация себя, развитие представлений о схеме тела, работа с пазлами, кубиками, разрезными картинками.

3. 9. Динамическая организация двигательного акта.

3.10. Развитие ловкости: бег, прыжки, упражнения с мячом.

3. 11. Развитие произвольного внимания – реагирование на подаваемый сигнал соответствующей реакцией.

3. 12.Развитие мелкомоторных движений.

4. Сенсорное развитие  (48 часов)

4. 1. Восприятие цвета (6 часов).

Знакомство с цветом.

 Узнавание цвета.

Сочетание цветов, оттенков цвета.

4. 2. Восприятие формы (6 часов).

Знакомство с геометрическими фигурами.

Чувственное восприятие формы.

 Определение формы.

4. 3. Восприятие величины (6 часов).

Восприятие параметра величины: большой – маленький.

Восприятие параметра высоты:  высокий – низкий.

Восприятие параметра длины: длинный – короткий.

Восприятие параметра ширины: узкий – широкий.

Восприятие параметра толщины: толстый – тонкий.

4. 4. Восприятие пространства (6 часов).

Далеко – близко. Глубоко – мелко. Восприятие направления: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо.

4. 5. Восприятие времени (6 часов).

Части суток.

Времена года.

Восприятие последовательности, длительности и частоты события.

4. 6. Восприятие свойств предметов (6 часов).

Восприятие температуры: горячо – холодно.

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый.

Восприятие вкуса.

Восприятие запаха.

Восприятие звука.

4. 7. Развитие целостности восприятия (6 часов).

Узнавание предметов и изображений.

Конструирование предметов и изображений.

4. 8. Развитие речи (6 часов).

Тренировка моторной активности рта.

Тренировка речи.

Упражнения для голоса.

 

5. Учебные игры, способствующие сенсомоторному развитию (10 часов)

Комплексные игры.

6. Контрольная диагностика состояния сенсомоторных процессов

 (3 часа)

 

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в шеренгу по одному, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях, плечах, не сутулиться);

- соизмерять силу движений с ситуацией;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

- выполнять игровые движения;

- ходить свободными естественным шагом, не мешая друг другу;

- давать простую характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, звук.

Учащиеся должны знать:

- названия основных цветов, форм предметов;

- характеристики величин предметов;

- названия дней: вчера, сегодня, завтра;

- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

- названия времен года: осень, зима, весна, лето.


2 класс

(68 часов)

(2 часа в неделю)

1. Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психомоторного напряжения.

Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

2. Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)

Определение состояния уровней построения движений.

Определение ведущего анализатора.

3. Развитие психомоторики

3. 1. Удержание определенной позы в покое и движении.

3. 2. Удержание определенной позы после сбивающего действия.

3. 3. Упражнения в равновесии с помощью гимнастической скамейки: ходьба с одновременными движениями с песней, текстом.

3. 4. Музыкально- ритмические упражнения.

3. 5. Упражнения в быстром выполнении неожиданных заданий.

3. 6. Лазанья через препятствия.

3. 7. Упражнения с партнером.

3. 8. Метание в цель.

3. 9. Эстафеты.

3. 10. Игры по правилам.

3. 11. Упражнения с сочетанием движения и речи.

3. 12. Ролевые игры, этюды, импровизации на заданную тему.

3. 13. Развитие мелкомоторных движений. Игры для пальцев с пением. Игры с мячом. Составление геометрических узоров из мелких предметов. Графические диктанты. Дорисовывание узоров. Работа с пластилином.

4. Сенсорное развитие (48 часов)

4. 1. Развитие и коррекция тактильного восприятия (8 часов):

« Игра в салочки», « Спиной друг к другу», релаксация без музыки, « Три старых тетушки», игры с мешком для ощупывания предметов, игры с водой различной температуры, « Жужжи шмель», осязание предметов различной температуры, « Славный ослик», « Найди свой предмет» и другие игры.

4. 2. Развитие и коррекция кинестетического восприятия (8 часов):

Игры с мячом, игры с воздушными шарами, сортировка тяжелых предметов, ходьба впереди и позади кого – либо, прыжки близко-далеко, высоко – низко, моделирование предметов в воздухе, обведение контуров ладоней, стоп, рисование толстым (тонким) мелом, имитация различных животных. , работа с тестом, движение под музыку, разрезание бумаги, вырезание фигур, пение с движениями, игра «Делай как Джон», ползание как змея.

4. 3. Развитие и коррекция зрительного восприятия. Развитие зрительной памяти (8 часов):

« Делай, как Джон», « Сделай это, сделай то», игры с куклами (одевание, раздевание), рисование карандашами, вырезание, склеивание, игры с конструктором,  рассортировка разнообразных предметов, измерение кусков и их сравнение, игра на запоминание, игры в магазин, рисование на зеркале, игра «Фотоаппарат».

4. 4. Развитие и коррекция слухового восприятия. Развитие слуховой памяти (8 часов):

- Упражнения и игры, направленные на слуховую концентрацию: различение ближних (дальних) звуков, определение характера звуков с закрытыми глазами, поиски тикающего будильника, разрывание различного типа бумаги, игры «Сделай это, сделай то», «Музыкальные кресла».

- Упражнения и игры, направленные на различение звуков.

- Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти; пересказ коротких рассказов, пение песен, чтение стихов, считалок, выполнение заданий по словесной инструкции и др.

4. 5. Языковое развитие (8 часов):

- «Разговор  на заданную тему», чтение коротких рассказов и сказок, пересказывание рассказов и сказок, тренировка речи, тренировка моторной активности рта.

4. 6. Интеграция  всех органов чувств  (8 часов):

Координированные игры и задания: самомассаж, шнурование, пришивание, одевание, сравнение предметов, импровизация движений.

5. Учебные игры, способствующие  сенсомоторному развитию (10 часов)

- Игры для тренировки кинестетического канала.

- Игры для тренировки визуального канала.

- Игры для тренировки аудиального канала.

- Комплексные игры.

6. Контрольная диагностика состояния сенсомоторных процессов

(3 часа)

 

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;

- самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;

- выполнять в определенном ритме и темпе;

- играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;

- адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.


3 класс

(68 часов)

(2 часа в неделю)

1. Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

2. Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)

Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.

3. Развитие психомоторики

3. 1. Дыхательные упражнения. Четырехфазные дыхательные упражнения. Поверхностные  и глубокие дыхательные движения. Восстановление дыхания после интенсивных упражнений.

3.2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, самомассаж, взаимомассаж  головы, стоп, рук, ушных раковин, хлопки, танцевальные движения.

3. 3. Оптимизация тонуса. Релаксационные упражнения: «Летняя ночь»,

 «Отдых на море», «Отдых в волшебном лесу», «Водопад».

3. 4. Развитие чувства ритма – выполнение движений под музыку, под счет; отхлопывание ритма известных песен.

3. 5. Динамическая организация движений – выполнение упражнений типа « Галоп», «Кукольный шаг», «Робот» и т. п.

 3. 6. Развитие ловкости. Игры: «Достань мяч», «Четверо в комнате», «Камешки» и т. д.

 3. 7. Повышение устойчивости. Упражнения для развития равновесия с лентами, скамейкой, мячом.

3. 8. Работа с патологическими ригидными телесными установками: отработка глазодвигательных упражнений, тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.

3. 9. Игры на развитие скорости и координации движения руки: «Змейка»,

«Щелчки», «Бантики», «Перетяжечки», «Прижми палец», «Фантики», «Блошки» и т. д.

4. Оздоравливающие учебные игры (48 часов)

4. 1. Игры для тренировки диспетчерской программы (6 часов):

«Замри – отомри», «Держи себя в руках», «Урок», «Сборы в школу», «Кто пойдет гулять с собакой?», «Внимание, приготовились, начали».

 4. 2. Игры для тренировки кинестетического анализатора (6 часов):

«Солнышко, заборчик, камушки», «Проба Бируни», «Идет бычок», «Катись колбаской», «Ловкие ящерицы», «Прыжки через газету», «Защитный скафандр», «Марионетки».

4. 3. Игры для тренировки визуального канала (6 часов):

«Сравни буквы», «Не сойти с тропы», «Раскраска участков», «Буквы в воздухе», «Воздушные спирали».

 4. 4. Игры для тренировки аудиального канала; развитие чувства ритма (6 часов):

 «Поезд в Вологду», «Ики – юки», «Пошумелки», «Расшифруй слово».

4. 5. Игры для тренировки взаимодействий правого и левого полушарий мозга (6 часов):

 «Заяц – барабанщик», «Раскладка алфавита», «Секреты ладушек», «Прыжки на месте»

4. 6. Игры для тренировки левого полушарий мозга (9 часов):

 «Лишние картинки», «Определения, «Классификация картинок»,

 «Перепутавшиеся буквы», «Мяч и числа», « Раскладка сотни»,

4. 7. Игры для тренировки правого полушария (9 часов):

 «Вопросы к предмету»,  «Вопросы к предложению», «Отгадай предмет»,

«Точка зрения», «История в картинках», «Хорошо – плохо».

5. Оздоравливающие программы (10 часов)

Игры на стадионе. Пешеходная прогулка по лесу. Звуки вокруг нас. Цвет вокруг нас. Коллективное творческое дело.

6. Контрольная диагностика состояния психомоторных и сенсорных процессов (3 часа)

 

Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять упражнения по словесной инструкции учителя;

- самостоятельно принимать решения в ходе меняющейся ситуации в предложенной игре;

- проявлять адекватные эмоциональные реакции;

- осуществлять элементы самоконтроля в ходе оздоравливающих учебных игр;

- быстро и качественно выполнять базовый набор игр.


4 класс

(68 часов)

(2 часа в неделю)

1. Психогимнастика (4 часа)

Развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы. Тренинговые упражнения, способствующие мышечному расслаблению.

2. Диагностика состояния сенсомоторных процессов (3 часа)

Определение состояния уровней построения движений. Определение ведущего анализатора.

3. Развитие психомоторики

3. 1. Дыхательные упражнения. Четырехфазные дыхательные упражнения. Поверхностные  и глубокие дыхательные движения. Восстановление дыхания после интенсивных упражнений.

3.2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, самомассаж, взаимомассаж  головы, стоп, рук, ушных раковин, хлопки, танцевальные движения.

3. 3. Оптимизация тонуса. Релаксационные упражнения: «Радуга», «Рыбки», «Волшебный сон».

3. 4. Развитие чувства ритма – выполнение движений под музыку, под счет; отхлопывание ритма известных песен.

3. 5. Динамическая организация движений – выполнение упражнений типа

«Делай как я», «Зарядка» и т. п.

 3. 6. Развитие ловкости: «Клоуны», «Факир», «Немые камешки», «Перетяни за черту» и т. д.

3. 7. Повышение устойчивости. Упражнения для развития равновесия с лентами, скамейкой, мячом.

3. 8. Работа с патологическими ригидными телесными установками: отработка глазодвигательных упражнений, тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.

3. 9. Игры на развитие скорости и координации движения руки: «Спрячь платок», «Блошки», «Перетяжечки» и т. д.

4. Оздоравливающие учебные игры (48 часов)

4. 1. Игры для тренировки диспетчерской программы (6 часов):

 «Подвиг разведчика», «Держи себя в руках», «Урок», «Сборы в школу»,

«Хлопки под коленками», «Внимание, приготовились, начали»,  «Игры с мячом».

4. 2. Игры для тренировки кинестетического канала (6 часов):

«Солнышко, заборчик, камешки», «Водичка», «Роботы и улитки»,

 «Черепахи и метеоры», «Попади в круг», «Найди свое место», «Кот в мешке», «Буквы  из кубиков».

4. 3. Игры для тренировки визуального канала (6 часов):

 «Не крути головой», «Не сойти с тропы», «Листок клевера», «Запомни числа», «Буквы на экране»,  «Воздушные спирали».

4. 4. Игры для тренировки аудиального  канала (6 часов):

«Три скорости чтения», «Ики – юки», «Тише – громче», «Таинственные стуки», «Угадай голос».

4. 5. Игры для тренировки взаимодействий правого и левого полушарий мозга (6 часов):

 «Счет шагов», «Раскладка алфавита», «Раскладка чисел», «Тридесятое царство», «Кукольный шаг», «Носочек + рука», «Пальчиковые игры».

4. 6. Игры для тренировки левого полушария мозга (9 часов):

 «Найди ошибку», «Определения», «Домино», «Найди букву», Перепутавшиеся буквы», «Кто я, где я?», «Раскладка сотни», «Слон меньше комара».

4. 7. Игры для тренировки правого полушария мозга (9 часов):

«Персональный шрифт», «Поиск родственников», «Цветные квадраты», «Найди связь», «Половинки пословиц», «Сходство – различие».

5. Оздоравливающие программы (10 часов)

Игры на стадионе, пешеходная прогулка по лесу, мир вокруг нас, движения вокруг нас, коллективное творческое дело.

6. Контрольная диагностика состояния психомоторных и сенсорных процессов (3 часа)

 

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно и быстро включаться в проведение учебной оздоравливающей  игры;

- четко и организованно выполнять предложенные правила игры;

- самостоятельно разрешать конфликтные ситуации в ходе игры;

- проявлять адекватное эмоциональное реагирование в ходе занятия.


Литература

1. Аксенова М. И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Горький, 1988.

2. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М., 1947.

3. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии и активности. – М., 1966.

4. Вайзман  Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. – М., 1976.

5. Валявский А. С., Яковис  А. С. Оздоравливающие учебные игры. – С.-П.. 2001.

6. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.

8. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М., 1994.

9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка. – М., 1994.

10. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.. 1980.

11. Гутинская Н. И. Психологическая готовность к школе. – М.,1994.

12. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М., 2006.

13. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004.

14. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997.

15. Мозговой В. М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. – Ж. «Деф» №2, 1972.

16. Эллнеби И. «Право детей на развитие». – Минск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" для 2 класса специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" разработана для 2 класса специальной общеобразовательной) школы VIII вида в соответствии с программой, разработанной Л.А. Метиевой и Э...

конспект урока по психомоторике и развитию сенсорных процессов 4 класс

Развитие внимания и психоустойчивости детей с отклонениями в развитии в 4 классе...

Рабочие программы по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов"

Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорны...

Психологическое занятие по развитию сенсорных процессов в 3-ем классе на тему: «РАДУГА ЦВЕТА»

Цели:Учить различать цвета и их оттенки, чередовать предметы по цвету.Продолжать обучать способам обследования при восприятии предмета. Коррекция зрительного восприятия цвета через стимулирование...

конспект занятия по развитию сенсорных процессов

занятие по психомоторике и развитию сенсорных процессов 2 кл....

Игры и упражнения на развитие сенсорных процессов

Игры, используемые на занятиях по развитию сенсомоторики...