Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: "Идет бычок качается."
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПСИХОМОТОРИКЕ И РАЗВИТИЮ
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ,
данного
учителем – дефектологом
Сурмак Евгенией Михайловной
Тема: | Идет бычок качается. |
Цель: | Развитие и коррекция кинестетического восприятия: внутренних ощущений (ощущение мышц), мета—ощущений (ощущение эмоций и чувств). |
Задачи: |
|
Оборудование: | -- магнитофон, -- аудиокассета с записью звуков леса, -- тактильная дорожка, -- дорожка со следочками. |
Ход занятия.
Этап занятия, время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Приме-чания |
1. Вводная часть. (5 мин) | |||
1. Орг. момент. (1 мин) | В кабинете дети здороваются с педагогом и друг с другом. | Дети здороваются, говорят друг другу ласковые слова. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» | Если возникает трудность, сказать что—то «вкусное», «сладкое», «цветочное») |
2. Актуализация знаний (4 мин) | Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут лилипутики. Они такие маленькие-маленькие. Покажите мне, какие они маленькие. Вот какие маленькие бывают гномики. Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая? На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят «динь-динь» Живут гномики в лесу на полянке, где растет много-много цветов. | Педагог показывает рукой какую-то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту. Все меньше и меньше, до самых крошечных. Дети показываю на себе, какая у них длинная борода. Дети топают ножками. Дети «надевают» шапочки и качают головками, «динь-динь». | |
2. Дыхательная гимнастика. (7 мин) | |||
1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. | Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" - раз. Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух». | Исходное положение: стоя в колонну по одному. Схема: 1-й шаг-два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги — выдох. | |
2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. | Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем. А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух». Далее все эти движения на 4 такта повторяются. | Исходное положение: стоя в колонну по одному. Схема: дети стоят друг за другом; на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо (налево) и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох. | |
3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. | Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх". Затем опускаем руку, делаем три шага, и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух». Далее все эти движения на 4 такта повторяются. | Исходное положение: стоя в колонну по одному. Схема: дети стоят друг за другом; на счет «раз» - шаг с поворотом головы вправо (влево) с прикладыванием левой (правой) ладони к уху и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» -возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох. | |
4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара « быстрых вдохов », далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. | Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо и делаем три шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я». | Исходное положение: стоя в колонну по одному. Схема: 1-й шаг - поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох. | |
3. Упражнения стимулирующие, повышающие энергетический потенциал (гимнастика) (8 мин) | |||
Напряженно (1 мин) | Головкой влево мотнули, наклонили ее подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали: «динь-динь-динь». Теперь вправо головой склонились, к плечику наклонились, послушали другим ушком: «дзинь-ля, дзинь-ля-ля». Теперь головку вперед склонили, стараются гномики подбородочком коснуться своей курточки, опять чуть покачали своими головками, послушали: «дили-лили-линь, дили-лили-линь». Назад головку опрокинули, послушали: «динь-дон, динь-дон». | ||
Расслабленно (3 мин). | Очень весело стало гномикам, стали они головками крутить влево-вправо. Головка у них, как шарик, по плечам катается: «динь-дон, бам-блям, дили-дили-линь!» Чувствуете, гномики, как легко шейка головку катает, какой перезвон идет по всей полянке? «Дзинь-ля-ля, динь-дон, динь-бом!» У всех колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше. | ||
Поединок в кругу | Затеяли гномики силами мериться: кто кого одолеет. Стали кружком вокруг озера, друг другу на плечики обе руки положили, ножки расставили, крепко в пол уперлись ножками, напряглись всем телом, силой от земли налились и давай друг друга руками вниз давить. | ||
Расслабленно (1 мин) | Руки в воду прохладную опустили, поболтали ими в воде, как будто это не ручки, а две веревочки на плечиках болтаются, встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай волны руками гнать влево - вправо. Ручки прямые, свободно висят, как будто полощутся — влево, вправо, кругом. | ||
Кулачки-молоточки (Медленно) | Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну ими молотить по воде: раз! Два! Три! | ||
Быстро-часто | Брызги во все стороны. Весело гномикам. Все быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, кулачки уже стучат не так быстро, еле-еле, тихо-тихо. Все. | ||
Обтирание Плавно расслабленно | Обрызгались гномики с головы до ног, промокли. Стали лицо вытирать, ладошечкой — нежно, ласково, а теперь — плечики, ручки, спинку, грудку. | Дети вытирают ладошкой лицо, плечи, руки, живот, ноги. | Педагог показывает, как плавно и мягко движутся руки, как свободны движения у обоих гномиков в паре |
Встряхивание (Расслабленно) | Остатки воды с себя стряхнули гномики — раз! — и встряхнулись гномики всем телом. Подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись. Как мама встряхивает постиранный платочек. Раз! Опять сухие. | ||
Ходьба по сенсорной тропе. | И тут наши лилипутики вспомнили о волшебной тропинке, которая окружала их полянку. И решили по ней прогуляться. | ||
4. Упражнения, способствующие сенсорному развитию детей. (5 мин) | |||
Игра «Идет бычок качается». | Они нагулялись. И решили опять поиграть. Постелили волшебную тропинку. И начали по ней ходить необычным образом. Сначала дети проходят по доске вперед обычным шагом, расставив руки в стороны. Затем они должены вернуться на старт и пройти по доске боком приставным шагом, затем другим боком, а потом и спиной вперед. Потом этот цикл повторяется, но уже с закрытыми глазами. Точно так же осваивается ходьба на носочках и на пятках. | После нескольких тренировок ведущий приступает к следующему этапу. После предупреждения он начинает «пугать» игрока, пока тот двигается по скамейке с закрытыми глазами. Это могут быть внезапные громкие свистки прямо над ухом, хлопки в ладоши перед носом. Хорошая помеха - попытка рассмешить ребенка. Можно просто смеяться рядом с ним (не над ним!). | Тренер идет рядом и на всякий случай страхует ребенка, не прикасаясь к нему. Когда ребенок готов упасть со скамейки, а это часто бывает при ходьбе «вслепую», ведущий его придерживает или ловит. |
5. Этюд на выражение отдельных качеств характера и эмоций. (5 мин) | |||
Эмоция удовлетворения, довольства. | Теперь можно отдохнуть. Сядем в круг лицом друг к другу. И скажем: «Какие мы молодцы!» Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны, что нам приятно:
Молодцы! | Педагог показывает, дети повторяют. | |
Эмоция страха, испуга. | А сначала мы немножко испугались. Правда? Страшно было, что мы можем упасть:
| ||
6. Подведение итогов. (2 мин) | |||
Ритуал прощания. | До свидания, мои славные гномики! Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в ваши веселые игры. Хоровод, хоровод — Пляшет маленький народ, Танцевать, дзинь-динь, Ля-ля-ля, Мы готовы целый год! Дзинь-ля-ля, Дзинь-ля-ля, Вот так песенка моя, Ты поешь, а я пляшу, Шапочкой своей машу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы
конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра...
Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"
Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы») Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...