Игра- викторина «Молочные реки - кисельные берега»
методическая разработка (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molochnye_reki-kiselnye_berega.rar | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Г. МИЧУРИНСКА
Игра- викторина
«Молочные реки - кисельные берега»
для учащихся 1-5 классов
Учитель СБО
Н.И.Кострикина
Игра- викторина «Молочные реки - кисельные берега»
Цель:
- Расширить представление детей о молоке и ассортименте молочных продуктов и их свойствах как обязательном компоненте ежедневного рациона.
- Развивать умения использовать имеющиеся знания на практике; научить детей составлять ежедневное меню с включением молочных продуктов.
- Воспитывать любовь к молоку и молочным изделиям.
Оборудование:
конверты с вопросами, песочные часы на 1 минуту, волчок со стрелкой, теннисные шарики, мультимедийный проектор, экран.
Для викторины:
Из числа учащихся 2-5 классов выделяются 4 команды, остальные дети (1 класс) – зрители, болельщики.
Если Знатоки затрудняются с ответом, зрители могут принять участие в игре.
За правильные ответы команда получает очки (теннисные шарики), за выигрыш – призы.
Конверты с заданиями выложены по кругу на середине стола, в центре – юла со стрелкой.
Ход игры
- Мобилизующий этап.
Ведущий: Рассмотрите картинку "Домашние животные"(слайд № 2) Какое животное является самым полезным для человека?
Ученики: предлагают свои варианты ответов.
Ведущий: Самое полезное животное для человека – корова (слайд № 3). Молочные продукты являются основной пищей для большинства людей.
Ведущий: Внимательно рассмотрите прямоугольник (слайд № 4), найдите слова и сформулируйте о чем сегодня будет наша викторина .
ы в м о л о к о р н и
м о л о ч н ы е с ь ю
ф р я п р о д у к т ы
Ученики: "Молоко и молочные продукты".
Ведущий: Мы решили узнать как можно больше о пользе молока и молочных продуктов. Выяснить, молоко, каких животных употребляет в пищу человек (слайд № 5).
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
С древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства.
Выдающийся ученый Древнего Востока Авиценна в своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение, отдав коровьему.
В одной английской школе провели эксперимент. Часть мальчиков, кроме обычной порции молока стала получать дополнительную. Педагоги следили, чтобы ребята это молоко обязательно выпивали. Спустя три года на медицинском осмотре выяснилось следующее: школьники, получавшие ежедневно дополнительно стакан молока, значительно обогнали своих сверстников в весе и росте. В среднем каждый из них прибавил по три килограмма. Этот опыт ещё раз подтверждает исключительную высокую биологическую ценность молока для развивающего организма.
- Сообщение темы мероприятия
2.1. Представление команд
Ведущий: Сегодня мы проведем викторину «Молочные реки - кисельные берега» (слайд № 6)
в которой участвуют 4 команды:
«Бондари»
«Веселый молочник»
«Простоквашино»
« Вкуснотеево»»
они будут выполнять задания, а жюри будет оценивать и подводить итоги.
- Представление жюри
- Домашнее задание
Ведущий: Команды подготовили домашнее задание, которое представят нашему вниманию.
3.1. Устный журнал "История молока"(слайд № 7).
Ведущий: Слово предоставляется команде «Бондари».
- 7500 лет назад.
На территории Европы стали держать стада для получения не только мяса, но и молока. В те времена человеческий организм ещё не мог переваривать молочный сахар. Но со временем у нас появился ген, ответственный за расщепление лактозы (молочный сахар, содержащийся в молоке).
- 2500 лет назад.
Молоко издавна высоко ценили за его питательные свойства и даже считали лечебным продуктом. Великий врач древности Гиппократ назначал молоко при туберкулёзе и нервных расстройствах. А другой врач Авиценна считал его незаменимым продуктом для маленьких и пожилых людей.
- 600 лет назад.
В богатых семьях считалось, что молоко полезно пить только детям и старикам. А вот в крестьянских семьях молоко и, приготовленные из него масло и творог, были основными и ценными продуктами питания.
Эти продукты любовно называли "белым мясом". В то же время молоко применяли для лечения нервных болезней, проблем с желудком, и в качестве противоядия.
- 200 лет назад.
Впервые было получено сухое молоко. До сих пор считается, что по питательным свойствам оно не уступает цельному, хотя это мнение разделяют и не только специалисты.
5 - Наше время.
Молоко считается важнейшим продуктом питания. На полках магазинов есть молоко с добавлением йода, железа или витаминов, обезжиренное, топлёное, цельное. Выбрать этот напиток можно на любой вкус и для любого желудка.
- "Молочные загадки"(слайд № 8).
Ведущий: Слово предоставляется команде «Веселый молочник».
Первый ученик
Все мы любим без обмана
Деревенскую: (сметану)
Она любима тем, кто вкус имеет тонкий,
Густая, сладкая варёная: (сгущёнка)
Второй ученик
Она вполне годится для окрошки,
Оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (сыворотка)
Готовить пищу так легко,
Коль есть: (сухое молоко)
Не надеясь на прививки,
Мы употребляем: (сливки)
Чтобы стала жизнь прекрасной,
Вы на хлеб намажьте: (масло)
Третий ученик
Он бывает в шоколаде,
Дети очень ему рады,
Он сытнее, чем хот-дог,
Глазированный: (сырок)
Очень вкусное печенье
И отличнейший пирог
Будет, если мы добавим
По пропорции: (творог)
Четвёртый ученик
Ну что вкусней быть может в мире,
Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
- « Польза молока» (слайд № 9)
Ведущий: Слово предоставляется команде « Простоквашино»
1ученик.
Молоко - уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усвояемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и молочные продукты содержат все необходимые для организма пищевые вещества (слайд № 10).
2-ученик.
Каждый ребёнок, появившись на свет, питается только молоком. В молоке свыше двухсот полезных веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, органические кислоты, лактоза (молочный сахар) и другие компоненты.
3-ученик.
Издавна человек замечал полезные свойства молока. Оно является незаменимым лекарством от многих болезней. Например, молоко рекомендуют употреблять при заболеваниях нервной системы, для улучшения состава крови. Молоком можно лечат кашель, бронхит, астму. Если у вас бессонница, то можно выпить немного подслащённого молока, и вы уснете. В другом случае молоко может и взбодрить, если выпить его с утра. При раздражительности и нервозности молоко просто необходимо!
4-ученик
Дыхательная и пищеварительная система работают отлично, если человек пьет молоко. А если вы хотите быть умным и интеллектуально развитым человеком, то молоко должно стать вашим другом. Благодаря содержанию полезных веществ в молоке, его прописывают многим больным, даже в борьбе с такой страшной болезнью, как туберкулез.
Ведущий: - Сейчас о пользе молока нам расскажут болельщики
Первый ученик.
Поговорить о молоке
Нам хочется ребята,
И о полезности его
Нам забывать нельзя!
Второй ученик.
Молоко - продукт полезный,
Очень вкусный - всем известно.
Я скажу вам от души:
"Лучше пищи не ищи."
Третий ученик.
В нём есть белки, жиры и соли,
Витамины и кислоты.
Пейте молоко вы вволю -
Со здоровьем не будет заботы!
Четвёртый ученик.
В нём лактоза - молочный сахар,
Много кальция, магния, фосфора.
Молоко, как Великий Знахарь,
С ним не нужен вам будет доктор!
Пятый ученик.
Молоко полно элементами,
Здесь и микро- и макрочастицы.
Помогает бороться с болезнями,
Помогает всем нам учиться.
3.4. Хранение и обработка молочных продуктов (слайд № 11).
Команда «Вкуснотеево»
1-ученик.
Качество молочных продуктов можно определить по запаху, внешнему виду, цвету, вкусу, консистенции. Все несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается бугристой мехообразной пленкой, становится скользкой. Меняется цвет, появляется кислый или горьковатый вкус. Консистенция становится тягучей, липкой.
2 -ученик.
Все молочные продукты надо хранить в холодильнике и строго соблюдая сроки хранения, которые различны для разных продуктов.
3-ученик.
Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, его кипятят. На молокозаводах молоко пастеризуют или стерилизуют.
4-ученик.
Пастеризованное молоко – это молоко, подогретое до температур, убивающих болезнетворные микробы, и выдержанное при этих температурах строго определенное время. Например: выдерживают при t 72–75 °С в течение 20–30 минут и при t 63–65 °С в течение 30 минут, а затем охлаждают до 6–8 °С.
Для более длительного хранения молока (до 20 суток) применяют стерилизацию. Стерилизованное молоко получают путем нагревания до 120–145 °С.
- Игра со зрителями «Зашифрованные слова» (слайд № 12)
Ведущий: Пока Жюри подводит итоги конкурса домашнего задания, мы с болельщиками проведем игру: Найдите в таблице зашифрованные названия молочных продуктов и блюд из них. Назовите их.
Ведущий: Команды немного отдохнули и сейчас продолжим нашу викторину.
- Викторина по блокам
1 блок - задания игры «Доскажи словечко» (команды по очереди крутят волчок и отвечают на вопросы) (слайд № 13)
Команда №1
- Пейте дети молоко будете ...(здоровы)
- Корову не накормишь – молоко ... (не надоишь)
- Всем дает здоровье молоко ...(коровье)
Команда №2
- Саше дали кашу, а Клаше...(простоквашу).
- Кашу не испортишь...(маслом).
- Не подливай в огонь ...(масло).
Команда №3
- Чья корова мычала, а твоя ...(молчала).
- Не красива корова, да дает ...(молочко).
- По губам текло, да в рот...(не попало).
Команда№4
- Каша хвалилась, что с коровьем масло ...(родилась).
- Молоко пей, да на себя...(нелей).
- Люди, пейте молоко – будет на душе ...(легко).
2 блок – «Угадайка» (необходимо угадать, из каких произведений эти строки) (слайд № 14)
1. «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)
2. «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)
3. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)
4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
- Молодцы!
3 блок – «Продолжи пословицу» (слайд № 15)
Существует множество пословиц и поговорок о молоке и молочных продуктах.
1. Заварил кашу, так не жалей…
2. Корова – на дворе…
3. Обожжешься на молоке…
4. Кашу маслом…
Какие пословицы известны вам?
Не дело дегтем щи белить, на то есть сметана.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко!
Чует кот в кувшине молоко, да рыло коротко.
Вот диво: корова - черная, а молоко – белое.
Доит шибко, да молоко жидко.
Есть в горшке молоко, да голова не лезет.
Есть молоко, да доставать далеко.
Испытанное кислое молоко лучше неиспытанного свежего масла.
Корова – на дворе, молоко – на столе.
Корова рогата, да молоком богата.
Корова пьет воду – дает молоко, змея пьет воду – источает яд.
Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить.
Счастливому и на воде - сметана.
Как сыр в масле катается.
У богатого все в масле, а у бедного и в кашу нет.
Без молока сливок не бывает.
Без закваски молоко не заквасишь.
Бела, румяна - ровно кровь с молоком.
Выдоить молоко - легко, обратно влить - попробуй.
Когда скиснет, молоко не получится, когда состарится, молодым не будет.
Корова в тепле - молоко на столе.
Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.
Собака – крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.
От него, как от козла, - ни шерсти, ни молока.
Сколько с быком не биться, а молока от него не добиться.
Заварил кашу, так не жалей ни молока, ни масла.
- Музыкальная физкультминутка.
- Конкурс «Практический» (слайд №16).
Ведущий: Составьте молочное меню на 1 день так, чтобы блюда не повторялись.
Примерное молочное меню на день:
Завтрак Манная каша
Обед Суп молочный
Ужин Блинчики со сметаной
- Подведение итогов мероприятия.
8.1. Малоподвижная игра «Молочное-немолочное».
Ведущий: Пока жюри подводит итоги викторины, со зрителями проводится малоподвижная игра «Молочное-немолочное». Я буду называть слова, а вы на молочные продукты хлопаете в ладоши а на немолочные - топаете ножкой.
8.2.Жюри подводит итоги игры-викторины.
8.3. Реклама молока и молочных продуктов ОАО Бондарский сырозавод (слайд № 17)
Ведущий: Ребята, сегодня по традиции, в рамках проекта «Школьное питание», вы получите по пакету свежего полезного молока, который еженедельно поставляет нам «Бондарский сыродельный завод», который был воссоздан в 2010г по программе администрации Тамбовской области, как специализированное предприятие по производству качественных молочных продуктов из натурального сырья при использовании пробиотиков –живых микроорганизмов, который находятся только в натуральных молочных продуктах. Это программа, направленная на оздоровление населения.
Бондарский сырозавод выпускает огромное количество видов продукции, среди которых кефир, сливки, йогурт, сметана, сыр, творог и любимое молоко (слайд №18).
- Рекомендации тем, кто не любит молоко, но считает его ценным продуктом (слайд № 19)
- привыкайте к молоку постепенно, начиная с 2 – 3 чайных ложек в стакане чая;
- после чая следует есть каши с молоком (50 г);
- в последующие дни количество молока в каше увеличить до 100 г;
- одновременно полезно употреблять ацидофилин, творог или сыр (по 20- 50 г) .
- Рефлексия.
Ведущий: На доске - рисунок коровы, а у вас на партах лежат зеленые и желтые кружочки. Те ребята, кто узнали новое о молоке, прикрепляют на доску, рядом с коровой, зеленые кружочки - это сочная трава, а кому понравилась викторина- желтые (сухое сено) (слайд № 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Молочные реки"
презентация исследовательской работы по качеству молока...
Акция Чистые реки - чистые берега
Ежегодной мы учениками нашей школы участвует в всероссийской акции "Чистые реки - чистые берега"...
Нашим рекам чистые берега.
Презентация о уборке рек....
Игра- викторина «Молочная река - кисельные берега» (5кл.)
Рассширеть знания о молоке и молочных продуктах....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Эрудит – кафе «Молочные реки»
Молоко, как и хлеб, человечество начало использовать в пищу более пяти тысячелетий назад. Древние египтяне лечились молоком. С XVI века его стали применять в лечебных целях....
Экологическая игра-викторина «ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
Командная игра, в ходе которой уточняются и обобщаются знания детей о растительном и животном мире Приморского края...
Игра-викторина "Молочные состязания"
Цель: Дать представление о значении молока и молочных продуктов, выявить роль молока в жизни человека....