Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием приёмов арт-терапии "Калейдоскоп"
материал ( класс) на тему
Использование приёмов арт-терапии в коррекционно-развивающем обучении позволяет нивелировать проблемы эмоционального дискомфорта ребёнка с ОВЗ, способствует снижению тревожности, развитию креативного, творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts-razviv_programma_kaleydoskop.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
/НАПРАВЛЕНИЕ «ИЗОТЕРАПИЯ»/
Автор-составитель Чернякова М.Ю.,
педагог-психолог I категории
Пояснительная записка
По мнению многих специалистов, арт-терапия является той безболезненной и естественной и актуальной технологией, которая стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, а так же социально приемлемые, допустимые формы отреагирования отрицательных эмоций. Изотерапия – одно из направлений арттерапии, где в качестве корригирующего метода выступает изодеятельность.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований.
Доказано, что техники изотерапии развивают те зоны человеческого мозга в левом полушарии, которые систематично и планомерно отмирают в процессе школьного обучения: огромное количество заучивания, тесты, алгоритмизация обучения не оставляет место для творчества, поиска и самореализации ребенка в процессе обучения. На изменение подобного процесса обучения направлены и новые стандарты в обучении. Ведь совсем недавно даже уроки трудового обучения, которые направлены на формирования креативности и смекалки, проводились, да и пока проводятся по стандартизированным заготовкам и шаблонам, что априори исключает индивидуальность и неординарность. И получаем мы в результате взрослых людей, которые не способны принимать решения и делать выбор. А ведь все начинается с вопроса к учителю: «А каким цветом нарисовать небо?». И ответ учителя является первой программой либо на зомбирование и роботизацию сознания ребенка, либо на свободу в полете фантазии.
При составлении программы учитывались положения «Конвенции о защите прав ребёнка», Закона РФ «Об образовании» (Гл.4 ст.41-42; гл.5 ст.48, гл11 ст.79), Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, Устава школы и программы коррекционной работы.
Данная программа предназначена для обучающихся 2-9кл. с диагнозом «задержка психического развития», имеющих проблемы в эмоциональной сфере, формировании личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Цель:
- создание условий для гармонизации личностного и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации интеллектуальной деятельности, раскрытия их творческого потенциала.
Задачи:
- оказать помощь в снятии психоэмоционального напряжения; отреагировании детьми собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
- формировать навыки общения и эффективного взаимодействия;
- развивать навыки рефлексии;
- расширять зону ближайшего развития проблемного ребёнка через развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- развивать самосознание, позитивное самоотношение, формировать адекватную самооценку, уверенность в себе;
Первым особенностями детского рисунка заинтересовался итальянский учёный Коррадо Риччи в своей работе «Искусство детей» (1887г.). Исследования Риччи дали толчок и другим исследованиям. Э. Кей, К. Геце, Н. Н. Жуков, Г.В. Лабунская и многие другие внесли огромный вклад в исследование специфики детского творчества.
В настоящее время вопросами применения арт-терапевтических техник в коррекционной работе занимается Киселёва М.В., автор нескольких книг по данному вопросу, в том числе «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми», изд-во «Речь», Санкт-Петербург, 2006г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В детском доме практически все дети имеют отклонения в психофизическом развитии и становления личности, которые выражаются в нарушениях эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению регуляторных и контролирующих действий, проявлению агрессии, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний.
Воспитанники детских домов, как правило, испытывают трудности не только в вербальном, но и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний, поэтому одним из наиболее эффективных методов работы с ними является арт-терапия.
Главной целью всего воспитательного процесса детей в сиротском учреждении является формирование полноценной социализированной личности ребенка-сироты через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. Эти задачи позволяет решать и применение в повседневной психолого-педагогической деятельности приёмов и методов изотерапии, как одного из видов арт-терапии.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы:
Предлагаемый вариант программы не рассчитан на какое-то определённое количество занятий. Их количество регулируется только потребностями группы детей, участвующих в её реализации. Продолжительность занятия 1 — 1,5 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Оптимальное количество участников - 4-6 человек.
При организации изотерапевтических занятий необходимо учитывать «Заповеди изотерапии»:
1. Перед ребенком категорически запрещается ставить задачу «нарисовать красиво». Здесь перед педагогом стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
2. Продукт деятельности анализируется исключительно самим автором. Если автор отказывается это делать, то комментировать не следует. Надо ждать момента раскрытия, в ином порядке будет нарушена «инсайт-ориентированная» методика. Допустимо по желанию ребенка еще раз вернуться к изделию.
3. Сам процесс творчества уже излечивает.
4. Если ребенок проявляет агрессию и другие очень негативные, разрушительные эмоции — педагогу всегда стоит предпочесть — лепку.
5. Иметь самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
6. Для создания рисунков не пользоваться линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
7. На первых порах лучше предпочесть рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
8. Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Программа основана на следующих принципах:
- Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
- Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
- Принцип добровольного участия. Занятия посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.
- Принцип активности всех участников и творческой позиции.
- Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
- Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
- Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
- Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
- Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
- Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
Показания для проведения арт-терапевтической работы:
- переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
- трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
- неадекватное поведение, нарушение отношений с окружающими (в т.ч.близкими) людьми, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим;
- негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
- развитие творческих способностей и креативности.
Оценка эффективности работы достаточно сложна и может быть проведена лишь частично. Не все изменения удается зафиксировать; многие изменения могут не иметь конкретных, объективно регистрируемых проявлений, так как невербальные арт-методики воздействуют не только на сознание, но и на подсознание. Для улучшения оценки эффективности целесообразно использовать не только количественный подход, но и качественный анализ, выявлять изменения в системе отношений, в общей картине поведения и т. п. Может помочь экспертная оценка общего состояния ребенка со стороны других специалистов, работающих с ним.
Для отслеживания результативности могут использоваться следующие методики:
- Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн;
- Опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- М-ка изучения эмоциональной напряжённости Габреевой Г.Ш.(«Трудные подростки. Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения», Аркти, Москва 2007г.)
- Тест П.Торренса «Закончи рисунок»;
- Проективная методика «Кактус» («Игротерапия общения» Новикова, изд-во «Генезис»2009г.
Диагностика проводится на начальном этапе (перед началом работы), в конце цикла занятий. Диагностические методики могут вводится в середине рабочей сессии в ход занятия с целью отслеживания промежуточных результатов.
Каждое занятие строится по единому принципу:
- Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
- Ритуал приветствия (позволяет настроить ребят на работу в группе);
- Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
- Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
- Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
- Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);
- Ритуал прощания.
ПРИМЕЧАНИЕ
Реализация изотерапевтических техник требует определённого уровня владения техниками, приёмами и средствами изобразительной деятельности. Здесь может использоваться сотрудничество с педагогом по ИЗО, или знакомство с техникой может использоваться в качестве одного из разминочных упражнений.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ К ПРОГРАММЕ «КАЛЕЙДОСКОП»
Тема занятия | Рекомендуемые материалы и техники |
«Давайте знакомиться!» ; « Как мы можем рисовать»; «Инопланетянин»; «Листопад»; «Осень радостная – осень грустная»; «Волшебный аквариум» «Волшебница бумага»; « Чудеса в аквариуме»; «Рыбки-ладошки»; «Волшебница-рыбка»; «Человек-аквариум»; «В гостях у феи-зимы»; «Космические глубины»; «Планета-настроение»; «Галактика чувств»; « Моё имя в цвете»; «Где прячутся чувства?»; «Я - злюсь!»; «Праздник чувств»; «Мир цвета обиды»; «Удивительное рядом»; «Нам важен каждый!»; «Я в кругу друзей»; «Конфликтуем…ссоримся…»; «Моё отношение к войне»; «Мир после ссоры»; «Я!» | Вводное Информационный урок Свободное рисование; гуашь, акварель. Гуашь, акварель; тычки, примакивание. Гуашь; набрызг. Урок-воображение, релаксационные упражнения. Кляксография; гуашь. Рисование по мокрой бумаге, гуашь. Рисование ладошками; пальчиковые краски. Комбинированное рисование; Восковые мелки+акварель. Свободное рисование; Гуашь, акварель, восковые мелки. Рисование по смятой бумаге+аппликация; гуашь+декор. КТЗ, свободное рисование. Гуашь, акварель, карандаши, пластилин. Коллаж, набрызг. Свободное рисование, лепка; Цветные карандаши, акварель. Свободное рисование, рефлексия. Набрызг + кляксография +аппликация. Свободное рисование, лепка, рефлексия. Акварель, восковые мелки, аппликация Свободное рисование, аппликация. Коллаж + рисование. Свободное рисование Свободное рисование. Гуашь, акварель, техника по выбору. Итоговое занятие-рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...
Коррекционно –развивающее логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Галактику 21 века"
Цель: Закрепление приёмов сохранения здоровья: восстановление сил, развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и ориентировке в своем теле....