Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием приёмов арт-терапии "Калейдоскоп"
материал ( класс) на тему

Чернякова Марина Юрьевна

Использование приёмов арт-терапии в коррекционно-развивающем обучении позволяет нивелировать проблемы эмоционального дискомфорта ребёнка с ОВЗ, способствует снижению тревожности, развитию креативного, творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekts-razviv_programma_kaleydoskop.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ

/НАПРАВЛЕНИЕ «ИЗОТЕРАПИЯ»/

Автор-составитель Чернякова М.Ю.,

педагог-психолог I категории

Пояснительная записка

По мнению многих специалистов, арт-терапия является той безболезненной и естественной и актуальной технологией, которая стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, а так же социально приемлемые, допустимые формы отреагирования отрицательных эмоций. Изотерапия – одно из направлений арттерапии, где в качестве корригирующего метода выступает изодеятельность.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований.  

Доказано, что техники изотерапии развивают те зоны человеческого мозга в левом полушарии, которые систематично и планомерно отмирают в процессе школьного обучения: огромное количество заучивания, тесты, алгоритмизация обучения не оставляет место для творчества, поиска и самореализации ребенка в процессе обучения. На изменение подобного процесса обучения направлены и новые стандарты в обучении. Ведь совсем недавно даже уроки трудового обучения, которые направлены на формирования креативности и смекалки, проводились, да и пока проводятся по стандартизированным заготовкам и шаблонам, что априори исключает индивидуальность и неординарность. И получаем мы в результате взрослых людей, которые не способны принимать решения и делать выбор. А ведь все начинается с вопроса к учителю: «А каким цветом нарисовать небо?». И ответ учителя является первой программой либо на зомбирование и роботизацию сознания ребенка, либо на свободу в полете фантазии.

При составлении программы учитывались положения «Конвенции о защите прав ребёнка», Закона РФ «Об образовании» (Гл.4 ст.41-42; гл.5 ст.48, гл11 ст.79), Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, Устава школы и программы коррекционной работы.

Данная программа предназначена для обучающихся 2-9кл. с диагнозом «задержка психического развития», имеющих проблемы в эмоциональной сфере, формировании личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Цель:

  • создание условий для гармонизации личностного и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации интеллектуальной деятельности, раскрытия их творческого потенциала.

Задачи:

  • оказать помощь в снятии  психоэмоционального напряжения; отреагировании детьми собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • формировать навыки общения и эффективного взаимодействия;
  • развивать навыки рефлексии;
  • расширять зону ближайшего развития проблемного ребёнка через развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • развивать самосознание, позитивное самоотношение, формировать адекватную самооценку, уверенность в себе;

Первым особенностями детского рисунка заинтересовался итальянский учёный Коррадо Риччи в своей работе «Искусство детей» (1887г.). Исследования Риччи дали толчок и другим исследованиям.  Э. Кей,  К. Геце, Н. Н. Жуков,  Г.В. Лабунская и многие другие  внесли огромный вклад в исследование специфики детского творчества.

В настоящее время вопросами применения арт-терапевтических техник в коррекционной работе занимается Киселёва М.В., автор нескольких книг по данному вопросу, в том числе «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми», изд-во «Речь», Санкт-Петербург, 2006г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В детском доме практически все дети имеют отклонения в психофизическом развитии и становления личности, которые выражаются в нарушениях эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению регуляторных и контролирующих действий, проявлению агрессии, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний.

Воспитанники детских домов, как правило, испытывают трудности не только в вербальном, но и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний, поэтому одним из наиболее эффективных методов  работы с ними является арт-терапия.

Главной целью всего воспитательного процесса детей в сиротском учреждении является формирование полноценной социализированной личности ребенка-сироты через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. Эти задачи позволяет решать и применение в повседневной психолого-педагогической деятельности приёмов и методов изотерапии, как одного из видов арт-терапии.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Условия реализации программы:

Предлагаемый вариант программы не рассчитан на какое-то определённое количество  занятий. Их количество регулируется только потребностями группы детей, участвующих в её реализации. Продолжительность занятия 1 — 1,5 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Оптимальное количество участников -  4-6 человек.

При организации изотерапевтических занятий необходимо учитывать «Заповеди изотерапии»: 

1. Перед ребенком категорически запрещается ставить задачу «нарисовать красиво». Здесь перед педагогом стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

 2. Продукт деятельности анализируется исключительно самим автором. Если автор отказывается это делать, то комментировать не следует. Надо ждать момента раскрытия, в ином порядке будет нарушена «инсайт-ориентированная» методика. Допустимо по желанию ребенка еще раз вернуться к изделию.

3.  Сам процесс творчества уже излечивает.

4. Если ребенок проявляет агрессию и другие очень негативные, разрушительные эмоции — педагогу всегда стоит предпочесть — лепку.

5.  Иметь самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

6.  Для создания рисунков не пользоваться линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

 7. На первых порах лучше предпочесть рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

 8. Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
  2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
  3. Принцип добровольного участия. Занятия посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.
  4. Принцип активности всех участников и  творческой позиции.
  5. Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
  6. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
  7. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
  8. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
  9. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
  10. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях   проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
  11. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
  12. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.

Показания  для проведения арт-терапевтической работы:

  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • неадекватное поведение, нарушение отношений с окружающими (в т.ч.близкими) людьми, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим;
  • негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • развитие творческих способностей и креативности.

Оценка эффективности работы достаточно сложна и может быть проведена лишь частично. Не все изменения удается зафиксировать; многие изменения могут не иметь конкретных, объективно регистрируемых проявлений, так как невербальные арт-методики воздействуют не только на сознание, но и на подсознание. Для улучшения оценки эффективности целесообразно использовать не только количественный подход, но и качественный анализ, выявлять изменения в системе отношений, в общей картине поведения и т. п. Может помочь экспертная оценка общего состояния ребенка со стороны других специалистов, работающих с ним.

Для отслеживания результативности могут использоваться следующие методики:

  • Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн;
  • Опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан;
  • Тест школьной тревожности Филлипса; 
  • М-ка изучения эмоциональной напряжённости Габреевой Г.Ш.(«Трудные подростки. Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения», Аркти, Москва 2007г.)
  • Тест П.Торренса «Закончи рисунок»;
  • Проективная методика «Кактус» («Игротерапия общения» Новикова, изд-во «Генезис»2009г.

Диагностика проводится на начальном этапе (перед началом работы), в конце цикла занятий. Диагностические методики могут вводится в середине рабочей сессии в ход занятия с целью отслеживания промежуточных результатов.

Каждое занятие строится по единому принципу:

  • Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
  • Ритуал приветствия (позволяет настроить ребят на работу в группе);
  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
  • Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);
  • Ритуал прощания.

ПРИМЕЧАНИЕ

Реализация изотерапевтических техник требует определённого уровня владения техниками, приёмами и средствами изобразительной деятельности. Здесь может использоваться сотрудничество с педагогом по ИЗО,  или знакомство с техникой может использоваться в качестве одного из разминочных упражнений.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ К ПРОГРАММЕ «КАЛЕЙДОСКОП»

Тема занятия

Рекомендуемые материалы и техники

«Давайте знакомиться!» ;

« Как мы можем рисовать»;

«Инопланетянин»;

«Листопад»;

«Осень радостная – осень грустная»;

«Волшебный аквариум»

 «Волшебница бумага»;

« Чудеса в аквариуме»;

«Рыбки-ладошки»;

«Волшебница-рыбка»;

«Человек-аквариум»;

«В гостях у феи-зимы»;

«Космические глубины»;

«Планета-настроение»;

«Галактика чувств»;

« Моё имя в цвете»;

«Где прячутся чувства?»;

«Я - злюсь!»;

«Праздник чувств»;

«Мир цвета обиды»;

«Удивительное рядом»;

«Нам важен каждый!»;

«Я в кругу друзей»;

«Конфликтуем…ссоримся…»;

«Моё отношение к войне»;

«Мир после ссоры»;

«Я!»

Вводное

 Информационный урок

Свободное рисование; гуашь, акварель.

Гуашь, акварель; тычки, примакивание.

Гуашь; набрызг.

Урок-воображение, релаксационные упражнения.

Кляксография; гуашь.

Рисование по мокрой бумаге, гуашь.

Рисование ладошками; пальчиковые краски.

Комбинированное рисование;

Восковые мелки+акварель.

Свободное рисование;

Гуашь, акварель, восковые мелки.

Рисование по смятой бумаге+аппликация; гуашь+декор.

КТЗ, свободное рисование.

Гуашь, акварель, карандаши, пластилин.

Коллаж, набрызг.

Свободное рисование, лепка;

Цветные карандаши, акварель.

Свободное рисование, рефлексия.

Набрызг + кляксография +аппликация.

Свободное рисование, лепка, рефлексия.

Акварель, восковые мелки, аппликация

Свободное рисование, аппликация.

Коллаж + рисование.

Свободное рисование

Свободное рисование.

Гуашь, акварель, техника по выбору.

Итоговое занятие-рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

Коррекционно –развивающее логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Галактику 21 века"

Цель: Закрепление приёмов сохранения здоровья: восстановление сил, развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и ориентировке в своем теле....