Рабочая программа по арифметике для учащихся с ОВЗ, 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

Петушкова Надежда Дмитриевна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Арифметика» (6 класс)

 

Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения: формирование элементарных математических представлений; расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны уметь:

-образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка с помощью учителя;

-считать по единице в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

-сравнивать числа в пределах 20 с помощью учителя;

-записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);

-складывать и вычитать числа в пределах 20 с помощью счетного материала;

-решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя;

-показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;

-строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам с помощью учителя;

-измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.

         Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

         Предметом текущей аттестации является выполнение контрольной работы, позволяющей выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

         Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

         Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_arifmetike_6-g_kl.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Арифметика»

Класс: 6-г

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов 102, кол-во часов в неделю 3

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году). Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

        В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по арифметике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цели программы обучения:

  • формирование элементарных математических представлений;

 - расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

  • формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей деятельности;
  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование  элементарных умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение теории и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Программа 6 класса состоит из следующих разделов:

  • Нумерация чисел в  пределах 20. Чтение и запись чисел в пределах 20.

Числовой ряд 1-20, присчитывание, отсчитывание по  1. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.

  • Решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка.
  • Меры длины-  сантиметр. Обозначение –1 см.  
  • Меры времени:

- определение времени по часам с точностью до часа, обозначение – 1 ч;

- сутки;

- 1 неделя = 7 суток;

  • Меры массы:

- единицы измерения массы – килограмм, обозначение 1 кг.

  • Меры стоимости:  монеты 1р., 2р.,10 р., 5 р., размен; решение простых задач, выражающих зависимость цены, количества и стоимости.
  • Меры емкости:

-единица измерения емкости - литр, обозначение 1 л.

  • Прямая, отрезок. Построение. измерение отрезков заданной длины (с помощью учителя).
  • Окружность, круг.
  • Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Свойства сторон, углов. Измерение сторон прямоугольника.
  • Треугольник. Измерение сторон треугольника. Виды треугольника.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Предметными результатами изучения курса «Арифметика» является сформированность следующих умений:

  • считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
  • читать, записывать, сравнивать ( используя знаки сравнения <, >, =) и упорядочивать числа в пределах 20;
  • выполнять действия на основе знаний о нумерации: 15 + 1, 18 — 1, 10 + 6, 12 -10, 14 — 4;
  • распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины ( сантиметр );
  • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание;
  • выполнять сложение и вычитание;
  • решать задачи  в 1 действие, в том числе и задачи практического содержания;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры ( точка, линия, прямая, отрезок, луч, кривая, многоугольник, круг);
  • измерять ( с помощью линейки ) и записывать длину ( предмета, отрезка), используя изученную единицу длины сантиметр;
  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки (с помощью учителя).

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка с помощью учителя;

-считать по единице в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

-сравнивать числа в пределах 20 с помощью учителя;

-записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);

-складывать и вычитать числа в пределах 20 с помощью счетного материала;

-решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя;

-показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;

-строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам с помощью учителя;

-измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

Пособия для сравнения количеств "много — мало",  "много — один",  "один — несколько".

  1.  Кубики. Счётные цепочки.
  2.  Таблицы числовых фигур.  Наборы игр.

Пособия для изучения чисел и арифметических действий в пределах 10.

  1.  Наборы мелких  предметов для  счета   (в  коробках  по  10 шт.).
  1.  Числовые таблицы для изучения чисел от  1  до 10.
  2.  Числовые  фигуры   (несколько  вариантов).
  3.  Трафареты цифр (деревянные, пластмассовые, картонные).
  4.  Пластинки с вырезными цифрами  (от  1  до  10).
  5.  Цифровые   кассы   (классная   и   для   индивидуального   пользования).
  6.  Иллюстративные таблицы правильного начертания цифр.
  7.  Счёты с одной горизонтальной проволокой.
  8.  Таблица сумм и разностей.
  9.  Наборы  иллюстративных   таблиц для   составления   и решения   арифметических задач  с  числами  в  пределе   10.
  10.  Наборы   фигурок   из дерева, пластмассы    и   картона   для   составления   макетов, иллюстрирующих условия арифметических  задач.
  11.  Арифметическое лото.
  12.  Домино.
  13.  Арифметические игры.

Пособия для изучения чисел и арифметических действий в пределах 20.

  1.  Иллюстративные  таблицы для  изучения чисел.
  2.  Счетные фигуры (несколько вариантов).
  3.  Наборы мелких предметов для счета (в коробках по 20 шт.).
  4.  Счёты с двумя горизонтальными прутьями.
  1. Цифровая касса.
  2.  Таблицы сумм и разностей.
  3.  Материалы   для   составления   макетных   арифметических   задач.
  4.  Иллюстративные   таблицы   для   составления   и   решения   арифметических задач.
  5.  Арифметическое  цифровое лото.
  6.  Арифметические  игры.
  7.  Монетная касса: 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 р.,  монеты, купюры.

Пособия для изучения мер и практических работ по измерению.

1.   Меры  веса.        

- Весы    торговые   (чашечные)     и    набор    гирь в   1,  2 кг.

2.        Меры   длины.        

  • Линейка.
  • Метр   (деревянный,   металлический,   ).
  • Рулетка.

3.        Меры объема.  

  • Мерная кружка.
  • Литровая  банка.
  • Полулитровые банки (две).
  • Стаканы   (четыре).

4.        Меры   времени.        

  • Часы.
  • Циферблат с  подвижными  стрелками  (пособие учителя).
  •  Набор   циферблатов   с   подвижными  стрелками (пособия учеников)
  • Отрывной  календарь.
  • Месячный календарь.
  • Календарь  времён  года  (годовой календарь).
  •  Таблица  названий    месяцев  года   с  указанием числа  дней в  каждом  месяце.
  •  Таблица-диаграмма:  сутки.
  • Песочные   часы  (минутные,  двухминутные).

Пособия для решения арифметических задач

  1.  Песочный ящик с наборами мелких подвижных фигур.
  2.  Макеты (фоновые полотна и наборы фигур).
  3.  Иллюстративные таблицы для составления арифметических задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

Числовой ряд 1-10.

Повторение.

повторить числовой ряд 1-10,

количественный и порядковый счет

 Написание цифр, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 10. Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

2

Решение примеров и задач в пределах 10.

упражнение в решении примеров и задач на нахождение суммы и остатка

Решение примеров.

Решение и задач на нахождение суммы и остатка.

Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник

3

Арифметические действия в пределах 10.

Проверить состояние знаний на начало учебного года  

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

4

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

5

Числовой ряд 1-12.

Повторение.

повторить числовой ряд 1-12;

отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел

 Написание цифр, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 12. Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

6

Геометрические фигуры.

Повторение.

Закрепить знание основных геометрических фигур

Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником.

Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны

7

Числовой ряд 1-12. Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения

Устный счет 1-12 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч, рабочая тетрадь

набор цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

8

Арифметические действия в пределах 12.

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел)

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Решение примеров.

Решение задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

9

Меры емкости. Литр.

Дать элементарные сведения о измерении объема, мерах емкости, познакомить с единицей измерения емкости "литр"

Работа с различными емкостями для жидкостей (различные упаковки, банки, стаканы и т.д.). Рассматривание этикеток. Нахождение данных об объеме упаковки. Определение объема различных емкостей (лабораторная работа).

Выполнение заданий в учебнике, рабочих тетрадях.

Учебник, рабочая тетрадь, различные упаковки, емкости, стаканы, мерный стакан

10

Решение примеров в пределах 12.

Отработать умение решать примеры в пределах 12

Устный счет 1-12 (прямой, обратный). Порядковый счет.

Решение примеров.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

11

Решение задач в пределах 12 на нахождение суммы, остатка.

Отработать умение решать задачи в пределах 12, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет 1-12 (прямой, обратный). Порядковый счет.

Решение задач.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

12

Меры времени (сутки, неделя).

расширить и систематизировать знания о понятии «неделя», порядке следования дней, дать элементарное представления о понятии "месяц", порядке следования месяцев

Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность.

Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Просмотр презентации «Дни недели».

Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели).

Называние месяцев ( по временам года). Количество месяцев в году. Выстраивание временных последовательностей с помощью иллюстраций.

Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник

13

Арифметические действия в пределах 12.

Подготовка к контрольной работе.

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел)

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Определение состава числа (1 уровень).

Решение примеров, задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

14

Арифметические действия в пределах 12.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-12, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

15

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

16

Меры стоимости.

Расширить  представление о мерах стоимости

Работа  с единицами измерения стоимости: рубль, монетами разного номинала.  Рассматривание, сравнивание  монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Размен (1 уровень).

Монеты, плакат по теме, учебник

17

Отрезок.

систематизировать понятие "отрезок", учить находить отрезок среди различных линий, закрепить умение измерять  отрезок с помощью мерки

Определение понятия "отрезок". Повторение  приемов черчения и измерения отрезка. Изготовление мерки для измерения отрезка. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь, образец мерки, карандаши

18

Арифметические действия в пределах 12. Повторение.

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел)

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Определение состава числа (1 уровень).

Решение примеров, задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

19

Линейка как чертежный инструмент.

Познакомить с линейкой как чертежным инструментом, правилами пользования линейкой

Рассматривание линейки. Определение ее назначения. Выполнение элементарных геометрических построений с помощью линейки. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаши

20

Единица измерения длины -см.

Дать элементарные сведения о единице измерения длины - см, учить измерять отрезок

Беседа о единице измерения длины, ее обозначении - см. Показ приемов измерения отрезка. Запись полученных результатов.

учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаши, индивидуальные карточки с зхаданием

21

Число 13.

Числовой ряд 1-13.

Познакомить с числом 13, его образованием; учить читать и записывать число 13

Образование числа 13. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

Счет прямой и обратный в пределах 13. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

22

Сравнение чисел.

Повторение.

Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения

Устный счет 1-13 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет. Разложение чисел второго десятка на разрядные слагаемые.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

23

Решение примеров в пределах 13.

Отработать умение решать примеры в пределах 13

Устный счет 1-13 (прямой, обратный). Порядковый счет. Разложение на разрядные слагаемые.

Решение примеров.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

24

Решение задач на нахождение суммы, остатка.

Отработать умение решать задачи на нахождение суммы, остатка, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет 1-13 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет.

Решение задач. Выделение в задаче условия, числовых данных, вопроса, решения, ответа.

Числовой луч, иллюстрации к задачам, учебник, рабочая тетрадь

25

Меры времени. Месяцы. Календарь.

Расширить понятие "месяцы", учить порядок следования месяцев, дать элементарные сведения о календаре

Называние месяцев по временам года, полностью в году. Выстраивание последовательности с помощью иллюстраций. Рассматривание календаря карманного, знакомство с его значением. Просмотр презентации.

Презентация, карманные календари, иллюстрации

26

Число 14.

Числовой ряд 1-14.

Познакомить с числом 14, его образованием; учить читать и записывать число 14

Образование числа 14. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

Счет прямой и обратный в пределах 14. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

27

Арифметические действия в пределах 14 (подготовка к контрольной работе).

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел)

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. . Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Определение состава числа (1 уровень).

Решение примеров. Решение задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

28

Арифметические действия в пределах 14.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-14, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

29

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

30

Геометрические фигуры. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.

отработать прием построения геометрических фигур

Работа с учебником. Выполнение геометрических построений в тетради, заданий в рабочей тетради (по точкам, трафарету).

Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, трафареты

31

Меры стоимости.

расширить представление о мерах стоимости, учить выполнять размен

Рассматривание, сравнивание  монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Размен (1 уровень).

Монеты, плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

Числовой ряд 1-14.

Повторение.

повторить числовой ряд 1-14,

количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел

 Написание цифр, чисел, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

2

Решение примеров в пределах 14.

упражнения в решении примеров

 Устный счет (прямой и обратный, порядковый). Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике

Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник

3

Меры времени. Месяцы. Календарь.

Расширить понятие "месяцы", учить порядок следования месяцев, дать элементарные сведения о календаре

Называние месяцев по временам года, полностью в году. Выстраивание последовательности с помощью иллюстраций. Рассматривание календаря карманного, знакомство с его значением. Просмотр презентации.

Презентация, карманные календари, иллюстрации

4

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

Отработать умение решать задачи в пределах 14, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись решения задач в виде примера.

Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник

5

Числовой ряд 10-14.

повторить числовой ряд 10-14;

отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел;

учить определять десятичный состав числа

 Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет.  Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

счетные палочки, рабочая тетрадь,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

6

Основные геометрические фигуры.

Повторение.

Закрепить знание основных геометрических фигур

Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником.

Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны

7

Числовой ряд 1-14. Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения

Устный счет 1-14 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч, рабочая тетрадь

набор цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

8

Арифметические действия в пределах 14.

Практическое повторение.

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел)

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Решение примеров.

Решение задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

9

Единицы измерения объёма – литр.

Решение примеров с именованными

числами на

сложение и

вычитание

в пределах 14

 без перехода

 через разряд.

Систематизировать знания  о измерении объема, мерах емкости, учить решать примеры с именованными числами емкости

Работа с различными емкостями для жидкостей (различные упаковки, банки, стаканы и т.д.). Рассматривание этикеток. Нахождение данных об объеме упаковки. Определение объема различных емкостей (лабораторная работа).

Выполнение заданий в учебнике, рабочих тетрадях.

Учебник, рабочая тетрадь, различные упаковки, емкости, стаканы, мерный стакан

10

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Отработать умение решать задачи в пределах 14, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет 1-14 (прямой, обратный). Порядковый счет.

Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Решение задач.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

11

Меры времени (сутки, неделя).

Месяцы.

расширить и систематизировать знания о понятии "сутки", «неделя», порядке следования дней, дать элементарное представления о понятии "месяц", порядке следования месяцев

Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность.

Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Просмотр презентации «Дни недели».

Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели).

Называние месяцев ( по временам года). Количество месяцев в году. Работа с календарем. Выстраивание временных последовательностей с помощью иллюстраций.

Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник

12

Десятичный состав чисел второго десятка (10-14).

повторить числовой ряд 10-14;

отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел;

учить определять десятичный состав числа, выполнять сложение, вычитание

 Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет.  Составление числового ряда. Определение места числа в числовом ряду. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

счетные палочки, рабочая тетрадь,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

13

Сложение десятка и однозначного числа.

Вычитание однозначного числа из двузначного (10-14).

14

Арифметические действия в пределах 14. Десятичный состав чисел.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-14, умение определять десятичный состав, решать примеры и простые задачи

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

15

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

6

Меры стоимости.

Расширить  представление о мерах стоимости, учить решать примеры с именованными числами

Работа  с единицами измерения стоимости: рубль, монетами разного номинала.  Рассматривание, сравнивание  монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Размен (1 уровень).

Монеты, плакат по теме, учебник

17

Угол.

Познакомить с понятием «угол». Учить вычерчивать углы с помощью линейки.

Вычерчивание отрезков, прямых, лучей.

Вычерчивание угла от заданной точки с помощью линейки.

Иллюстрации, плакаты, линейки, числовой луч

18

Арифметические действия в пределах 14. Десятичный состав чисел второго десятка.

Повторение.

Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел), определять десятичный состав

Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному.

Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Решение примеров.

Решение задач.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

19

Число 15.

Числовой ряд 1 – 15.

Уточнить знания учащихся об образовании числа 15, его месте в числовом ряду.

Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет.  

Определение места числа 15 в числовом ряду (за каким следует). Образование  числа 15 (предыдущее + единица, десяток плюс 5 единиц). Заучивание последовательности чисел.

Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 15. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради.

плакаты, числовой ряд, видеоматериал, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

20

Решение примеров в

пределах 15 без

перехода

через разряд.

упражнения в решении примеров

 Устный счет (прямой и обратный, порядковый).

 Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике

Числовой луч, счетные палочки, счеты, рабочая тетрадь, учебник

21

Единицы измерения длины – сантиметр, дециметр.

Решение примеров с именованными числами на

сложение и вычитание

в пределах 10.

Продолжить знакомить учащихся с единицами измерения см, дм, обозначением 1см, 1дм, соотношением 1дм=10см.

Счёт в пределах 10.

Показ приемов измерения отрезка.

Практическая работа по измерению длины отрезка. Запись полученных результатов.

Иллюстрации, плакаты, линейка, карандаш, .разрезная касса цифр, карточки, дидактические игры, числовой ряд, калькулятор, видеоматериал.

22

Прямая. Отрезок.

систематизировать понятия "прямая", "отрезок", учить находить отрезок среди различных линий, учить измерять  отрезок с помощью линейки

Определение понятия "отрезок". Повторение  приемов черчения и измерения отрезка. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь, карандаши

23

Числовой ряд 1-15. Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения

Устный счет 1-15 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч, рабочая тетрадь

набор цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

24

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Отработать умение решать задачи в пределах 15, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет 1-15 (прямой, обратный). Порядковый счет.

Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Составление задач. Решение задач. Запись решения в виде примера.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

25

Число 16.

Числовой ряд 1 – 16.

Уточнить знания учащихся об образовании числа 16, его месте в числовом ряду.

Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет.  

Определение места числа 16 в числовом ряду (за каким следует). Образование  числа 16 (предыдущее + единица, десяток плюс 6 единиц). Заучивание последовательности чисел.

Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 16. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради.

плакаты, числовой ряд, видеоматериал, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

26

Решение примеров в

пределах 16 без

перехода

через разряд.

упражнения в решении примеров

 Устный счет (прямой и обратный, порядковый).

 Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике

Числовой луч, счетные палочки, счеты, рабочая тетрадь, учебник

27

Числовой ряд 1-16. Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения

Устный счет 1-16 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Числовой луч, рабочая тетрадь

набор цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

28

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Отработать умение решать задачи в пределах 16, учить записывать решение задачи в виде примера

Устный счет 1-16 (прямой, обратный). Порядковый счет.

Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц.

Составление задач. Решение задач. Запись решения в виде примера.

Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки

29

Арифметические действия в пределах 16.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-16, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

30

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

31

Геометрические фигуры. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. Повторение.

отработать прием построения геометрических фигур

Работа с учебником. Выполнение геометрических построений в тетради, заданий в рабочей тетради (по точкам, трафарету).

Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, трафареты

32

Единицы измерения массы.

Продолжить знакомство с единицами измерения массы

Меры массы – кг. Изучение надписей на упаковках. Сравнение. Запись именованных чисел.  Решение примеров с именованными числами. Решение задач на нахождение суммы, остатка.

Упаковки различных продуктов, числовой ряд, счеты

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 1-4 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2009.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2006.
  3. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 0-4 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
  4. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта /Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007
  6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007
  7. . Математика, Т.В.Алышева, г.Москва «Просвещение». 2011г., 1,2ч., 1кл.
  8. Математика, Т.В.Алышева, г.Москва«Просвещение». 2011г., 1,2ч., 2кл.
  9. Математика  В.В.Эк. г.Москва«Просвещение» 2011г. 3кл.
  10. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  11. Волина В. В. Праздник числа. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  12. Ерофеева Т. И., Павлова П. Л., Новикова В. П. Математическая тетрадь. — М.: Просвещение, 1992.
  13. Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.
  14. Колесникова Е. В. Я считаю до 10. — М.:ТЦ Сфера, 2001.
  15. Колесникова Е. В. Я считаю до 20. — М.:ТЦ Сфера, 2001.
  16. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика арифметики в вспомогательной школе. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1949.
  17. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1976.
  18. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Ч. 1, 2. —М.; Баласс, 2001.
  19. Петерсон Л. Г.,Холина Н. П. Раз — ступенька, два — ступенька. — Ч. 1, 2. — М.: Баласс, 2001.
  20. Сборник загадок / Под ред. М. Л. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду /  Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  22. Шевченко С. Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. - М., 1998
  23. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой
    психического развития. Книга 1,2. — М.: Школьная Пресса,
    2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рабочая программа по физике для учащихся 7- 9 класса по ученику Шахмаева

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи курса, содержательные линии по разделам, тематическое и календарно-тематическое планирование, критерии оценивания ответов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»

Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...

Рабочая программа по физике для учащихся 11-х классов (базовый уровень)

Пояснительная записка.Рабочая программа по физике для обучающихся  11-х классов составлена на основе:1.      Примерной программы среднего (полного) общего образован...

Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...