Рабочая программа по арифметике для учащихся с ОВЗ, 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Арифметика» (6 класс)
Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.
Цели программы обучения: формирование элементарных математических представлений; расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны уметь:
-образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка с помощью учителя;
-считать по единице в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
-сравнивать числа в пределах 20 с помощью учителя;
-записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
-складывать и вычитать числа в пределах 20 с помощью счетного материала;
-решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя;
-показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
-строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам с помощью учителя;
-измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение контрольной работы, позволяющей выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_arifmetike_6-g_kl.docx | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Арифметика»
Класс: 6-г
Учебный год: 2015-2016
Общее кол-во часов 102, кол-во часов в неделю 3
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году). Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по арифметике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цели программы обучения:
- формирование элементарных математических представлений;
- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы обучения:
- формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей деятельности;
- повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование элементарных умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение теории и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Программа 6 класса состоит из следующих разделов:
- Нумерация чисел в пределах 20. Чтение и запись чисел в пределах 20.
Числовой ряд 1-20, присчитывание, отсчитывание по 1. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.
- Решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка.
- Меры длины- сантиметр. Обозначение –1 см.
- Меры времени:
- определение времени по часам с точностью до часа, обозначение – 1 ч;
- сутки;
- 1 неделя = 7 суток;
- Меры массы:
- единицы измерения массы – килограмм, обозначение 1 кг.
- Меры стоимости: монеты 1р., 2р.,10 р., 5 р., размен; решение простых задач, выражающих зависимость цены, количества и стоимости.
- Меры емкости:
-единица измерения емкости - литр, обозначение 1 л.
- Прямая, отрезок. Построение. измерение отрезков заданной длины (с помощью учителя).
- Окружность, круг.
- Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Свойства сторон, углов. Измерение сторон прямоугольника.
- Треугольник. Измерение сторон треугольника. Виды треугольника.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Предметными результатами изучения курса «Арифметика» является сформированность следующих умений:
- считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- читать, записывать, сравнивать ( используя знаки сравнения <, >, =) и упорядочивать числа в пределах 20;
- выполнять действия на основе знаний о нумерации: 15 + 1, 18 — 1, 10 + 6, 12 -10, 14 — 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины ( сантиметр );
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание;
- выполнять сложение и вычитание;
- решать задачи в 1 действие, в том числе и задачи практического содержания;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры ( точка, линия, прямая, отрезок, луч, кривая, многоугольник, круг);
- измерять ( с помощью линейки ) и записывать длину ( предмета, отрезка), используя изученную единицу длины сантиметр;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки (с помощью учителя).
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка с помощью учителя;
-считать по единице в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
-сравнивать числа в пределах 20 с помощью учителя;
-записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
-складывать и вычитать числа в пределах 20 с помощью счетного материала;
-решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя;
-показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
-строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам с помощью учителя;
-измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
Пособия для сравнения количеств "много — мало", "много — один", "один — несколько".
- Кубики. Счётные цепочки.
- Таблицы числовых фигур. Наборы игр.
Пособия для изучения чисел и арифметических действий в пределах 10.
- Наборы мелких предметов для счета (в коробках по 10 шт.).
- Числовые таблицы для изучения чисел от 1 до 10.
- Числовые фигуры (несколько вариантов).
- Трафареты цифр (деревянные, пластмассовые, картонные).
- Пластинки с вырезными цифрами (от 1 до 10).
- Цифровые кассы (классная и для индивидуального пользования).
- Иллюстративные таблицы правильного начертания цифр.
- Счёты с одной горизонтальной проволокой.
- Таблица сумм и разностей.
- Наборы иллюстративных таблиц для составления и решения арифметических задач с числами в пределе 10.
- Наборы фигурок из дерева, пластмассы и картона для составления макетов, иллюстрирующих условия арифметических задач.
- Арифметическое лото.
- Домино.
- Арифметические игры.
Пособия для изучения чисел и арифметических действий в пределах 20.
- Иллюстративные таблицы для изучения чисел.
- Счетные фигуры (несколько вариантов).
- Наборы мелких предметов для счета (в коробках по 20 шт.).
- Счёты с двумя горизонтальными прутьями.
- Цифровая касса.
- Таблицы сумм и разностей.
- Материалы для составления макетных арифметических задач.
- Иллюстративные таблицы для составления и решения арифметических задач.
- Арифметическое цифровое лото.
- Арифметические игры.
- Монетная касса: 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 р., монеты, купюры.
Пособия для изучения мер и практических работ по измерению.
1. Меры веса.
- Весы торговые (чашечные) и набор гирь в 1, 2 кг.
2. Меры длины.
- Линейка.
- Метр (деревянный, металлический, ).
- Рулетка.
3. Меры объема.
- Мерная кружка.
- Литровая банка.
- Полулитровые банки (две).
- Стаканы (четыре).
4. Меры времени.
- Часы.
- Циферблат с подвижными стрелками (пособие учителя).
- Набор циферблатов с подвижными стрелками (пособия учеников)
- Отрывной календарь.
- Месячный календарь.
- Календарь времён года (годовой календарь).
- Таблица названий месяцев года с указанием числа дней в каждом месяце.
- Таблица-диаграмма: сутки.
- Песочные часы (минутные, двухминутные).
Пособия для решения арифметических задач
- Песочный ящик с наборами мелких подвижных фигур.
- Макеты (фоновые полотна и наборы фигур).
- Иллюстративные таблицы для составления арифметических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1 | Числовой ряд 1-10. Повторение. | повторить числовой ряд 1-10, количественный и порядковый счет | Написание цифр, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 10. Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, таблица с образцами написания цифр, счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
2 | Решение примеров и задач в пределах 10. | упражнение в решении примеров и задач на нахождение суммы и остатка | Решение примеров. Решение и задач на нахождение суммы и остатка. | Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник |
3 | Арифметические действия в пределах 10. | Проверить состояние знаний на начало учебного года | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
4 | Работа над ошибками контрольной работы. | выявление характерных ошибок, отработка сложных тем | Работа по результатам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
5 | Числовой ряд 1-12. Повторение. | повторить числовой ряд 1-12; отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел | Написание цифр, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 12. Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, таблица с образцами написания цифр, счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
6 | Геометрические фигуры. Повторение. | Закрепить знание основных геометрических фигур | Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником. | Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны |
7 | Числовой ряд 1-12. Сравнение чисел. | Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения | Устный счет 1-12 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=. Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, рабочая тетрадь набор цифр, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
8 | Арифметические действия в пределах 12. | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел) | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Решение примеров. Решение задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
9 | Меры емкости. Литр. | Дать элементарные сведения о измерении объема, мерах емкости, познакомить с единицей измерения емкости "литр" | Работа с различными емкостями для жидкостей (различные упаковки, банки, стаканы и т.д.). Рассматривание этикеток. Нахождение данных об объеме упаковки. Определение объема различных емкостей (лабораторная работа). Выполнение заданий в учебнике, рабочих тетрадях. | Учебник, рабочая тетрадь, различные упаковки, емкости, стаканы, мерный стакан |
10 | Решение примеров в пределах 12. | Отработать умение решать примеры в пределах 12 | Устный счет 1-12 (прямой, обратный). Порядковый счет. Решение примеров. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
11 | Решение задач в пределах 12 на нахождение суммы, остатка. | Отработать умение решать задачи в пределах 12, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет 1-12 (прямой, обратный). Порядковый счет. Решение задач. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
12 | Меры времени (сутки, неделя). | расширить и систематизировать знания о понятии «неделя», порядке следования дней, дать элементарное представления о понятии "месяц", порядке следования месяцев | Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность. Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Просмотр презентации «Дни недели». Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели). Называние месяцев ( по временам года). Количество месяцев в году. Выстраивание временных последовательностей с помощью иллюстраций. Работа с учебником, рабочей тетрадью. | Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник |
13 | Арифметические действия в пределах 12. Подготовка к контрольной работе. | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел) | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Определение состава числа (1 уровень). Решение примеров, задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
14 | Арифметические действия в пределах 12. | Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-12, умение решать примеры и простые задачи. | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
15 | Работа над ошибками контрольной работы. | выявление характерных ошибок, отработка сложных тем | Работа по результатам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
16 | Меры стоимости. | Расширить представление о мерах стоимости | Работа с единицами измерения стоимости: рубль, монетами разного номинала. Рассматривание, сравнивание монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником. Размен (1 уровень). | Монеты, плакат по теме, учебник |
17 | Отрезок. | систематизировать понятие "отрезок", учить находить отрезок среди различных линий, закрепить умение измерять отрезок с помощью мерки | Определение понятия "отрезок". Повторение приемов черчения и измерения отрезка. Изготовление мерки для измерения отрезка. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. | плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь, образец мерки, карандаши |
18 | Арифметические действия в пределах 12. Повторение. | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 12 (сложение, вычитание, сравнение чисел) | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Определение состава числа (1 уровень). Решение примеров, задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
19 | Линейка как чертежный инструмент. | Познакомить с линейкой как чертежным инструментом, правилами пользования линейкой | Рассматривание линейки. Определение ее назначения. Выполнение элементарных геометрических построений с помощью линейки. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. | учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаши |
20 | Единица измерения длины -см. | Дать элементарные сведения о единице измерения длины - см, учить измерять отрезок | Беседа о единице измерения длины, ее обозначении - см. Показ приемов измерения отрезка. Запись полученных результатов. | учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаши, индивидуальные карточки с зхаданием |
21 | Число 13. Числовой ряд 1-13. | Познакомить с числом 13, его образованием; учить читать и записывать число 13 | Образование числа 13. Написание числа, определение количества предметов на рисунке, показ и чтение числа, выкладывание числового ряда, выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые. Счет прямой и обратный в пределах 13. Счет количественный и порядковый. Решение примеров. Решение простых задач. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, иллюстрации задач, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник |
22 | Сравнение чисел. Повторение. | Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения | Устный счет 1-13 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Разложение чисел второго десятка на разрядные слагаемые. Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=. Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись. | Числовой луч, набор цифр, таблица с образцами написания цифр, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
23 | Решение примеров в пределах 13. | Отработать умение решать примеры в пределах 13 | Устный счет 1-13 (прямой, обратный). Порядковый счет. Разложение на разрядные слагаемые. Решение примеров. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
24 | Решение задач на нахождение суммы, остатка. | Отработать умение решать задачи на нахождение суммы, остатка, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет 1-13 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Решение задач. Выделение в задаче условия, числовых данных, вопроса, решения, ответа. | Числовой луч, иллюстрации к задачам, учебник, рабочая тетрадь |
25 | Меры времени. Месяцы. Календарь. | Расширить понятие "месяцы", учить порядок следования месяцев, дать элементарные сведения о календаре | Называние месяцев по временам года, полностью в году. Выстраивание последовательности с помощью иллюстраций. Рассматривание календаря карманного, знакомство с его значением. Просмотр презентации. | Презентация, карманные календари, иллюстрации |
26 | Число 14. Числовой ряд 1-14. | Познакомить с числом 14, его образованием; учить читать и записывать число 14 | Образование числа 14. Написание числа, определение количества предметов на рисунке, показ и чтение числа, выкладывание числового ряда, выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые. Счет прямой и обратный в пределах 14. Счет количественный и порядковый. Решение примеров. Решение простых задач. Выполнение заданий в учебнике. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, иллюстрации задач, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник |
27 | Арифметические действия в пределах 14 (подготовка к контрольной работе). | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел) | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. . Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Определение состава числа (1 уровень). Решение примеров. Решение задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
28 | Арифметические действия в пределах 14. | Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-14, умение решать примеры и простые задачи. | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
29 | Работа над ошибками контрольной работы. | выявление характерных ошибок, отработка сложных тем | Работа по результатам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
30 | Геометрические фигуры. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | отработать прием построения геометрических фигур | Работа с учебником. Выполнение геометрических построений в тетради, заданий в рабочей тетради (по точкам, трафарету). | Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, трафареты |
31 | Меры стоимости. | расширить представление о мерах стоимости, учить выполнять размен | Рассматривание, сравнивание монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником. Размен (1 уровень). | Монеты, плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь |
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
1 | Числовой ряд 1-14. Повторение. | повторить числовой ряд 1-14, количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел | Написание цифр, чисел, показ цифры. Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, таблица с образцами написания цифр, счетные палочки, раздаточный материал для устного счета, рабочая тетрадь, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
2 | Решение примеров в пределах 14. | упражнения в решении примеров | Устный счет (прямой и обратный, порядковый). Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике | Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник |
3 | Меры времени. Месяцы. Календарь. | Расширить понятие "месяцы", учить порядок следования месяцев, дать элементарные сведения о календаре | Называние месяцев по временам года, полностью в году. Выстраивание последовательности с помощью иллюстраций. Рассматривание календаря карманного, знакомство с его значением. Просмотр презентации. | Презентация, карманные календари, иллюстрации |
4 | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | Отработать умение решать задачи в пределах 14, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись решения задач в виде примера. | Числовой луч, счетные палочки, рабочая тетрадь, учебник |
5 | Числовой ряд 10-14. | повторить числовой ряд 10-14; отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел; учить определять десятичный состав числа | Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, счетные палочки, рабочая тетрадь, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
6 | Основные геометрические фигуры. Повторение. | Закрепить знание основных геометрических фигур | Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником. | Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны |
7 | Числовой ряд 1-14. Сравнение чисел. | Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения | Устный счет 1-14 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=. Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, рабочая тетрадь набор цифр, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
8 | Арифметические действия в пределах 14. Практическое повторение. | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел) | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Решение примеров. Решение задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
9 | Единицы измерения объёма – литр. Решение примеров с именованными числами на сложение и вычитание в пределах 14 без перехода через разряд. | Систематизировать знания о измерении объема, мерах емкости, учить решать примеры с именованными числами емкости | Работа с различными емкостями для жидкостей (различные упаковки, банки, стаканы и т.д.). Рассматривание этикеток. Нахождение данных об объеме упаковки. Определение объема различных емкостей (лабораторная работа). Выполнение заданий в учебнике, рабочих тетрадях. | Учебник, рабочая тетрадь, различные упаковки, емкости, стаканы, мерный стакан |
10 | Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. | Отработать умение решать задачи в пределах 14, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет 1-14 (прямой, обратный). Порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Решение задач. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
11 | Меры времени (сутки, неделя). Месяцы. | расширить и систематизировать знания о понятии "сутки", «неделя», порядке следования дней, дать элементарное представления о понятии "месяц", порядке следования месяцев | Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность. Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Просмотр презентации «Дни недели». Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели). Называние месяцев ( по временам года). Количество месяцев в году. Работа с календарем. Выстраивание временных последовательностей с помощью иллюстраций. Работа с учебником, рабочей тетрадью. | Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник |
12 | Десятичный состав чисел второго десятка (10-14). | повторить числовой ряд 10-14; отработать количественный и порядковый счет, написание и чтение двухзначных чисел; учить определять десятичный состав числа, выполнять сложение, вычитание | Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Составление числового ряда. Определение места числа в числовом ряду. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради. | Числовой луч, набор цифр, счетные палочки, рабочая тетрадь, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
13 | Сложение десятка и однозначного числа. Вычитание однозначного числа из двузначного (10-14). | |||
14 | Арифметические действия в пределах 14. Десятичный состав чисел. | Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-14, умение определять десятичный состав, решать примеры и простые задачи | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
15 | Работа над ошибками контрольной работы. | выявление характерных ошибок, отработка сложных тем | Работа по результатам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
6 | Меры стоимости. | Расширить представление о мерах стоимости, учить решать примеры с именованными числами | Работа с единицами измерения стоимости: рубль, монетами разного номинала. Рассматривание, сравнивание монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником. Размен (1 уровень). | Монеты, плакат по теме, учебник |
17 | Угол. | Познакомить с понятием «угол». Учить вычерчивать углы с помощью линейки. | Вычерчивание отрезков, прямых, лучей. Вычерчивание угла от заданной точки с помощью линейки. | Иллюстрации, плакаты, линейки, числовой луч |
18 | Арифметические действия в пределах 14. Десятичный состав чисел второго десятка. Повторение. | Отработка умения выполнять арифметические действия в пределах 14 (сложение, вычитание, сравнение чисел), определять десятичный состав | Устный счет (прямой, обратный, порядковый). Присчитывание по одному. Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 14. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. Решение примеров. Решение задач. | Числовой луч, набор цифр, таблица с правильным написанием цифр, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
19 | Число 15. Числовой ряд 1 – 15. | Уточнить знания учащихся об образовании числа 15, его месте в числовом ряду. | Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Определение места числа 15 в числовом ряду (за каким следует). Образование числа 15 (предыдущее + единица, десяток плюс 5 единиц). Заучивание последовательности чисел. Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 15. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради. | плакаты, числовой ряд, видеоматериал, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
20 | Решение примеров в пределах 15 без перехода через разряд. | упражнения в решении примеров | Устный счет (прямой и обратный, порядковый). Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике | Числовой луч, счетные палочки, счеты, рабочая тетрадь, учебник |
21 | Единицы измерения длины – сантиметр, дециметр. Решение примеров с именованными числами на сложение и вычитание в пределах 10. | Продолжить знакомить учащихся с единицами измерения см, дм, обозначением 1см, 1дм, соотношением 1дм=10см. | Счёт в пределах 10. Показ приемов измерения отрезка. Практическая работа по измерению длины отрезка. Запись полученных результатов. | Иллюстрации, плакаты, линейка, карандаш, .разрезная касса цифр, карточки, дидактические игры, числовой ряд, калькулятор, видеоматериал. |
22 | Прямая. Отрезок. | систематизировать понятия "прямая", "отрезок", учить находить отрезок среди различных линий, учить измерять отрезок с помощью линейки | Определение понятия "отрезок". Повторение приемов черчения и измерения отрезка. Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради. | плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь, карандаши |
23 | Числовой ряд 1-15. Сравнение чисел. | Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения | Устный счет 1-15 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=. Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, рабочая тетрадь набор цифр, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
24 | Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. | Отработать умение решать задачи в пределах 15, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет 1-15 (прямой, обратный). Порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Составление задач. Решение задач. Запись решения в виде примера. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
25 | Число 16. Числовой ряд 1 – 16. | Уточнить знания учащихся об образовании числа 16, его месте в числовом ряду. | Количественный (прямой и обратный) и порядковый счет. Определение места числа 16 в числовом ряду (за каким следует). Образование числа 16 (предыдущее + единица, десяток плюс 6 единиц). Заучивание последовательности чисел. Составление числового ряда. Показ, чтение, запись чисел от 10 до 16. Определение места десятков и единиц, десятичного состава числа (кол-во десятков, единиц). Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Выполнение заданий учебнике, в рабочей тетради. | плакаты, числовой ряд, видеоматериал, счетные палочки, счеты, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь |
26 | Решение примеров в пределах 16 без перехода через разряд. | упражнения в решении примеров | Устный счет (прямой и обратный, порядковый). Решение примеров. Выполнений заданий в учебнике | Числовой луч, счетные палочки, счеты, рабочая тетрадь, учебник |
27 | Числовой ряд 1-16. Сравнение чисел. | Учить сравнивать числа, записывать знаки сравнения | Устный счет 1-16 (прямой и обратный). Количественный и порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=. Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Числовой луч, рабочая тетрадь набор цифр, счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник |
28 | Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. | Отработать умение решать задачи в пределах 16, учить записывать решение задачи в виде примера | Устный счет 1-16 (прямой, обратный). Порядковый счет. Составление чисел из десятков и единиц. Сравнение чисел по кол-ву десятков и кол-ву единиц. Составление задач. Решение задач. Запись решения в виде примера. | Рабочая тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, числовой луч, счеты, счетные палочки |
29 | Арифметические действия в пределах 16. | Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-16, умение решать примеры и простые задачи. | Контрольная работа. | Текст контрольной работы |
30 | Работа над ошибками контрольной работы. | выявление характерных ошибок, отработка сложных тем | Работа по результатам контрольной работы. | Текст контрольной работы |
31 | Геометрические фигуры. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. Повторение. | отработать прием построения геометрических фигур | Работа с учебником. Выполнение геометрических построений в тетради, заданий в рабочей тетради (по точкам, трафарету). | Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, трафареты |
32 | Единицы измерения массы. | Продолжить знакомство с единицами измерения массы | Меры массы – кг. Изучение надписей на упаковках. Сравнение. Запись именованных чисел. Решение примеров с именованными числами. Решение задач на нахождение суммы, остатка. | Упаковки различных продуктов, числовой ряд, счеты |
Список литературы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 1-4 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2009.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2006.
- Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 0-4 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
- Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта /Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007
- . Математика, Т.В.Алышева, г.Москва «Просвещение». 2011г., 1,2ч., 1кл.
- Математика, Т.В.Алышева, г.Москва«Просвещение». 2011г., 1,2ч., 2кл.
- Математика В.В.Эк. г.Москва«Просвещение» 2011г. 3кл.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Волина В. В. Праздник числа. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Ерофеева Т. И., Павлова П. Л., Новикова В. П. Математическая тетрадь. — М.: Просвещение, 1992.
- Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.
- Колесникова Е. В. Я считаю до 10. — М.:ТЦ Сфера, 2001.
- Колесникова Е. В. Я считаю до 20. — М.:ТЦ Сфера, 2001.
- Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика арифметики в вспомогательной школе. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1949.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1976.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Ч. 1, 2. —М.; Баласс, 2001.
- Петерсон Л. Г.,Холина Н. П. Раз — ступенька, два — ступенька. — Ч. 1, 2. — М.: Баласс, 2001.
- Сборник загадок / Под ред. М. Л. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Шевченко С. Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. - М., 1998
- Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития. Книга 1,2. — М.: Школьная Пресса,
2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)
Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно в процессе освоении технологических навыков учащиеся получают воз...
Рабочая программа по физике для учащихся 7- 9 класса по ученику Шахмаева
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи курса, содержательные линии по разделам, тематическое и календарно-тематическое планирование, критерии оценивания ответов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»
Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...
Рабочая программа по физике для учащихся 11-х классов (базовый уровень)
Пояснительная записка.Рабочая программа по физике для обучающихся 11-х классов составлена на основе:1. Примерной программы среднего (полного) общего образован...
Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе
Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...