Воспитание культуры личности силами семьи и школы.
материал (5 класс) по теме
В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физического и психического развития. И это изменение не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 39.5 КБ |
doklad_16.11.16_2.docx | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы обучения и воспитания в школе для детей с ОВЗ .
В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физического и психического развития. И это изменение не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Современная система школьного образования на сегодняшний момент не отвечает в полной мере тем требованиям, которые предъявляет к ней современное общество. Но это не ведёт к необходимости рушить всё и начинать выстраивать заново. Ориентируясь на современный мир, на сегодняшний момент назрела острая необходимость в модернизации всей образовательной системы и дошкольного образования в частности. Роль педагога, а в особенности педагога – коррекциониста в этой работе высока. Очевидно, что определённая часть нашего общества составляют дети с особыми нуждами, дети – инвалиды. Внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения нуждается в существенном усилении.
Выстраивать по кирпичикам тяжело, ещё тяжелее не ошибиться в выборе самих материалов. Ведь при безграмотной работе может рухнуть всё строительство, сломаться вся выстроенная система. При этом придётся возводить всё заново. Начиная модернизацию, необходимо в первую очередь задуматься о материалах, используемых в работе. Не нужно ломать всё старое, можно и необходимо использовать в работе тот фундамент, который испытан на протяжении многих лет. Фундамент, который даёт возможность новому строительству. Осуществлять дальнейшее возведение новой системы нужно с грамотными специалистами. И здесь не обойтись без коррекционистов.
Как всё новое, модернизация системы образования, новый подход к обучению и воспитанию детей с особыми нуждами и потребностями, требует кропотливого изучения и подготовки, для качественной и безболезненной реализации. Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала, применение им в учебном процессе инновационных форм и методов обучения. Педагоги, как грамотные творцы, готовы работать, не подстраиваясь под предъявляемые требования, а шагать в ногу со временем, опираясь на свой богатый багаж знаний, умений, желание работать и огромный потенциал, который в них заложен. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их методическое и дидактическое наполнение. Дефектолог должен не только давать детям знания, развивать умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию, научить радоваться новым открытиям и стремлениям исследовать что-то новое, научить детей общению друг с другом и окружающими.
Вот так, выстраивая шаг за шагом, наше общество придёт к новому завершению строительства. На это потребуется не один год плодотворной работы и на сегодняшний момент мы, педагоги, готовы к этому преобразованию. Готовы осуществлять и строить, перестраиваясь самим. И я верю, что всё у нас получится!
Предварительный просмотр:
Теме доклада: «Воспитание культуры личности силами семьи и школы.»
Цель: систематизировать опыт работы ОУ по созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.
Задачи:
1. Анализ школьной системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.
2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.
«Удивительный этот дом - школа!
Здесь все перемешалось: детство и зрелость , юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца , никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой». В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!
И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»
Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.
А теперь - реальность, которую диктует нам жизнь:
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.
В своём послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Владимирович Путин определил главную задачу школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».
Таким образом, на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентно способную личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.
Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,
Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Наши дети определяют творчество так:
- Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда;
- это то, что человек делает своими руками и от всей души;
- это проявление таланта, фантазии;
- это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
- вид деятельности, в результате которой появляется что-то новое;
- это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.
Как видите, в этих двух определениях много общего.
Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.
“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”
Ш.М. Амонашвили.
Кто же в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается, по результатам опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители, классный руководитель и педагоги доп .образования. Именно, взаимодействие этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.
Особое внимание уделяется работе с детьми.
- в школьной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации детей
-осуществляется психолого-педагогическая поддержка детей;
- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);
- организуются экскурсии, встречи с интересными людьми для расширения кругозора детей;
- ведутся «Дневники успеха учеников или портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.
-привлечение творчески детей в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.
Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году.
Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:
- Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
- Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
- Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
- Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
- Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.
Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:
- Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы
семья оценивает влияние данной работы на детей,
- школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,
семья определяет меру содействия решению их,
- школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,
семья откликается на приглашение, участвует,
- школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
- семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
- школа (класс) организует общее дело,
семья участвует в общих делах.
Каждый классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:
Индивидуальные: посещение семьи, консультации.
Групповые: заседание родительского комитета, совета класса, консультации, беседы…
Массовые: родительское собрание, праздники,
Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.
Притча
- Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Проект решения
- 1. Продолжить работу педагогических лекториев для родителей.
- 2. Проводить индивидуальные тематические консультации
( социальный педагог, психолог, классный руководитель.)
3. Продолжить с целью более тесного взаимодействия школы и семьи проведение Дней открытых дверей.
- 4. Классным руководителям использовать в работе положительный опыт воспитания в семье.
- 5. На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять о недостатках семейного воспитания в конкретной семье.
ГБОУ «Русско-Акташская школа – интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Альметьевского муниципального района РТ.
Выступление по теме:
«Воспитание культуры личности силами семьи и школы».
Подготовила: классный
руководитель 5 «А» класса
Донгузова Е С
ШМО классных руководителей .
2016 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы
Выступление на Республиканской научно-практической конференции. Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...
Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.
При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе"
Выступление на общешкольном родительком собрании...
"Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе" родительское собрание
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от покол...
Родительское собрание«Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»
Семья и школа – это берег и море.На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокл...
«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»
Выступление на ШМО клссных руководиелей «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»...
Воспитание культуры питания в семье
Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральн...