«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»
презентация к уроку (8 класс)
Выступление на ШМО клссных руководиелей «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель истории
МКОУ Караваевской ОШ,
Классный руководитель 8 класса
Федоров Евгений Михайлович
ШМО
по теме: «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»
Цель: систематизировать опыт работы в 8 классе по созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.
Задачи:
1. Анализ системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.
2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.
«Удивительный этот дом- школа!
Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой». В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!
И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»
Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.
А теперь - реальность, которую диктует нам жизнь:
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие культуры личности ребёнка силами семьи и школы.
В своём послании Федеральному собранию президент РФ В.В.Путин определил главную задачу школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».
Таким образом, на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентноспособную личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.
Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,
Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Как этого добиться? Один из путей - через творчество. Дети определяют творчество так:
- Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда;
- это то, что человек делает своими руками и от всей души;
- это проявление таланта, фантазии;
- это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
- вид деятельности, в результате которой появляется что-то новое;
- это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.
Как видите, в этих двух определениях много общего.
Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.
“Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке”
Ш.М.Амонашвили.
Кто же в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается, по результатам опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители, классный руководитель и педагоги. Именно, взаимодействие этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания культуры личности.
Каждый ребёнок одарён по своему в той или иной степени, и главная задача классного руководителя вовремя заметить творческий потенциал ребёнка и создать условия для его развития, привлекая к этому и родителей.
Особое внимание уделяется работе с одарёнными детьми.
- в классной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации таких детей (через участие в Совете эскадры, школьном самоуправлении, творческих предметных неделях, внеклассных мероприятиях различной тематики и т.д)
- осуществляется психолого-педагогическая поддержка одарённых детей;
- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, награды);
- организуются туристические поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми для расширения кругозора одарённых детей;
- ведется «Портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.
- привлечение творчески одарённых детей в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.
Мы видим, что возросла в этом году занятость наших учащихся в кружках и секциях по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе функционируют кружки - ОФП , «Мастерица», в сельском ДК - «Теннис», «Художественное слово», которые посещают обучающиеся 8 класса.
Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году.
Раскрытию творческих потенциалов учащихся способствуют
- проведение в школе месячника посвящённого «Дню Матери» с организацией фотовыставки, выставки рисунков, семейных проектов,
- организация традиционных спортивный игр «Весёлые старты», «А.ну-ка мальчики»,
- концерты к календарным праздникам Дню учителя, 8 марта и т.д..
- организация различных творческих дел,
- и разумеется школьное самоуправление, как фактор развития творческой инициативной личности.
Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:
Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.
Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:
Школа(классный руководитель)информирует семью о планах работы
семья оценивает влияние данной работы на детей,
школа (классный руководитель)раскрывает сложные проблемы,
семья определяет меру содействия решению их,
школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,
семья откликается на приглашение, участвует,
школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
школа (класс) организует общее дело,
семья участвует в общих делах.
Классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:
Индивидуальные: посещение семьи, консультации.
Групповые: заседание родительского комитета, совета класса, консультации, беседы…
Массовые: родительское собрание, праздники, экскурсии…
Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.
Притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Рефлексия
В чём состоит наш успех?
Успех нашей школы в успехе детей,
В единстве родителей, учителей,
В тех людях, которые нас окружают,
В идеях и мыслях, что нас окрыляют,
В таланте, сотрудничестве и креативе,
В совместных делах, что сближают, сдружили,
В весёлых глазах, излучающих свет, -
Во всём этом виден наш общий успех!
И чтобы признания школе добиться,
Все вместе к успеху должны мы стремиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание Одна из особенностей ФГОС – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества. В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны в полном взаимодействии семьи и школы.
Задачи взаимодействия социальных партнёров 1.Семья и школа в нашем обществе должны направить свои усилия на формирование культуры личности человека. Данные усилия должны быть едины. 2.Воспитательная работа с детьми в семье и школе, во взаимодействии с другими общественными институтами должна быть целенаправленной, целостной, систематической, продуманной. 3.Школа является инициатором данного взаимодействия.
Важную роль играют выступления учащихся класса перед родителями, которые те фотографируют для семейных альбомов
Родители с воодушевлением принимают выступление своих детей
О своих достижениях и подарках дети с удовольствием расскажут в семьях
Совместная, с родителями и педагогами, встреча Нового года приучает детей к организованности и ответсвенности
Родители (законные представители) самые авторитетные судьи для своих детей
Праздники в школе с приглашением родителей осуществляются на основе народных традиций, важным подспорьем для активизации которых являются предметы народного быта
А совместное изучение семейных ценностей позволяет оценивать участие семьи в судьбе Родины и воспитывает патриотизм
Совместные празднования народных праздников сплачивают
Прививает любовь к Родине и уважение к своим предкам уборка местных мемориальных мест
Совместная уборка придворовых территорий и вокруг общественных мест, где проходит совместный семейный отдых
Воспитывает отказ от употребления алкоголя и наркотиков в семье и совместный просмотр антиалкогольных и антинаркотических передач с пояснениями старшими
Совместные выезды и выходы на природу с любованием местной флорой и фауной
Организованные пикники приучают к культуре быта и экологичности отдыха
Ведущая идея партнёрства: В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.
Говорим о семье Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей.
Семейное воспитание Семейное воспитание- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Роль семьи в воспитании: Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут.
Принципы семейного воспитания: 1.Креативность; 2.Гуманизм; 3. Демократизм; 4. Гражданственность; 5. Ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей.
Функции семьи: 1. Осуществление социализации личности. 2. Закладывание основы отношений между людьми. 3. Формирование ориентации на всю оставшуюся жизнь человека (трудовую и социальную). 4. Обеспечение преемственности традиций. 5. Воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы
Выступление на Республиканской научно-практической конференции. Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...
Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.
При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...
Воспитание культуры личности силами семьи и школы.
В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным н...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе"
Выступление на общешкольном родительком собрании...
"Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе" родительское собрание
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от покол...
Родительское собрание«Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»
Семья и школа – это берег и море.На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокл...
Воспитание культуры питания в семье
Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральн...