Творческий отчет
учебно-методический материал ( класс) на тему
Формирование экологических представлений и навыков у учащихсяс интеллектуальной недостаточностью на уроках и во внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат по теме самообразования:
«»
Содержание
Введение
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены какх-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше « сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность населения. Ученые экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.
Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во – первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи, и знания; во – вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в – третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению. Особое место принадлежит этапу обучения в коррекционной школе.
Цель работы - исследовать организацию экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы;
Объект исследования - экологическое образование и воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - процесс экологического образования и воспитания на уроках и во внеклассной работе.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы современного экологического образования детей.
- Определить возможности урока и внеклассной работы по формированию экологических представлений и навыков.
Методы исследования: психологической, педагогической литературы, наблюдение, беседы.
В настоящее время сущность экологического образования нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому образованию и воспитанию придается общественное значение.
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
- Сущность экологического образования и воспитания
Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий «ценности отношение – деятельность», специфика процесса экологического образования связана с воздействием на «рацио», интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой «сознание мышления – знание деятельность». Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи об неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках, а так же в процессе внеклассной работы. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Цель экологического воспитания – это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения следующих задач:
- Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;
- Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
- Воспитание потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить:
- Особенности этого процесса:
а) ступенчатый характер;
-формирование экологических представлений;
-развитие экологического сознания и чувств;
-формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
-выработка навыков и привычек поведения в природе;
-преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
б) длительность;
в) сложность;
г) скачкообразность;
д) активность;
2. Значение психологического аспекта, который включает в себя:
а) развитие экологического сознания; б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности; в)выработку нравственных, эстетических чувств, и привычек; г)воспитание устойчивой воли; д)формирование значимых целей экологической деятельности;
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование: -потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
-установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний;
Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязной, научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета министров РФ от 3 февраля 1997 года за № 137, министерстава образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений, навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения и воспитания. Таким образом, экологическое воспитание – это средство образования в сознании учащихся реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.
1.2 Задачи и условия экологического воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Этапы школьного обучения, возрастные особенности и возможности детей с нарушением интеллекта, реальные условия социального и природного окружения – все это обуславливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению вреда наносимого окружающей среде.
Современные исследовании показали, что у детей с нарушением интеллекта имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов торможения и возбуждения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции личности в целом. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания имеет место недоразвитие. В результате этого дети получают чаще всего неполные, а порой и искаженные представления об окружающем. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени на восприятие материала, т.к. им сложно выделить главное и установить взаимосвязь между частями. Это отмечает и Сухомлинский В.А.: « Восприятие – важнейший психологический процесс, благодаря которому предметы и явления окружающего мира, отражаясь в нашем сознании, вызывают чувства и переживания». При олигофрении страдает непроизвольное внимание и отмечается трудность представлений. Ярко выражено и нарушение эмоциональной сферы у детей.
Таким образом, нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности ребенка с нарушением интеллекта, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми. Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки. Так как все изменения природной сферы и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровья населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления. Изучение основ природопользования способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьная программа помогает осознать и понять, что природа – основной источник жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
В своих исследованиях Зверев И.Д. пишет о важности практики экологического воспитания, о творческом общении с природой, указывая на эффективность этого метода, как всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших его качеств.
Развитию экологических представлений и навыков сапособствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания воздействия человека на окружающую среду, важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, практически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических походов, свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика. В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное играет эстетическое воспитание, что развивает у детей эмоциональную восприимчивость к окружающей среде, к красоте вообще, прекрасному в природе.
Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к понимаю экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможность человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы относится к природе, не нанося ей урон. Нынешняя экологическая ситуация требует всестороннего перевоспитания практически всех аспектов общественной жизни. Необходимо дать учащимся целостную систему общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.
Воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека. На уроке решается три задачи: общеобразовательная, развивающая, воспитательная. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает вопрос их правомерности. Он знает нормы и правила экологического поведения, которое будет иметь под собой твердые основания и станут убеждениями этого человека. На доступном уровне с детьми, имеющими нарушения интеллекта рассматриваются связи с живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики познают окружающий мир, и в этом им также помогает элементарные знания экологических связей. Их познание и изучение способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание педагога к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес детей к природе, он существует внутри природы и неотделим от нее. Необходимо в доступной форме донести до ребенка с нарушением интеллекта, что связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в многообразии роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем, дети должны усвоить воздействие человека на природу, которое может быть положительным (охрана природы) или отрицательным (загрязнение воздуха, уничтожение растений, взрывы на карьерах и т.д.) Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания по расширению, обогащению и обобщению полученных знаний. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта должно проводиться в системе, с использованием краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов для учащихся начального звена.
Второе важное и непременное условие, как отмечает Зверев И.Д., что практическая деятельность в области охраны окружающей природной среды, может быть разнообразной по своему содержанию, в зависимости от местных природно- экологических условий школы, сложившегося опыта, традиций, но она всегда направлена на улучшение окружающей природной среды. В этом ее важнейшая воспитательная функция. Отсюда следует, что надо активно вовлекать детей в посильные практические дела по охране местных природных ресурсов(высадка цветов, работы на пришкольном участке) . Положительный результат дает внутреннее и внешнее озеленение школы.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения в гармонии с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние ранее полученные знания. Экологические представления формируются на уроках, при проведении внеклассной работы.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками позволяет накопить фактический материал и раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует творческие способности и принятие целесообразных решений;
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности, интересы и потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится создать у них личное отношение к природе, к проблемам природы. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задание и задачи направлены на формирование проблемы и рождение идей, пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность беседы, экскурсии на местности. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами ( рисунок, рассказ, стихотворение и др.) Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания у детей с нарушениями интеллекта. Все изложенные этапы воспитания, цели и методы должны обязательно прослеживать коррекционную направленность.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:
- традиционные; - активные, инновационные;
Выделяют: - урок как традиционная форма( вводный урок, тематический урок, уроки – беседы, уроки с элементами лекций, и др.) ; -специальные уроки(ролевые игры, дискуссии) ; -внеклассная работа (исследовательский метод, эксперимент ) ; - различные виды экскурсий;
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранная деятельность школьников. Виды ее многообразны: - по защите природной среды (изготовление кормушек, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними ( участие в «зеленом и голубом» патрулях, рейдах в природу); - по улучшению природной среды ( посадка растений, озеленение склонов); - по пропаганде и разъяснению идей охраны природы(беседы, изготовления плакатов, выпуск стенгазет); - по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок, фотографирование объектов природы, создание выставок);
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
I I ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
- Работа учителя по формированию экологических представлений и навыков
Успех в экологическом образовании и воспитании во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируются и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы, потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции учащихся, формирует у них личное отношение к окружающей действительности. На этапе формирования экологических представлений особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможности их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармоничного воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
В новых естественнонаучных курсах большое внимание уделяется таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами. Искусство позволяет компенсировать преобладающее число элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.. игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняя вполне конкретную природоохранную работу, усваивает правила поведения в природе, становится добрым, чутким, отзывчивым к чужой проблеме или беде.
Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативны примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание – это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Много экологических сказок написано В Захадером. К этому числу можно отнести и рассказы В.Бианки, М.Пришвина. Могут быть полезны и некоторые русские народные и зарубежные сказки, потому что в них дети видят превращения ( зернышко – девочка; тепло – ласточка оживает; и т.д. ) Взяв во внимание цепь сюжетов Л.Н.Ердаков, издает книгу про Эколобка. Книга состоит из 5-ти выпусков. Все они ярко иллюстрированы художниками из Новосибирска Якугевичами Л.А. и Т.А. Почему эта сказка об экологическом колобке привлекла наше внимание? Колобок- интересный персонаж, который попадает в разные экологические ситуации. Эколобок вступает во взаимодействия с живой и неживой природой. Идет взаимодействие Среды и Эколобка. Читая книгу и рассматривая иллюстрации дети узнают много различных сезонных изменений животных. Чтение четырех выпусков дети с нарушением интеллекта воспринимали без подготовительной работы. После чтения- вопросы, беседы, рассматривание иллюстраций. А вот чтение пятого выпуска без подготовки читать было бы бесполезным занятием. Похождения Эколобка- это своеобразный учебник по экологии. Детям эти книги нравятся и по содержанию и по сказочному сюжету. Книги о похождениях Эколобка оправданы как учебники по экологии учащихся 1-го класса в норме, а для 2-го класса (3 четверть) для учащихся коррекционных школ.
К не менее важному моменту в экологическом воспитании отводиться экскурсиям. В книге Воронковой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей» в главе «Экскурсии» мы видим, что экскурсию можно проводить как часть урока и как самостоятельное мероприятие. Рассмотрим и отметим самые важные этапы проведения экскурсии:
1.Обязательно наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет заинтересовать учащихся.
2.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разобрать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно- полезной деятельности учащихся.
4.Усложнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5.Продумать методику проведения экскурсионного задания.
6.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно- полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
7.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8.Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно дорабатывать план. Направленность педагогической работы должна заключаться в ознакомлении учащихся коррекционной школы в сформированности представлений о ближайшей к школе местности и ее окружении. Эту работу необходимо проводить последовательно. Для повышения познавательной активности учащихся предлагаются дидактические игры «Угадай с какого дерева листок» или «Что изменилось», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение того, что дети заложили в память. Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А. Плешакова, который открывает перед педагогом путь в экологический мир.
Большое воспитательно- образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа- это разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы- обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм . Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно- предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.
1.4.Внеклассная работа по формированию экологических представлений и навыков
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса учащихся к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.
Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среди жизни, труда и отдыха человека; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методам познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии общечеловеческими нормами морали. Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры учащихся с нарушением интеллекта является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретиться дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологических представлений и навыков возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые проводят учащегося к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Практически (деятельностный аспект содержания) играет важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность, конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако учащийся с интеллектуальной недостаточностью мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах ( прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического образования должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у учащихся коррекционных школ вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни ( к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Естественно, в содержании должны найти отражения знания о местах обитания живых организмов: о их домах (природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Учащихся с нарушением интеллекта нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды- значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации ( оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
- человек (природное существо и член общества);
- многообразие природного и социо- культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой ;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учиться понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками. Важно то, что ребята в играх участвуют добровольно, без принуждения. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширять кругозор, вовлекать в природоохранительную работу большее число ребят, помогает воспитывать у детей чувство ответственности за состояние родной природы. В этом направлении важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной системы. Существуют массовые формы натуралистической работы, которым можно придать экологическое направление. Ребята любят такие праздники и тематические дни: «День леса», «Встреча матушки зимы», «праздник Нептуна», «Осень золотая» и др. Праздники по теме все разные, но принципы и организация проведения их в основном общие. Подобное мероприятие- второстепенное развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции. «Охрана природы- задача каждого»- вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Большую часть воспитательной нагрузки включает в себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки необходимо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Здесь большую положительную роль играет помощь старшеклассников, которые не только не подавляют инициативу младших, но и обогащают знание детей о труде, дружбе, выручке и др. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга , обогащая процесс обучения и воспитания учащихся коррекционных школ.
Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями.
Заключение
В представлении В.И. Вернадского, человек- часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.
Динамическая и теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в единстве: обучения, воспитания и развития. Несмотря на нарушение познавательных интересов детей, педагог при использовании различных методов и приемов, может и должен сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Изучив основные положения концепции экологического образования и воспитания, проведя анализ литературы и передового педагогического опыта в области природоохранного воспитания учащихся, с учетом особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью, сделаны следующие выводы:
1.Экологическое образование и воспитание целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.
2.Экологическое образование и воспитание как целенаправленный процесс имеет свои задачи, цели, формы и методы.
3.Вопросами экологического воспитания и воспитания учащихся коррекционных школ занимаются не так уж и много педагогов. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. В коррекционных школах создается база для развития экологической культуры учащихся. По мнению педагогов, ученых, исследователей на данном этапе возможно формирование экологических представлений и навыков у учащихся, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственным за сохранение жизни на земле. Но главное то, что за всем многообразием методов и приемов работы становятся более экологически воспитанными, несмотря на нарушения познавательной деятельности.
Таким образом, учащимся коррекционных школ как и каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать о повышать экологическую культуру, научиться бережно относится к природе.
Список использованных источников
1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования.- Томск, 1997.-65с.
2. Белавина И., Найденская Н. Планета наш дом: мир вокруг нас. (Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников).- М, Лайда, 1995.
3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа.- 2003.- №5.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе//под ред. В.В. Воронковой.- М., Школа-пресс,1994.
5. Грешневиков А.Н. Экологические словарь.- М., «Экос-информ», 1995.
6. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества//Начальная школа.- 1989.- №12.
7. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание//Воспитание школьников.- 1985.-№ 6.
8. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980, с.19.
9. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева. А. Маджуга, Б.Анарметов// альма матер.- 2005.-№
10. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы// Начальная школа.- 1989.-№ 5.
11. Муртазалиева «Вести республики» №113, 9 августа 2007 г
12. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа.- 1991.- №5.
13. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей.- М, Просвещение. 1986.
14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические : в 3-х томах.- М., 1987.
15. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе// Начальная школа.- 1988.-№8.
16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Изд.»Академия развития», 1997.
17. Экологическое воспитание школьников/ Под ред. Зверев И.Д., Суравегиной И.Т., М., Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/21/picture-19233-1463854365.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74500.jpg)
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296759-1379243692.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-300270-1382295900.jpg)
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-425661-1396230260.jpg)
Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»
В данном материале представлен сценарий творческого отчета рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга г.Тайшета, 2017г....