Конспект урока по географии для 6 класса коррекционный школы. Тема "Великие географические открытия"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Хромченко Эльвира Кашафовна

Конспект урока по географии  для  учащихся 6 класса коррекционной школы. Тема "Великие географические открытия". Тип урока: урок-путшествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_6_klass.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППА 20/15

ХРОМЧЕНКО Э.К.

КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА

Конспект урока по географии 6 класс

Тема: «Великие географические открытия»

Тип урока: урок-путешествие

Цели:

  1. Знакомить учащихся с великими географическими открытиями, их ходом  и последствиями.
  2. Коррегировать образную память  на основе упражнений в узнавании; коррегировать пространственные представления  на основе упражнений в анализе; коррегировать  познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развивать навык связного   устного высказывания.
  3. Воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся систему  знаний о  великих географических открытиях.
  2. Продолжать учить   работать с картой.
  3. Совершенствовать умения работать с   учебником.
  4. Учить применять знания для решения проблемных ситуаций
  5. Учить работать индивидуально и в сотрудничестве с учителем.
  6. Воспитывать прилежание и аккуратность.
  7. Учить работать со схемой.
  8. Учить работать у доски.
  9. Закреплять умения работать с тестом.

Оборудование:

  • Настенная карта «Великие географические открытия»
  • Контурные карты.
  •  презентация.
  • Иллюстративный материал.
  • Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами, лото, Интерактивная доска.
  • Видеоролик
  • Тетради
  • Учебники
  •  Фигурки капитана, пиратов по числу учащихся жетоны для  оценивания)
  • Бумажный корабль по числу учащихся.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Огранизационный момент

   II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

III.  Основная часть

  1. Ознакомление с формой и содержанием урока.

Практическая работа

Прозвенел для всех звонок,
Начинается  урок,
Посмотрите на тетрадки,

На учебник – все в порядке?
Смотрим мы на план и  тему,
Формулируем проблему!

Тема нашего совместного урока «Великие географические открытия, исходя из темы урока, постарайтесь определить цели урока? Что будем изучать на уроке?

Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в увлекательное кругосветное путешествие

Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке –веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий .

Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться эпохой Великих Географических Открытий. Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Великие географические открытия».

Отчаянные ,смелые плавания мореходов и сделанные ими открытия новых континентов и народов, не только раздвинули границы мира, но и изменили жизнь самих европейцев.

Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями новых земель.  

Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны и выявим значение этой эпохи для последущих  поколений.

В процессе решения этих задач мы будем заполнять таблицу, изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций.

Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.

А)   Сбор снаряжения
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?

Сейчас  мы  это узнаем. И заполним таблицу.

Итак, к доске пойдет ……(вызывается учащийся). Все остальные заполняют в тетради таблицу.

Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки.

Б) «Метеосводка» (на интерактивной доске)

Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Христофора Колумба.

Христофор Колумб – самый знаменитый мореплаватель в истории человечества. Свои первые плаванья совершил еще подростком. 
У Колумба  созрел  великий замысел – достичь Индии западным путем.  Ему удалось убедить испанского короля принять проект. 
Колумб знал, что Земля имеет форму шара, но в тоже время, не сомневался, что суша намного больше океана. Рассчитывая быстро достичь берегов Индии, Колумб ошибся в расчетах в 3,5 раза.

  1. Первое плавание Колумба через Атлантический океан было очень опасным. Испанский король предоставил ему три корабля. Экипажи состояли в основном из преступников и отказывались повиноваться Колумбу. Через 33 дня плавания на горизонте впервые показалась Земля. Это был небольшой остров. Обследовав его и соседние острова, Колумб вернулся в Испанию. Докладывая королю об открытии нового пути в Индию, он показывал

привезенных с этих островов жителей, названных им «индейцами», золотые украшения, необычные растения, перья невиданных птиц. Вслед за первым плаванием, Колумб совершил еще три. Однако ни одно из них не было кругосветным. Открытые Колумбом Земли оказались не Индией, а совершенно новыми материками – Северной Америкой и Южной Америкой

Ребята, давайте попробуем исследовать маршрут экспедиции Х.Колумба.

Ребята, давайте откроем тетради и запишем:

А сейчас  немного отдохнем и побываем в гостях у индейцев.

«Привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции». Экспедиция Васко да Гама.

Молодой, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути  в Индию. Экипаж судов насчитывал  168 человекВесной 1490 г. да Гама отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Васко де Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии. 

Васко да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. 

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.

Давайте проследим маршрут Васко Де Гама

«Земля имеет форму шара». Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1521 гг.

265 человек на нескольких кораблях направились к Канарским островам и без приключений  переплыли через Атлантический океан. У берегов Южной Америки пришлось зимовать. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их  продолжить путешествие. Моряки искали и нашли пролив, позднее названный Магелланов пролив. Пройдя по нему, корабли оказались  в неизвестном ранее океане. Пока моряки плыли по нему, не было ни одной бури. Магеллан назвал новый океан Тихим. Путешественники достигли Филиппинских островов, а затем и Молуккских островов (островов Пряностей).

– Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем мимо Африки через Атлантический океан. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

А теперь вспомним и повторим Последствия Великих географических открытий:

Комментированное объяснение учителя, постановка вопроса:

– Какие последствия можно отнести к положительным, какие к отрицательным.

IV. Закрепление

Тест

V. Заключительная часть

Просмотр итогов теста.

Рефлексия

VI. Домашнее задание

Успокаиваются, проверяют  все ли в порядке на парте, все ли готово к уроку.

Возможные ответы учащихся:

– Узнать какие открытия были сделаны.
– Почему их называют великими.
– Что дали людям.

Работа со  схемой у доски. Учащиеся по схеме определяют цели.

Изменения в Европе

Причины географических открытий

Увеличение производства товаров,
расширение торговли, отток золота и серебра из Европы на Восток

«Жажда золота, пряностей»

Рост населения, перенаселенность Европы

Поиск новых земель

Жажда обогащения от торговли пряностями

Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком

Торговлю с Востоком захватили арабы и 
перепродавали товары в 8-10 раз дороже

Отгадывание загадок.

1.   Каравелла

Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.

2.   Компас

Качается стрелка 
Туда и сюда,
Укажет нам север 
И юг без труда.

3.   Карта

Моря и реки есть, 
А воды в  них нет.

(Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с интерактивной доской).

1. Испания 2. Канарские острова. 3. Багамские острова 4. Куба  5. Гаити.

Ребята, а кого это мы встретили на своем пути? (пираты). Что же делать? Они предлагают нам задания, только после этого мы сможем продолжить свое путешествие. (Вопросы и задания для учащихся).

   Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары 
(Томаты)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Клубни весом удивляли 
(Картофель)

Работа в тетрадях.

Значение путешествия Колумба

– Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки. 
– В  Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль. 
– Расширились знания о Земле.

Физминутка (фрагмент видеоролика)

Дети проговаривают слова с характерными движениями.

У индейцев побывали,
Как живут они, узнали.
Встретили они гостей,
Семь красавцев без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,

Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили и не ели, 
На Колумба все глядели 

И делали вот так.


Слушают рассказ учителя

Практическая часть.

Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с настенной и контурной картами. Нанести на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гама.

Португалия. Лиссабон. 2. Острова Зеленого мыса 3. Африка. Мыс Доброй Надежды. 4 Устье реки Замбези. 5. Индия. Порт Каликут

Ребята, опять на нашем пути пираты, давайте узнаем, что они хотят на этот раз.

Предметы в  «Черном ящике»

1)  По вопросам определите, что находится в черном ящике (Пряности)

1. Это части растений, 
2. Их добавляют в пищу.
3.  В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и  сладких блюдах.(пряник)
4.  Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех , Перец . Слайд 
5.  Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.

Ребята, давайте запишем:

Значение путешествия Васко да Гама:

– Проложен морской путь в страны Южной  Азии,
– Португалия стала сильнейшей морской державой, 
– стала развиваться торговля с Индией,

Практическая часть

Ребята, сейчас  мы   исследуем маршрут кругосветного путешествия Магеллана. (Работа с интерактивной картой).

1. Испания 2. Канарские острова 3,4. Восточный берег Южной Америки. 5.Магелланов пролив,  о. Огненная Земля 6,7. Тихий океан 8. Филиппинские острова 10. Острова Пряностей (Молуккские острова) 11,12.. Индийский океан.  13. Африка 14,15 Атлантический океан. 16. Испания

И опять на нашем пути пираты.

Вопросы «Морской почты»

1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?
2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока? 
3. От какой болезни погибали моряки?

Ребята, давайте запишем:

Значение путешествия Магеллана:

– Положило конец спорам о шарообразности Земли, 
– Доказано наличие единого Мирового океана.

– Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар  – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.

Дети выполняют  тест по пройденной теме.

Тест:

  1.  Какой период больше всего было сделано  географических открытий

а. в 12 век;

б.с конца  15 до начала 17 веков;

В. 19 в.

  1. Причины географических открытий.

а. Жажда золота, пряностей поиск новых  земель;

б. Интерес ко всему новому;

в. Уже там были

  1. Христофор Колумб был:

а Мореплаатель;

б.Космонавт;

в. Военнослужащий

  1. Напишите значение путешествия Колумба
  2. Чья экспедиция привезла  груз пряностей:

а.Экспедиция Васко де Гама

б. Экспедиция Ф.Магеллана

  1. Почему корабль Ф. Магеллана отправился в путь на Запад, а вернулся с Востока.

а Возвращались известным путем;

б. Так быстрее;

в. Заблудились.

  1. Напишите последствия  Великих географических открытиях

Ребята, понравилось ли вам наше кругосветное воображаемое путешествие?

Если да, прикрепить капитана на корабль, если нет, то пирата.

Если останется время: Если бы вы жили в 15 – 16 веках, то какое открытие хотели бы совершить? Почему?

Творческое задание по выбору учащихся – рисунок, кроссворд, сочинение (письмо другу, дневник путешественника…), модель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия

Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия"...