Программа по чтению 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа по чтению предназначена для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu.docx | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа является рабочей и составлена на основе:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 11 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2008
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Бгажноковой И.М. Чтение 6 класс /И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. –М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 6 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классе- 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Согласно учебно – тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:
- Блочно – модульной подачи материала;
- Уроки повторения;
- Интегрированные уроки;
- Сочетание различных форм обучения.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 6 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 1 класс – 10 слов; 2 класс – 10-20 слов; 3 – 25-30 слов; 4 – 35-40 слов; 5 – 45-60 слов; 6 – 70-80 слов; 7 – 80-90 слов; 8-9 – 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Тематика изучаемых произведений.
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение.
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Изучаемые произведения.
В. Песков «Отечество», «Весна идет», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», В. Бианки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Ю. Качаев «Грабитель», Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко» (сказка), «Корзина с еловыми шишками», И. Тургенев «Один день в берёзовой роще», Е. Носов «Хитрюга», С. Михалков «Будь человеком», Б. Заходер «Петя мечтает», Д. Биссет «Слон и муравей» (сказка), «Кузнечик Денди» (сказка), Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой», «Пуговкин домик».
«Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины), Ф. Глинка «Москва», С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогорова «Великодушный русский воин», Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка), Д. Гальперина «Здравствуйте!», Е. Благина «Новогодние загадки», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», Д. Хармс «Пушкин», «Заяц и ёж».
Х.К. Андерсен «Ель» (сказка), «Снежная королева» (сказка), А. Чехов «Ванька», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…», И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…», М. Зощенко «Лёля и Минька», Ю. Рытхэу «Пурга», Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Смирнов «Первые приметы».
М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка), В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок), А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять ракинула весна…», В. Астафьев «Злодейка», «Зорькина песня», Е. Баронина «Рассказы про зверей», В. Драгунский «Кот в сапогах», И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня), Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», М. Дудин «Наши песни спеты на войне», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».
Произведения для внеклассного чтения.
М. Пришвин «Лесной хозяин», К. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом», В. Бианки «Морской чертёнок», А. Мамин – Сибиряк «Приёмыш», былины про Илью Муромца, Л. Кассиль «Всё вернётся», В. Астафьев «Васюткино озеро», Г. Скребицкий «Замечательный сторож», стихи о войне.
Произведения для заучивания наизусть.
И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», И. Суриков «Белый снег пушистый…», С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
• читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
• делить текст на части под руководством учителя;
• пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
• определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
• выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
• выучить наизусть 8—10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
2-й уровень
• читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
• читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
• оценивать поступки героев (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Учебно - тематическое планирование по чтению и развитию речи в 6 классе (140 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Заучивание наизусть |
1. | Моя Родина. | 3ч | М. Ножкин «Россия» |
2. | Золотая осень. | 15ч | И. Бунин «Лес, точно терем расписной» |
3. | Великая радость - работа. | 8ч | Б. Заходер «Петя мечтает» |
4. | Страницы истории. | 8ч | |
5. | Что такое хорошо, что такое плохо. | 9ч | |
6. | Здравствуй, гостья – Зима. | 27ч | А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» И. Суриков «Белый снег пушистый…» |
7. | Весна – красна. | 14ч | С. Смирнов «Первые приметы» В. Жуковский «Жаворонок» А. Твардовский «После мартовских метелей» |
8. | Рассказы о животных. | 12ч | |
9. | Рассказы, сказки, стихи для детей. | 8ч | В. Набоков «Дождь пролетел…» Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
Итого | 104 ч. | 10 - наизусть |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Требования к ЗУН | Словарь | Примечания (ИКТ) | |
1 четверть - 36 часов | Должен уметь | Должен знать | |||||
1. Моя Родина (3 ч) | |||||||
1 | В. Песков. Рассказ «Отечество». Определение термина эпиграф. Выделение главной мысли произведения.
| 1ч | Уметь осознанно выразительно читать. | Знать символы России. | Эпиграф, до донца, целебен Необъятна, мудрец, вольная (дорога) | ||
2 | М. Ножкин. Россия. | 1ч | |||||
3 | М. Пришвин. Рассказ «Моя Родина» Охранять природу –значит охранять Родину. | 1ч | Умение выделять главное, составлять план рассказа. | Находка, сокровища, кладовая солнца | |||
2. Золотая осень (15 ч) | |||||||
4 | В. Бианки. Рассказ «Сентябрь. | 1ч | Уметь выделять главное. | Знать пословицы о природе. | Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар | Презентация | |
5 | И. Бунин. «Лес, точно терем расписной». | 1ч | Уметь выразительно читать. | Знать приметы осени. | Резьба, лазурь, просветы, терем. | ||
6 | Ю. Качаев. Рассказ «Грабитель». Грабежи медведя. | 1ч | Уметь пересказывать эпизод по иллюстрации, по наводящим вопросам. | Пучка, сопки. | Презентация | ||
7 | Б. Житков. «Белый домик». Поведение детей. | 1ч | Уметь воспроизводить текст (пересказывать). | Шлюпка, корма, мель. | Презентация | ||
8 | Б. Житков. «Белый домик». Преодоление детьми трудностей. | 1ч | Перебранка, снежная тундра, северное сияние | ||||
9 | А. Белорусец .«Звонкие ключи». Жизнь мальчика в деревне. | 1ч | Уметь составлять план пересказа. | Станция, терраса. | |||
10 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». Решение мальчика. | 1ч | Уметь находить строки из текста для ответов. | Презентация | |||
11 | А. Белорусец «Звонкие ключи». Испытание мальчика в ночном лесу | 1ч | Уметь находить строки для характеристики героев. | ||||
12 | К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у ветеринара. | 1ч | Уметь составлять план пересказа. | Сени, гарь, зенит ветеринар | Презентация | ||
13 | К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь Карла Петровича. | 1ч | Уметь находить строки из текста для ответов. | аптекарь, исподтишка, пелена. | |||
14 | К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказ деда | 1ч | Уметь находить строки для характеристики героев. | ||||
15 | И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». Поэтические зарисовки в осенней природе. | 1ч | Уметь передавать краски природы словами. | Лазурь, дремота, украдкой, лукаво | презентация | ||
16 | Е. Носов. «Хитрюга». Ознакомление с рассказом. Просьба сына. | 1ч | Уметь рассказывать истории, произошедшие с ребятами | Переполох, | Презентация | ||
17 | Е. Носов. Рассказ «Хитрюга». Таинственное появление ежа. | 1ч | Уметь выразительно читать. | кладовая | |||
18 | В. Бианки. Рассказ «Октябрь». Признаки октября. | 1ч | Умение предавать краски природы словами. | Грязник, зазимник, листопад | Презентация | ||
3. Великая радость работа (8 ч) | |||||||
19 | С. Михалков. Стихотворение «Будь человеком». | 1ч | Уметь определять главную мысль произведения. | Тлеть, эгоист, муравейник | Презентация | ||
20 | Б. Заходер. Стихотворение «Петя мечтает». | 1ч | Уметь выразительно читать Уметь рассказывать. | Неопрятный, неаккуратный | |||
21 | По Д. Биссету. Сказка «Слон и муравей» | 1ч | Умение выражать отношение к поступкам героя. | Закадычные друзья, птица – чакалка, прекрасный прыгун. | |||
22 | По Д. Биссету. Сказка «Кузнечик Денди». Сравнение сказок. | ||||||
23 | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Знакомство Клавдио со стариком. | 1ч | Умение читать по ролям. | Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис. | Презентация | ||
24 | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Игры мальчика с палкой. Добрый человек – это….. | 1ч | |||||
25 | Дж. Родари. «Пуговкин домик». Мечта Пуговки. | 1ч | Уметь пересказывать, отвечать на вопросы учителя. | Плотник, рубанок, оглобли. | |||
26 | Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта Пуговки. | 1ч | Мажордом, цилиндр. | ||||
4. Страницы истории(8ч) | |||||||
27 | Былина «Илья Муромец и Соловей -Разбойник». | 1ч | Уметь выразительно читать. | Знать значение слова Былина. | Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник. | ||
28 | Ф. Глинка. Стихотворение «Москва. Контрольное чтение. | 1ч | Уметь выразительно читать. Уметь находить незнакомые слова. | Знать стихотворение наизусть. | Посад, срединный. | ||
29 | В. Бианки. Рассказ «Ноябрь». | 1ч | Уметь называть краски осени. | Знать приметы осени. | Зябь, полузимник. | Презентация | |
30 | По А. Алексееву. Рассказы о русском подвиге «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы». Поездка с Меньшиковым. | 1ч | Уметь выразительно читать, пересказывать. Умение выделять незнакомые слова в тексте. | Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия, ботфорты. | Презентация | ||
31 | По А. Алексееву. Рассказ «На берегу Нарвы». Решение Петра I | 1ч | Уметь пересказывать по плану. |
32 | По А. Алексееву. Рассказ «Медаль». Орден Суворова. | 1ч | Умение выражать отношение к поступкам героя Уметь пересказывать. | Гренадёр, турки. Адъютант | |||
33 | По А. Алексееву. Рассказ «Гришенька». Орден Кутузова. | ||||||
34 | Е. Холмогорова. Великодушный русский воин. Рассказы «Серебряный лебедь, «Боевое крещение» . | 1ч | Умение выражать отношение к поступкам героя. Уметь пересказывать. | Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин, манёвр, штурм. | Презентация | ||
35 | Е.Холмогорова. Рассказ «День рождения Наполеона». «В дни спокойные». | 1ч | Уметь характеризовать героев. Уметь отвечать на вопросы. Уметь пересказывать. | Атака, захватчики, генерал, гонцы, галерея. | |||
2 четверть – 28 часов | |||||||
5. Что такое хорошо, что такое плохо (9 ч) | 9ч | ||||||
36 | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Особенности героев. | 1ч | Умение понимать значение имён героев. Уметь читать по ролям. | Поэт, рифма. | Презентация | ||
37 | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Неудачные сочинения Незнайки. | 1ч | Умение выражать отношение к поступкам героя | ||||
38 | Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль. | 1ч | Уметь читать по ролям. Уметь передавать характер героя, вживаясь в роль | Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой) | Презентация | ||
39 | Е. Пермяк «Тайна цены». Корень ценностей. | 1ч | Умение пересказывать по плану. | Гончар – кувшинник, каменотёс. | |||
40 | По переводу Д. Гальпериной. Рассказ «Здравствуйте». | 1ч | Уметь пересказывать по плану. | Знать слова вежливости. | Здравствуйте. | ||
41 | Внеклассное чтение по теме « Осень». | 1ч | Презентация | ||||
6. Здравствуй, гостья – Зима (27 ч) | |||||||
42 | В. Бианки. Рассказ «Декабрь».Приметы декабря. Е. Благинина «Новогодние загадки». | 1ч | Уметь называть краски зимы. Уметь читать про себя и затем отвечать на вопросы учителя. | Знать приметы зимы. | Студень, возродиться, пышно убрана | Презентация | |
43 | А. Никитин. «Встреча зимы». | 1ч | Уметь называть краски зимы Умение находить незнакомые выражения и понятия. | Знать приметы зимы. | Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес). | ||
44 | А. Дорохов. Рассказ «Тёплый снег». | 1ч | Уметь выразительно читать. Уметь подбирать слова для устного рисования. | Бескрайний | |||
45 | А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…» | 1ч | Умение находить незнакомые выражения. Уметь выразительно читать. | Знать стихотворение наизусть. | Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл. | Презентация | |
46 | Д. Хармс. Рассказ «Пушкин». Детские годы Пушкина. | 1ч | Уметь пересказывать Умение читать по ролям. | Поэт, лицей, от досады, экзамен | Презентация | ||
47 | Д. Хармс. Рассказ «Пушкин». Знакомство с Державиным. | 1ч | Умение читать по ролям. | рукописи | |||
48 | Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне». | 1ч | Презентация | ||||
49 | В. Бианки. Рассказ «Январь». Описание природы. | 1ч | Уметь пересказывать. Составлять план пересказа. Уметь объяснять значение народных примет. | Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище. | Презентация | ||
50 | Х.-К. Андерсен. Сказка «Ель». Мечты Ёлочки. | 1ч | Уметь выделять главное для пересказа. Уметь пересказывать своими словами Уметь составлять отзыв. | Нанизав (ягоды), коленце, мачта, | Презентация | ||
51 | Х.-К. Андерсен. «Ель». Рождество Ёлочки. | 1ч | Уметь пересказывать своими словами | дровни, приволье, изнываю, Рождество, | |||
52 | Х.-К. Андерсен «Ель» Жизнь на чердаке. | 1ч | изгородь, Сочельник, растопки, канул. | ||||
53 | Х.-К. Андерсен «Ель» Несбыточные мечты Ёлочки. | 1ч | |||||
54 | А. Чехов. Рассказ «Ванька» Жизнь Ваньки у сапожника. | 1ч | Уметь выражать характер героя, вживаясь в роль Уметь находить незнакомые слова и выражения. | Заутреня, тёмный образ, колодка | Презентация | ||
55 | А. Чехов «Ванька» Воспоминания Ваньки. | 1ч | Уметь читать по ролям. | шпандырь, сидельцы, балагурит, дворня. | |||
56 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...» Сравнение. Словесное рисование. И. Суриков «Белый снег пушистый...» (отрывок). Заучивание стихотворения наизусть. | 1ч | Умение читать правильно, выразительно. Умение выделять главную мысль. | Знать стихотворение наизусть. | Храм, пелена | ||
57 | М. Зощенко. Рассказ «Лёля и Минька» Ёлка. Подготовка к празднику. | 1ч | Уметь читать по ролям. | Пастилка, | Презентация | ||
58 | М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Поведение детей на празднике. | 1ч | Умение выражать настроение героя. | Церемониться. | |||
59 | Ю. Рытхэу. Рассказ «Пурга». Предостережения мамы. | 1ч | Уметь сопоставлять картины природы из произведения с картинами зимы из жизни. | Малахай, вельбот, яранга, Чукотка | |||
60 | Ю. Рытхэу. Рассказ «Пурга». Счастливое возвращение Йоо домой. | 1ч. | |||||
61 | Ю. Дмитриев. Рассказ «Таинственный ночной гость». | 1ч | Уметь находить главную мысль текста. | Знать пословицы о зиме. Знать названия зимующих у нас птиц. | Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить). | Презентация | |
62 | Ю. Дмитриев. Рассказ «Таинственный ночной гость». | 1ч. | |||||
63 | В. Бианки. Рассказ «Февраль». Выбор слов и выражений, характеризующих картины природы. | 1ч | Знать приметы зимы. Знать значение пословиц о зиме. | Перезимок, позёмка. | Презентация | ||
3 четверть – 38 часов | |||||||
64 | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Мачехи и дочери к Падчерице. | 1ч | Уметь читать по ролям. Умение выразить отношение к героям. | Пьеса, действие. | Презентация | ||
65 | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Месяцев к Падчерице. | 1ч | Уметь пересказывать. | ||||
66 | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Нравственные ценности, утверждаемые народной мудростью в сказке. | 1ч | Уметь составлять характеристику героев. | ||||
67 | По Х.-К. Андерсену. «Снежная королева». Ознакомление со сказкой. | 1ч | Уметь находить отрывки в тексте по заданию. Уметь читать по ролям. Уметь выразить отношение к героям. | Тролль, дьявол, клюка, принц, | Презентация | ||
68 | По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Сравнительная характеристика героев сказки. | 1ч | принцесса, Лапландия, | ||||
69 | По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Выделение главной мысли сказки. | 1ч | северное сияние, чертоги | ||||
70 | По Х.-К. Андерсену. Сказка «Снежная королева». Испытания Герды. | 1ч | |||||
7. Весна – красна (14 ч). | |||||||
71 | С. Смирнов. Стихотворение «Первые приметы». | 1ч | Уметь читать выразительно наизусть. | Знать приметы ВЕСНЫ. Знать пословицу о зиме и весне. | Краснотал, голубеют (следы), припёк. | Презентация | |
72 | В. Бианки. Рассказ «Март». Выбор слов и выражений, характеризующих картины природы. | 1ч | Знать приметы ВЕСНЫ. Знать пословицу о зиме и весне. | Парник, капельник, копоть, проталинки, равноденствие. | Презентация | ||
73 | По В. Песков. Рассказ «Весна идёт». Описание весны в разных местах земного шара. | 1ч | Уметь устно иллюстрировать прочитанное. | Знать приметы зимы Знать значение пословиц о зиме. | Ратуша, Аляска, Антарктида. | ||
74 | М. Пришвин. Рассказ «Жаркий час». Описание. | 1ч | Уметь устно иллюстрировать прочитанное. | Жаркий час. | |||
75 | Г. Скребицкий. Сказка «Весенняя песня». Желание птиц помочь Весне. | 1ч | Уметь устно иллюстрировать прочитанное Уметь выбирать нужные для пересказа предложения. | Трескотня. | Презентация | ||
76 | Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь жаворонка. Красота весенних лугов лесов. | 1ч | Уметь озаглавливать части текста и эпизоды. | Презентация | |||
77 | В. Жуковский. Стихотворение «Жаворонок». | 1ч | Уметь читать выразительно текст. | Зардел, долина, лазурь. | |||
78 | А. Толстой. Рассказ «Детство». Всё живое в природе радуется приходу весны. | 1ч | Уметь находить отрывки в тексте по заданию. Уметь читать по ролям. Уметь выразить отношение к героям. | Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь. | |||
79 | А. Твардовский. «Как после мартовских метелей». | 1ч | Уметь читать выразительно, наизусть. | Березняк (по – вербному), взбодрён. | Презентация | ||
80 | А. Плещеев. «И вот шатёр свой голубой». Словесное рисование. | 1ч | Уметь читать выразительно, наизусть. | Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель. | |||
81 | В. Бианки. Рассказ «Апрель». Описание природы. | 1ч | Уметь устно иллюстрировать | Знать приметы весны. | Вешние потоки, гнёт. | Презентация | |
82 | К. Паустовский «Стальное колечко». Подарок Варюше от бойцов. | 1ч | Уметь пересказывать, анализировать характер героев. | Махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест, | Презентация | ||
83 | К. Паустовский «Стальное колечко». Варина беда. | 1ч | Уметь читать выразительно, осознанно, пересказывать текст по плану. | стреха, темечко, околица, колун, завалинка, лещина. | |||
84 | К. Паустовский «Стальное колечко». Ожидание весны. Радости Варюши. | 1ч | |||||
8. Рассказы о животных (12 ч). | |||||||
85 | По В. Астафьеву «Злодейка». Поведение Фишки в лесу. | 1ч | Умение пересказывать Уметь рассказать о животных. | Таймень, удилище, натаскать, | Презентация | ||
86 | По В. Астафьеву «Злодейка». Случай возле Красной глинки. | 1ч | Уметь озаглавливать части текста и эпизоды. | умильными (глазами), спиннинг, вымоины | |||
87 | По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Обитатели зоосада. | 1ч | Умение охарактеризовать характер животного через прочитанное, услышанное. | Ветеринар | Презентация | ||
88 | По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Качества тех, кто рядом с животными. | 1ч | Уметь озаглавливать части текста и эпизоды. | ||||
89 | В. Драгунский «Кот в сапогах». Создание костюма «Кота в сапогах». | 1ч | Умение передать характер героя через чтение по ролям. | Карнавал | Презентация | ||
90 | В. Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая дружба ребят. | 1ч | Невдалеке | Презентация | |||
91 | Д. Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа. Обучение храбрости. | 1ч | Умение пересказывать, озаглавливать части текста. | ||||
92 | И. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». | 1ч | Умение читать выразительно по ролям. Умение понимать мораль басен. | Знать значение слова Басня. | Образ, кум, ужимки. | Презентация | |
93 | По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Знакомство Рикки с садом и его обитателями. | 1ч | Умение озаглавливать. Умение читать по ролям. Умение пересказывать. Умение выделять основную мысль. Умение выражать отношение к герою. | Мангуст, кобра, прародители, | Презентация | ||
94 | По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Избавление мангуста от Карайт. | 1ч | суматоха, благовоспитанный, вездесущий, | ||||
95 | По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагом. | 1ч | |||||
96 | По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагайной. Победа мангуста. | 1ч | |||||
9. Рассказы, сказки, стихи для детей (8ч) | |||||||
97 | В. Набоков. «Дождь пролетел…». | 1ч | Умение читать наизусть. | Знать стихотворение наизусть. | Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг. | ||
98 | В. Бианки. Рассказ «Май». Выбор слов и выражений, характеризующих картины природы. | 1ч | Уметь пересказывать | Знать приметы о весне. | Зорька, легкокрылые насекомые. | Презентация | |
99 | М. Дудин. Стихотворение «Наши песни спеты о войне». | 1ч | Умение интонационно, выразительно читать. | Непогода, кровавая роса, недотёпа. | |||
100 | В. Медведев. Сказка «Звездолёт «Брунька». Аня по прозвищу Брунька. | 1ч | Уметь пересказывать. Уметь выделять главное. Уметь передать отношение к рассказу. Уметь делить текст на части по смыслу. | Прозвище, | Презентация | ||
101 | По К. Паустовскому. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Описание осеннего леса. | 1ч | Умение выразить отношение к героям рассказа. Умение пересказывать частично, кратко. Уметь находить строчки из текста для ответа на вопрос. | Композитор, прибой, кряхтит | Презентация | ||
4 четверть – 31 часов | |||||||
100 | По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Разочарование Маленького принца. | 1ч | Умение выразить отношение к героям рассказа. Умение пересказывать. | Приручить | Презентация | ||
101 | По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1ч | |||||
102 | В. Астафьев. Повесть «Зорькина песня». Н. Рыленков «Нынче ветер…». | 1ч | Умение выразить отношение к героям рассказа. Умение пересказывать. Умение находить незнакомые слова. | Увал, прясло, распадок. |
Средства обучения
Наглядный учебный материал.
Биографические очерки писателей.
Комплект портретов. Классики зарубежной литературы. –Киев: Мистецтво, 1980
Портреты детских зарубежных писателей. – М., 2004
Репродукции.
Иллюстрации.
Дидактический материал.
Дидактический материал по теме: Устное народное творчество.
Подборка стихов по теме: Времена года.
Учебно – методический комплекс по теме: Коррекция зрительного восприятия.
Учебные пособия.
Бгажнокова И.М. Учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 6 класс / И.М.Бгажнокова, Е.И.Погостина. –М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ (литературному чтению) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по литературному чтению для 5- 9 классах....
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...