ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
материал по теме
Здесь представлена полезная информация для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 20.22 КБ |
Дыхательная гимнастика | 37 КБ |
Профилактика дисграфии | 29 КБ |
Речевые нарушения | 19.39 КБ |
Пальчиковые игры | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Cистема упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика
Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха-выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.
Задача дыхательных упражнений – систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.
Нормализация речевого дыхания может проводиться как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях (во время физкультурно-оздоровительной гимнастики, организационного момента или физкультминуток, после дневного сна, в свободной деятельности детей).
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружение и негативных реакций. Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи при вокальных упражнениях. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.
Постановка речевого дыхания у детей-логопатов проводится следующим образом: с легким потряхиванием дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы.
При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стридор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению этого способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, положение на боку и так далее).
Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, например, левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием). [Поваляева]
1.Статическая дыхательная гимнастика.
Для воспитания внеречевого дыхания: учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе: сдуть ватку, подуть на султанчики, погреть ладошки и так далее.
2.Динамическая дыхательная гимнастика.
Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, так как способствует расширению емкости легких.
Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
3. Фонационная дыхательная гимнастика.
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз. Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным.
4. Речевая дыхательная гимнастика.
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы и т.д.
5. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения
Цель: тренировка речевого дыхания при выполнении движений. [Архипова Е.Ф.]
В настоящее время пользуется большой популярностью дыхательная гимнастика певицы Александры Николаевны Стрельниковой, которая рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям.
Правила выполнения дыхательной гимнастики (по методу А.Н. Стрельниковой):
- Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
- Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (не носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).
- Вдох делается одновременно с движениями.
- Все вдохи-движения делаются в темпоритме строевого шага.
- Счет только по 8. Считать мысленно, не вслух.
Для преодоления проблемы наряду с общепринятыми традиционными используются нетрадиционные методы.
Метод биологической обратной связи (БОС) по максимальной дыхательной аритмии сердца в коррекции речи был разработан А.А. Сметанкиным. Коррекция речи с использованием метода БОС осуществляется в два этапа:
- сначала формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) – вырабатывается новый дыхательный стереотип;
- при равномерном выдохе под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.
Таким образом, в ходе проведения сеансов БОС дыхание у детей становится глубоким, полноценным и ритмичным. В итоге восстанавливается состояние здоровья или прекращается развитие болезни, улучшается сон, сокращается время на выполнение заданий, повышается учебная успеваемость, концентрация внимания, работоспособность, усидчивость, нормализуется состояние нервной системы, снижается уровень утомляемости, улучшаются коммуникативная функция, соматическое состояние. [ Сметанкин ]
Литература:
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 254, [2]с.:ил. – (Высшая школа).
Сметанкин А.А. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину. СПб., 2003.
Сметанкин А.А., Иванов Ю.В. Принципы использования биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. СПб., 2003.
Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 608с.
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".Буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону. Пишут такие дети медленно, неровно, если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Необычный конструктор»
Цели:
- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;
- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.
На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
Упражнение
«Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
• «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Упражнение
«Нарисуй дорожку»
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай, какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
Игра «Разноцветное путешествие»
У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
В результате целенаправленной работы у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог успешного обучения детей в школе.
Предварительный просмотр:
Речевые нарушения
В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения. Здесь мы не станем касаться этих классификаций, а лишь рассмотрим те нарушения, которые чаще всего встречаются в период дошкольного детства. Приведенные ниже речевые нарушения принадлежат к разным логопедическим классификациям и размещены в едином списке лишь в ознакомительных целях.
Дислалия – расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи. Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. Дислалия бывает простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц)) и сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)). В зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии - функциональную и механическую (органическую).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Ограничена подвижность органов артикуляции, поэтому затруднено произношение. Часто речь плохо развита в целом.
Выделяют стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.
Ринолалия - нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Выделяют открытую ринолалию. При этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.
ЗРР – задержка речевого развития. Замедление темпа речевого развития, что не соответствует возрасту ребенка.
Алалия - отсутствие речи или системное ее недоразвитие вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
Афазия - органическое нарушение центрального характера, при котором наблюдается полный или частичный распад речи. Возникает в результате опухолей мозга, воспалительных процессов в коре головного мозга, тяжелых черепно-мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульт).
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное незавершенностью фонематических процессов у детей с сохранным физическим слухом и интеллектом. Ведущим проявлением является снижение возможности различать на слух фонемы родного языка. Это, в свою очередь, может приводить к нарушению произношения звуков родного языка и неправильному оформлению слоговой структуры слова.
ОНР - общее недоразвитие речи. ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
- Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» - это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме.
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
- искажения и замены букв;
- искажения звукослоговой структуры слова;
- нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
- аграмматизмы на письме.
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
ПТИЧКИ
Прилетайте, птички,
К нам, к нам, к нам.
(показываем)
Зернышек я птичкам
Дам, дам, дам.
(сыплем)
Клювиками птички
Клюю, клюю, клюю.
(пальцем по ладошке)
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
(фонарики)
БОБИК
Вот наш Бобик – славный пес!
Гав! Гав!
(руки перед грудью)
Белый лобик, черный нос!
(показ)
Гав! Гав!
Бобик, Бобик, лапку дай!
(ладонь протянуть)
Гав! Гав!
Сядь на коврик и не лай!
(Указать «Тс-с-с», палец к губам)
ТИХО-ГРОМКО
Петь на мелодию «Во поле береза стояла»
1.– тихо, 2.- чуть живее и звонче
1. Мы в ладоши тихо ударяем,
Мы в ладоши тихо ударяем.
Вот как, вот как ударяем,
Вот как, вот как ударяем.
2. Громко мы в ладоши ударяем,
Громко мы в ладоши ударяем.
Вот как, вот как ударяем,
Вот как, вот как ударяем.
ВОРОН
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
(игра на дудочке)
Сидит
(руки на пояс, присесть)
Ворон
На дубу
Он играет во трубу
(игра на дудочке влево-вправо)
Во серебряную.
КОТИК
Как (развести руки)
У нашего (руки к груди)
Кота (ушки над головой (ладошки))
Шубка очень хороша,
(руки на пояс, повернуться, похвалиться)
Как (развести руки)
Как у котика (ушки над головой (ладошки))
Усы
(указательными пальцами провести над верхней губой)
Удивительной (тоже покрутить пальчиком)
Красы,
(руки на пояс, голову гордо вверх)
Глазки смелые,
(показать прямоугольный бинокль)
Зубки белые.
(улыбнуться, показать пальцами улыбку)
УЛИТКА
Улитка, (перед грудью кулачок в кулачке)
Улитка! (поменять)
Покажи (руки от себя, ладошки вверх)
Рога, (поднять «рожки» к голове)
Дам (ладони вытянуть вперед)
Кусок пирога, (пирожок)
Пышки, (шарик из ладошек)
Ватрушки, (похлопываем левую ладошку сверху
правым кулачком и наоборот)
Сдобной лепешки, (прихлопываем левую ладошку сверху
правой и наоборот)
Высуни (руки от себя, ладони верх)
Рожки! (показать « рожки»)
ЗАЙЧИКИ
Жили-были («фонарики перед собой»)
Зайчики (ушки перед собой двумя руками)
На лесной (руки вверх, пальцы врозь – «дерево»)
Опушке (ладонями нарисовать плоскость)
Жили-были («фонарики перед собой»)
Зайки (ушки перед собой двумя руками)
В беленькой избушке. («домик»)
Мыли
(одна рука – «ушки», вторая рука моет снизу вверх по 1 пальцу)
Свои ушки, (по второму пальцу)
Мыли (ладонью по 1 руке)
Свои лапочки, (по второй)
Наряжались («фонарики» внизу)
Зайчики, («ушки»)
Надевали (топ – 1 ногой)
Тапочки. (топ – 2 ногой)
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке
(пальцы ходят по противоположной руке от кисти до плеча)
А за ними ходят детки.
Дождик с неба вдруг полил
(кисти рук шевелят пальцы)
Паучков на землю смыл.
(стряхнуть кисти)
Солнце стало пригревать
(вверху «фонарики»)
Паучок ползет опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
БАБУШКИНЫЫ ГОСТИ
Ладушки, ладушки, (хлоп)
Где были? У бабушки. (хлоп)
Что ели? Яичко. (ладони сложить)
Что пили? Водичку. (кулак пальцем налить)
Долго мы сидели (руки полочкой, постучать)
Долго пили – ели.
А потом играли (руки по коленям)
Прыгали – скакали - (вертушка)
Бабушке мешали…
Очень рассердилась (пальцем грозим)
Бабушка наша.
Обещала нам дать
Березовой каши.
А-та-та. (ладонью)
ГУСЬ ГОГОЧЕТ
Гусь гогочет: «Га-га-га!»
Дайте, дайте пирога! (пальцы 4:1 «ротиком»)
Нет, покушай–ка с ладошки
Ты немножко хлебной крошки!
(постукаем щепоткой о ладонь)
СНЕГИРЕК
(загибаем пальцы, перечисляя продукты)
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку
(имитировать лепку пирожков)
Всех друзей я в гости жду.
(ладони вперед, показывает гостей)
ЗОНТИК
Капля раз, капля два,
(палец медленно стучит о ладошку)
Капля медленно сперва.
Стали капли поспешать
(стучат быстро 2-3 пальца)
Капля каплю догонять.
Зонтик мы скорей раскроем
(руки вверх-в стороны)
От дождя себя укроем.
(ладони на голову)
ДУЙТЕ ВЕТРЫ
Дуйте, дуйте ветры в поле,
(руки вперед, помахать)
Чтобы мельницы мололи.
(Руки вверх, покачать)
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки.
(лепим пирожки)
Вкусные!
(похлопать по животу)
СОРОКА
Сорока, сорока, (водим пальцем по ладошке)
Где была? Далеко!
Печку топила,
Кашу варила.
Этому дала – в лес ходил
(загибаем, начиная с мизинца)
- дрова рубил
-печку топил
- кашу варил.
А этому не дала-а-а (грозим большому пальцу)
Он – в лес не ходил
- дрова не рубил
- печку не топил
- кашу не варил,
На, тебе пустой горшок, облизывай,
(«облизываем» кулак другой руки)
Надо было помогать!
ЗАЙКА
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (2 пальца, шевелить)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
(повесить руки перед грудью, поглаживать одну другой)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
(Встали)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так (скачет)
Надо зайке поскакать.
(Сели на стул)
Кто-то зайку наругал.
(закрыли глаза ладошками)
Ой!
Серый зайчик убежал.
(пальцы шагают по коленкам, руки за спину)
КАПУСТА
(движения по тексту)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмем, жмем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту трем, трем.
ЗАМОК
(движения по тексту)
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Постучали,
Покрутили, Потянули и открыли.
И вошли.
СТЕНКА, СТЕНКА, ПОТОЛОК
Стенка (рукой показываем щёку)
Стенка (рукой показываем другую щёку)
Потолок (лоб)
Два окошка (глаза бинокли)
Дверь (рот – указательный палец горизонтально)
Звонок (нос)
На звоночек мы нажмем,
(нажать на нос – дзынь!)
Тихо в домик мы войдем.
(2 пальца шагают по коленям)
СЕМЬЯ
(кулачок, поочереди разгибаем пальцы,
первый большой, последний мезинец)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Ля – ля. («фонарики»)
ПОМОЩНИК
Топором дрова колю, (ладони сложить – вверх-вниз)
А потом пилой пилю. (вперед - назад)
Отнесу их бабушке, (показать ладошки)
Чтоб испечь оладушки. (похлопать)
ДОМ
Молоточком я стучу, (постучать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить пальцы 2 рук – «крыша»)
Строю я высокий дом, (поднять ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать в ладоши)
НОЖКИ
Нарядим ножки в новые сапожки.
(поочередно поглаживать одной рукой другую)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
(шагать по столу)
Вы шагайте – топайте,
(постукивать по столу)
По лужам не шлепайте,
(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
ЖУК
На лужайке по ромашкам
(руки положить на ноги ладонями вниз – круговые движения)
Жук летал в цветной рубашке:
(помахать ладонями)
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
(сгибать и разгибать пальцы)
Тихо на ветру качаюсь,
(руки вверх, пальцы веером, покачать из стороны в сторону)
Низко, низко наклоняюсь.
(медленно опустить руки, наклониться вперед)
ПОРОЖКИ
(движения по тексту)
Мы печем пшеничные
Пирожки отличные.
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок за пирожком.
Ну-ка, печка, дай
Пирожкам местечко.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
(загибают пальцы, начиная с большого,
сжимают, разжимают кулачки,
шагают пальцами)
Раз,2,3,4,5
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс:полезная информация
Для подготовки к занятию полезно знать об основных этапах и правилах этого мероприятия.Из инета....
Полезная информация для учащихся и их родителей.
Полезные материалы по Истории и культуре Санкт-Петербурга и ссылки в интернете.1.Образовательные видеофильмы " Русский музей-детям"2.Бесплатное посещение музеев в Санкт-Петербурге.3.Информационно-спра...
Полезная информация для родителей
Представленный материал включает в себя:1. Устав школы2. Сроки 2017-2018 учебного года3. Содержание учебного курса Информатики в начальной школе 1-4 классы4. Содержание учебного курса Информ...
Полезная информация для родителей
Советы родителям и детям...
Уважаемые родители, эта страница для вас. Здесь вы сможете найти для себя много полезной информации.
Не жалейте время на детей,Разглядите взрослых в них людей,Перестаньте ссориться и злиться,Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать,Вовремя послушать и понять,Обогрейте их...
Полезная информация для родителей
Закон СК №52 -кз "о некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних"...
Полезная информация для родителей
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: кл...