Воспитательный час на тему "Дружба - неприязнь"
план-конспект занятия (7, 9 класс) на тему

Наприенко Людмила Борисовна

Данное занятие поможет детям выделить основные аспекты дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_chas_na_temu_druzhba.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный час на тему: «Дружба – неприязнь»

Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Коррекция речи посредством развития  умения учащихся вести рассуждение.

Воспитывать дружеское общение, чувство коллективизма.

Ход

1.Организационный момент (психологический настрой)

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу!

Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким!

2.Подготовительная часть

-Проанализируйте стихотворение:

В автобусе, и в классе, и в шуме дискотек

Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

Но, делая уступки, ты резко не дели

Одежду и поступки , и помыслы свои.

И вроде все в порядке, и все как у людей,

Но это только прятки от совести своей. (Ответы детей)

-объясните, что такое дружба ; неприязнь

Неприязнь -  недружелюбное, враждебное отношение к кому-либо или чему-либо 

- Скажите, а из-за чего ссорятся друзья?

Перечислите самые частые причины.

- Сплетни, наговоры, клевета, злые языки, агрессивный настрой – это та страшная чёрная сила, которая может разрушить любые искренние отношения.

Друг – человек, связанный с кем-либо дружбой.

Приятель – близкий знакомый.

Товарищ- это тот человек с которым вас объединяет общая цель, средства и результаты обще деятельности, а друг- это то человек которому ты можешь довериться, рассказывать ему все и не бояться что он расскажет. О (лучшем) друге ты знаешь все!

3.Сообщение темы…

4.Основная часть

-Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за ... (всех).

2. С миру по нитке — голому ... (рубаха).

3. Семеро одного ... (не ждут).

4. Один и у каши ... (загинет).

5. Один в поле ... (не воин).

6. Старый друг лучше ... (новых двух).

7. Раздружится друг — хуже ... (недруга).


-Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).        

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом),

- Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? (Ответы учащихся). 

Составление цветка “Дружбы” из качеств настоящего друга.

Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Сейчас мы с вами поиграем.

Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами.

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок “Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

1. честность

2. доброта

3. верность

4. взаимовыручка

5.предательство

6. справедливость

7.задиристость;

7. ответственность

8. сострадание.

9.злость

10.терпение

11.вежливость

12.жизнерадостность

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?

- Давайте, ещё раз повторим качества настоящего друга!

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА 

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.      

Друг разделит боль и радость
Друг поддержит и спасёт. 
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу

Друзьями могут быть не только люди. Человек должен дружить с природой, птицами, животными, охранять их
.

Послушайте рассказ « Митины друзья» Г.Скребицкого.

Однажды в декабрьскую стужу, лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело нёбо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, затихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста, увязая по колено в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту, не проваливаясь. С каждой секундой звери приближались все ближе и ближе.

Лосиха изранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосенок держался возле матери.

Еще немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих. Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки. Широко раскрытые ворота. На миг лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега-волки настигали.

Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась за ней. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону: лоси чуть не сбили его с ног.

“Лоси!.. Что с ними, откуда они?..” Митя бросился к воротам и невольно отшатнулся - у самых ворот волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:

- Вот я вас!.. Звери отшатнулись прочь. - Ату, ату!- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота. Отогнав волков. Мальчик вернулся во двор. Видит, лосиха с лосенком забились в дальний угол, к сараю.

- Ишь как испугались, дрожат все,- ласково сказал Митя. - Ничего не бойтесь. Теперь не тронут.

И Митя, осторожно отойдя от ворот, побежал домой – рассказать, какие к ним во двор гости примчались.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки. Утром по дороге в школу Митя часто издали видел лосей на лесной опушке. Заметив мальчика, они не бросались бежать, а только внимательно следили за ним, насторожив уши.

Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше.

Вопросы для обсуждения:

- Какое место в рассказе показалось вам тревожным?

- Что пережил Митя, увидев лосей?

- Можно ли героев рассказа назвать друзьями?

(Да, потому что мальчик спас животных, как говорится в пословице «Друзья познаются в беде».)    


Физминутка .

Я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:

“Это я, это я, это все мои друзья!”

- Кто из вас сюда принёс песни, шутки, смех до слёз?

- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?

- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам расскажут ребята. Они заранее получили задания придумать или вспомнить из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.

6.Заключительная часть

Игра «Объяснялки»

1-я ситуация

1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит друг и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии или обсудить с ним трудную жизненную ситуацию. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь он – мой друг! И вместо телевизора я просидел вместе с другом. Но я видел, насколько друг был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

2-я ситуация

2-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у него в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Он стал смеяться в полный голос, а я – собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на его месте?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

- Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».


Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

Ребята, 9 июня отмечается  Международный день друзей - просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их. В этот день необходимо проводить время со своими друзьями, выражать им свою любовь и уважение.

                        
Ролевая игра «Волшебный стул».

На середину класса ставится стул, на него садится один из учеников. Остальные должны сказать ему комплимент, похвалить, в общем, только самое хорошее, приятное. Затем садится другой человек и т.д.

Игровой прием « Волшебное сердце»

Сердце на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанные из бумаги ваши ладошки с пожеланиями – себе, классу, другу.

Ведь дружба — это ценный дар!

7. Рефлексия.

Друзья – это редкое богатство!

Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.

Они готовы всегда выслушать тебя.

Они поддерживают и открывают тебе своё сердце.

У вас на партах лежат листочки. Я попрошу на них написать,  что же такое настоящая дружба.- Написали? На доске вы видите дерево, которое символизирует наш класс. Выйдите к доске и прикрепите свои листочки к дереву.

И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга,  но и стать им!

(все исполняют песню « Если с другом вышел в путь».

Не забывайте писать, не забывайте звонить, 
Не забывайте друзьям всегда о главном говорить. 
Не забывайте друзей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...