Конспект занятия "Для чего я учусь"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Надежда Александровна Дмитриева

У детей, поступающих в детские дома, низкая школьная мотивация. Дети не имеют необходимый уровень школьных знаний и умений, нет желания заниматься и пополнять свой багаж знаний. Поэтому работа по повышению школьной мотивации, развитию познавательного интереса приобретает большую значимость  вработе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Данный коспект разаработан для детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_chego_ya_uchus.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»

                 «Для чего я учусь?»

 

(Открытое занятие к внутридомовскому  семинару «Профилактика и коррекция асоциального поведения воспитанников»)

                                                    Дата проведения: 14.12.2013 г.

                                                                           Воспитатель I категории

                                                                           Дмитриева Н.А.

                                                                           Возраст детей: 6 класс.

                                                                           Количество детей: 7 человек

2013 год

Цель: Формирование у школьников умения и желания учиться.

Задачи: 

           - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему        ученику;

           - способствовать прояснению личной мотивации обучения в школе, осознанию своих целей;

           - учить конструктивно относиться к школьным проблемам;

           - снизить школьную тревожность;

           - учить ставить цели.

 

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, доска, стул.

Материалы:  слайды, теннисный мячик, притча, словарь, листочки, ручки, пословицы, жетончики.

                                                          Эпиграф «Хотя ученье горьким зрится,

                                                        но сладкий плод от него родится»

                                                                                                    (пословица)

                                                                                                       (слайд 1)

                                                    Ход занятия:

Восп.: -Добрый день дорогие дети, уважаемые взрослые. Мне приятно видеть вас сегодня на нашем занятии. Мы будем говорить о том, зачем надо людям учиться. Перед тем, как начать занятие, я приглашу вас на игру «Эстафета хороших известий». (Дети встают в круг)

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, хорошем, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто стоит не  далеко от вас. (Эту игру можно связать и с учебной программой)

Дети рассказывают о событиях, которые происходили с ними на прошлой  неделе.

(Последним говорит воспитатель)

Воспит.: -А для меня самое хорошее и приятное известие – это то, что я сейчас от вас услышала. Я очень рада за вас, за ваши успехи. Пусть в вашей жизни будет еще много, много приятных известий».

Восп.: Спасибо, присаживайтесь на свои места, продолжим наше занятие. Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы послушайте внимательно и постарайтесь понять, о чем она. (Читается притча)

                                            Притча о башмачнике

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмачки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Восп.:- В чем смысл этой притчи? Что вы поняли из нее?

Ответы детей: (важно уметь рационально планировать свой день, готовиться к работе заранее).

             Упражнение «Доска объявлений: «Домашние заготовки».

Работа со словарем ( ищем слово «заготовка»).

Восп.: -А какие заготовки можете сделать вы, чтобы помочь себе учиться? Давайте заполним доску объявлений.

Ответы детей: (Готовить уроки, учить стихи, повторять правила, писать шпаргалки, готовить конспекты и планы, просить помочь родителей и родственников, вовремя собирать портфель, заполнить дневники и т.д.) 

 

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, можно создать такую экспериментальную ситуацию.

                                 (Детям читается рассказ).

« Однажды на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться» - сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать, получать хорошие отметки», - сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», - сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вали: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу, и ты иди в школу- это твоя работа».

Воспит.: -А что вы можете сказать? Для чего вы  учитесь? (Ответы детей. После их ответов можно зачитать мнения других школьников.)

Иванов Юрий 8класс
 Для чего я учусь?
На такой вопрос ответить непросто. У меня есть мечта. Я хочу стать хорошим хирургом, как мой папа и старший брат. Для этого я должен хорошо учиться, сдать ЕГЭ, получить приличный балл и поступить в ВУЗ. Я хочу, чтобы моя мечта сбылась, и мои родители и учителя гордились мной. 

Михайлов Никита 11 класс
Для чего я учусь и живу? 
Эта тема волнует не только меня, но и многих сверстников. Каждый день я, как и многие другие ребята, хожу в школу, стараюсь слушать учителей, получать все новые и новые знания. Я думаю, что всем ребятам надо стремиться к знаниям. В жизни нет легких путей, надо стремиться преодолевать все трудности и идти к своей цели. 

Антонова Ольга 7 класс
Почему некоторые дети не хотят учиться?
Мне кажется, они просто ленятся. Им интереснее просидеть весь день в школе, общаясь с друзьями или весь день провести перед телевизором. Многие ссылаются на то, что трудно, не понимают, а другие считают, что учиться необязательно, родители купят и ЕГЭ, и диплом. Что даст такой «диплом», если в голове ничего нет .

Ильина Дарья 7 класс 
У многих из нас свое мнение, но каждый из нас знает, что большей частью «неохота» к учебе относится к двоечникам. Отличники на это имеют другое мнение. А ведь как иначе: не учиться – значит быть безграмотным. В школу надо ходить, как домой, ведь она и является нашим вторым домом.

 Восп.: - (Вывод) У каждого человека есть цель, своя мечта. И, конечно же, чтобы ее достичь, надо учиться. Без знаний, без учебы ничего не добьешься.                                   

                                             Мозговой штурм

Восп.: - Сейчас мы выполним задание и докажем народную мудрость.

                Игровое задание «Докажем народную мудрость».

Дети  получают набор пословиц об учении и образовании и  раскрывают смысл.

  • Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.

                                                                                                              (Саади).

  • Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.

                                                                                           (Русская пословица).

  • Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

                                                                                        (Шарль Луи Монтескье).

  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

                                                                                          (Русская пословица)

Восп.: - Кто думает, что надо учиться – выходите и встаньте по правую руку, а кто считает, что учиться не надо – встаньте по левую руку. ( Радует то, что все считаете, что надо учиться).

                                              Физкультминутка.

Цель: Расслабление мышц рук, спины и груди.

Воспит.:-«Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай»                        

Шалтай –Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С.Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

 -Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Восп.: -Мы с вами поговорили о том, для чего мы учимся.

Давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На экране вы видите предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени  будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для  чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

   

          (Показ слайда 2)

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Дети зачитывают свои «лесенки», затем воспитатель делает вывод, у кого какой мотив преобладает, или они гармонируют.

                               

Восп.: -Скажите, пожалуйста,  каким должен быть ученик?

 Ответы детей: (дети называют качества, присущие ученикам)

- А идеальный ученик?  Я предлагаю вам играть в эту игру.

                                 Игра  «Идеальный ученик»

Каждый учащийся садится на специальный «стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д. Все предлагаемые детьми качества записываются на  листок.

                     

Дискуссия на тему игры  (слайд 3)

1. Как вы относитесь к роли идеального ученика?

2. Какие есть преимущества (превосходство, выгода) в позиции идеального ученика?

3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?

4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?

5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей? (Ответы детей).

       

Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но, можно стремиться стать настоящим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.

 

Восп.: - В заключении нашего занятия я хочу предложить вам закончить предложения. (слайд 4)

-Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…

-Если нам не задано домашнее задание, я…

-Если я не знаю, как решить задачу, я…

-В школе я хочу…

-В школе я могу…

-Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…

-Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…

-Если хорошо учиться, то мое будущее…

(Дети зачитывают свои предложения. Это упражнение способствует осознанию результатов своей учебной деятельности, постановке новых целей). 

Восп.: Спасибо вам за работу, за ваши ответы. Хочется закончить сегодняшнее занятие  со словами замечательного педагога и философа Симона Соловейчика «Человек должен учиться потому, что он человек».  Наше занятие подошло к концу. Кому оно понравилось, возьмите красные кружочки, кому не очень – желтые, кому совсем не понравилось – зеленые.

Спасибо всем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"

Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....

Конспект "С чего начинается Родина"

Конспект  к презентации "Наша Родина" состоит из 7 листов....

Презентация к разделу 3 "Для чего мы учимся" к учебнику "New Millennium English" 9 класс

Презентация рассчитана на поэтапное использование в период узучения материала раздела 3....

Для чего мы учим английский

Для чего мы учим английский...

Классный час «Для чего нужно учиться»

Классный час «Для чего нужно учиться»для 5-6 классовЦель:способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.Задачи :Формирование позитивного отноше...

Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?»

Беседа, тренинг, цель которой - помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов....

Классный час в 6-7 классе на тему "Для кого и для чего мы учимся?"

Классный час проводится в 6 - 7 классах для мотивации учебной деятельности учащихся...