Конспект занятия "Для чего я учусь"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
У детей, поступающих в детские дома, низкая школьная мотивация. Дети не имеют необходимый уровень школьных знаний и умений, нет желания заниматься и пополнять свой багаж знаний. Поэтому работа по повышению школьной мотивации, развитию познавательного интереса приобретает большую значимость вработе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Данный коспект разаработан для детей среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_chego_ya_uchus.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»
«Для чего я учусь?»
(Открытое занятие к внутридомовскому семинару «Профилактика и коррекция асоциального поведения воспитанников»)
Дата проведения: 14.12.2013 г.
Воспитатель I категории
Дмитриева Н.А.
Возраст детей: 6 класс.
Количество детей: 7 человек
2013 год
Цель: Формирование у школьников умения и желания учиться.
Задачи:
- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
- способствовать прояснению личной мотивации обучения в школе, осознанию своих целей;
- учить конструктивно относиться к школьным проблемам;
- снизить школьную тревожность;
- учить ставить цели.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, доска, стул.
Материалы: слайды, теннисный мячик, притча, словарь, листочки, ручки, пословицы, жетончики.
Эпиграф «Хотя ученье горьким зрится,
но сладкий плод от него родится»
(пословица)
(слайд 1)
Ход занятия:
Восп.: -Добрый день дорогие дети, уважаемые взрослые. Мне приятно видеть вас сегодня на нашем занятии. Мы будем говорить о том, зачем надо людям учиться. Перед тем, как начать занятие, я приглашу вас на игру «Эстафета хороших известий». (Дети встают в круг)
Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, хорошем, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто стоит не далеко от вас. (Эту игру можно связать и с учебной программой)
Дети рассказывают о событиях, которые происходили с ними на прошлой неделе.
(Последним говорит воспитатель)
Воспит.: -А для меня самое хорошее и приятное известие – это то, что я сейчас от вас услышала. Я очень рада за вас, за ваши успехи. Пусть в вашей жизни будет еще много, много приятных известий».
Восп.: Спасибо, присаживайтесь на свои места, продолжим наше занятие. Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы послушайте внимательно и постарайтесь понять, о чем она. (Читается притча)
Притча о башмачнике
Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмачки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.
Восп.:- В чем смысл этой притчи? Что вы поняли из нее?
Ответы детей: (важно уметь рационально планировать свой день, готовиться к работе заранее).
Упражнение «Доска объявлений: «Домашние заготовки».
Работа со словарем ( ищем слово «заготовка»).
Восп.: -А какие заготовки можете сделать вы, чтобы помочь себе учиться? Давайте заполним доску объявлений.
Ответы детей: (Готовить уроки, учить стихи, повторять правила, писать шпаргалки, готовить конспекты и планы, просить помочь родителей и родственников, вовремя собирать портфель, заполнить дневники и т.д.)
С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, можно создать такую экспериментальную ситуацию.
(Детям читается рассказ).
« Однажды на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться» - сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать, получать хорошие отметки», - сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», - сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вали: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу, и ты иди в школу- это твоя работа».
Воспит.: -А что вы можете сказать? Для чего вы учитесь? (Ответы детей. После их ответов можно зачитать мнения других школьников.)
Иванов Юрий 8класс
Для чего я учусь?
На такой вопрос ответить непросто. У меня есть мечта. Я хочу стать хорошим хирургом, как мой папа и старший брат. Для этого я должен хорошо учиться, сдать ЕГЭ, получить приличный балл и поступить в ВУЗ. Я хочу, чтобы моя мечта сбылась, и мои родители и учителя гордились мной.
Михайлов Никита 11 класс
Для чего я учусь и живу?
Эта тема волнует не только меня, но и многих сверстников. Каждый день я, как и многие другие ребята, хожу в школу, стараюсь слушать учителей, получать все новые и новые знания. Я думаю, что всем ребятам надо стремиться к знаниям. В жизни нет легких путей, надо стремиться преодолевать все трудности и идти к своей цели.
Антонова Ольга 7 класс
Почему некоторые дети не хотят учиться?
Мне кажется, они просто ленятся. Им интереснее просидеть весь день в школе, общаясь с друзьями или весь день провести перед телевизором. Многие ссылаются на то, что трудно, не понимают, а другие считают, что учиться необязательно, родители купят и ЕГЭ, и диплом. Что даст такой «диплом», если в голове ничего нет .
Ильина Дарья 7 класс
У многих из нас свое мнение, но каждый из нас знает, что большей частью «неохота» к учебе относится к двоечникам. Отличники на это имеют другое мнение. А ведь как иначе: не учиться – значит быть безграмотным. В школу надо ходить, как домой, ведь она и является нашим вторым домом.
Восп.: - (Вывод) У каждого человека есть цель, своя мечта. И, конечно же, чтобы ее достичь, надо учиться. Без знаний, без учебы ничего не добьешься.
Мозговой штурм
Восп.: - Сейчас мы выполним задание и докажем народную мудрость.
Игровое задание «Докажем народную мудрость».
Дети получают набор пословиц об учении и образовании и раскрывают смысл.
- Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.
(Саади).
- Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.
(Русская пословица).
- Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.
(Шарль Луи Монтескье).
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
(Русская пословица)
Восп.: - Кто думает, что надо учиться – выходите и встаньте по правую руку, а кто считает, что учиться не надо – встаньте по левую руку. ( Радует то, что все считаете, что надо учиться).
Физкультминутка.
Цель: Расслабление мышц рук, спины и груди.
Воспит.:-«Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай»
Шалтай –Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак).
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».
-Спасибо, присаживайтесь на свои места.
Восп.: -Мы с вами поговорили о том, для чего мы учимся.
Давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На экране вы видите предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
(Показ слайда 2)
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Дети зачитывают свои «лесенки», затем воспитатель делает вывод, у кого какой мотив преобладает, или они гармонируют.
Восп.: -Скажите, пожалуйста, каким должен быть ученик?
Ответы детей: (дети называют качества, присущие ученикам)
- А идеальный ученик? Я предлагаю вам играть в эту игру.
Игра «Идеальный ученик»
Каждый учащийся садится на специальный «стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д. Все предлагаемые детьми качества записываются на листок.
Дискуссия на тему игры (слайд 3)
1. Как вы относитесь к роли идеального ученика?
2. Какие есть преимущества (превосходство, выгода) в позиции идеального ученика?
3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?
4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?
5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей? (Ответы детей).
Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но, можно стремиться стать настоящим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.
Восп.: - В заключении нашего занятия я хочу предложить вам закончить предложения. (слайд 4)
-Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
-Если нам не задано домашнее задание, я…
-Если я не знаю, как решить задачу, я…
-В школе я хочу…
-В школе я могу…
-Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
-Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
-Если хорошо учиться, то мое будущее…
(Дети зачитывают свои предложения. Это упражнение способствует осознанию результатов своей учебной деятельности, постановке новых целей).
Восп.: Спасибо вам за работу, за ваши ответы. Хочется закончить сегодняшнее занятие со словами замечательного педагога и философа Симона Соловейчика «Человек должен учиться потому, что он человек». Наше занятие подошло к концу. Кому оно понравилось, возьмите красные кружочки, кому не очень – желтые, кому совсем не понравилось – зеленые.
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....
Конспект "С чего начинается Родина"
Конспект к презентации "Наша Родина" состоит из 7 листов....
Презентация к разделу 3 "Для чего мы учимся" к учебнику "New Millennium English" 9 класс
Презентация рассчитана на поэтапное использование в период узучения материала раздела 3....
Для чего мы учим английский
Для чего мы учим английский...
Классный час «Для чего нужно учиться»
Классный час «Для чего нужно учиться»для 5-6 классовЦель:способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.Задачи :Формирование позитивного отноше...
Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?»
Беседа, тренинг, цель которой - помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов....
Классный час в 6-7 классе на тему "Для кого и для чего мы учимся?"
Классный час проводится в 6 - 7 классах для мотивации учебной деятельности учащихся...