Рекомендации по работе с акцентуированными подростками
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Краткие рекомендациив для учителей, психологов, социальных педагогов в форме таблицы. В рекомендациях учитывается особенности каждой из акцентуаций характера (на основе теории акцентуаций характера А.Е.Личко и К. Леонгарда)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_po_adaptatsii_aktsentuirovannyh_podrostkov_k_sotsialnym_normam.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по адаптации акцентуированных подростков к социальным нормам
На основании теории акцентуаций характера (К.Леонгарда и А.Е. Личко), исп. лит-ра: Я.Г. Анапреенко Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков (Методическое пособие для сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних), Минск 2001г.
Тип акцентуации | Учесть девиации | Крайне не рекомендуется (/ограничить) | Рекомендуется |
Астеничная акцентуация | *неприязнь и немотивированные вспышки гнева в отношениях со сверстниками и взрослыми; *пугливость, раздражительность, капризность, тревожность, уныние, страхи, ипохондрия; *склонность к депрессии, повышенная раздражительность, плаксивость, пугливость; *отказ от борьбы с возникающими преградами, трудностями; *крайне болезненная реакция на шутку в свой адрес. | *привлечение к труду, связанному со значительными физическими нагрузками; *воспитание по типу "кумир семьи"; *несдержанность, грубость речи в адрес подростка; *недопустимо воспитание в тревожной атмосфере; *не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой; *учителям воздержаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках, а также на протяжении всей последней четверти учебного года; *не задавать в классе неожиданных вопросов; *не требовать ответов без предварительной подготовки; *не допускать негативного сравнения с более успевающими одноклассниками; *не давать противоречивых требований; *не создавать условий эмоционального отвержения •систематические высказывания сомнений в способностях подростка, так как это может крайне отрицательно сказаться на дальнейшем формировании его личности; | •оценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументировано; •основное в позиции учителя - это терпение и искреннее сочувствие; •учитывать то, что психофизиологическому состоянию присущи цикличность в течение суток, недели, четверти; •использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало и середина четверти); •доброжелательность, позиция снисходительности к промахам и неудачам, •акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки; •предоставление возможности для отдыха в период утомления; •задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части; •малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать; •следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность; •бывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможности успешного усвоения конкретной дисциплины; •давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью. |
Возбудимая акцентуация | *озлоблен, раздражителен, конфликтен, склонен к агрессии, ревнив, эгоцентричен, жесток, склонен к садизму, к кражам, пьянству, дракам, азартным играм; *накипающе раздражителен, ищет объект, на котором можно сорвать зло, активен, гневлив, конфликтный, распущенный, демонстративно ведущий себя в общественных местах; *особо склонен к сексуальным преступлениям, крайне ревнив. *мстительность; *суицидальные демонстрации. *садистские наклонности: муки животных, избиения младших, издевательства над беспомощными; | *заискивания перед учителями с целью получения лучших оценок - потворство учителей его капризам; *любые провоцирования конфликтов; *воспитание в условиях жестких взаимоотношений, сочетаемых с эмоциональным отвержением; *лидерство в компании (диктующий всем выгоду для себя); | •у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку; •для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма; •в ходе индивидуальной беседы следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения; •необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе; •допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели; •не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость; •дать подростку возможность говорить; •постоянный контроль и руководство учебной деятельностью; •доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия; •уважение интересов и достоинства подростка; •проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение; •тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей; •поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо ведение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере; •практикование письменных ответов; •довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки; •поручать организацию коллективных творческих дел; •поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо. |
Гипертимная акцентуация | *стремится командовать и подчинить сверстников и близких родственников своим желаниям; *легко завязывает отношения с лицами делинквентной направленности, способен возглавить группу подростков для совершения преступления или участвовать в групповом преступлении совместно со взрослыми; *недисциплинирован, склонен к риску, к ссорам с родителями, педагогами. | ·демонстрацию сверстникам смелости и превосходства, носящую престижный характер; ·употребление любых видов алкогольных напитков; ·легкомыслие; ·любые нарушения этических норм; ·раздражительность в кругу друзей и близких; ·азартные увлечения; ·раннюю половую жизнь. | ·на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства; ·обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других; ·можно использовать в качестве активного помощника учителей; ·поручения в классе: бригадир, физорг, культ-организатор, организатор других творческих дел; ·учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя; ·необходимо создание условий для проявления инициативы; ·нужна чёткая аргументация границ поведения; ·особо важна подчеркнуто уважительная форма общения с ним; ·допустима лишь чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка; ·необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений; ·поддержание высокого уровня работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий. |
Идейная акцентуация | *бесцеремонен, бескомпромиссный в действиях; *стойкий аффект гаснет лишь после того, как обидчик наказан; *чрезмерно горделив, легко уязвим, оскорбление личных интересов никогда не прощает; *чрезвычайно подозрителен, обидчив, конфликте; *стремится к доминированию над другими лицами, *злопамятен, не терпит критики в свой адрес. | *чрезмерные нагрузки при выполнении кропотливой работы; *черствость, грубость, бесчувственность со стороны близких; *ситуации непреодолимости агрессивной проблематики; *бесцеремонности и бескомпромиссности в спорах; *немотивированные отстранения от работы; *поводы к борьбе и агрессии. *споры, которые могут стать основой "сверхценной идеи"; *вступать с ними в упорные споры; *юмор и эмоциональные негативные оценки его поведения; *умышленную к нему враждебность; *ущемление чувства правоты. | ·учителям следует постоянно помнить, что подросток этого типа борется, в конечном счете, не против чего-то, а вообще против всех; ·в борьбе за свои права, других он уважает значительно меньше; ·следует активно привлекать этого подростка к активному участию в школьных культурных и спортивных мероприятиях, поручать ему исполнение заданий, требующих коллективного труда; ·он считается с внутренней школьной регламентацией, но в школьной жизни пренебрегает нуждами сверстников; ·учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подростков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной общественной деятельности (участие в художественной самодеятельности, театральных кружках), а также заставить их посмотреть на себя как бы со стороны, оценив свои недостатки; ·следует учить умению управлять своими эмоциями и прогнозировать свои поступки; ·коррекция развития подростков данного типа требует от педагога большого терпения, гибкости, мягкости и целеустремленности, потому что они часто предпринимают попытку всеми способами овладеть вниманием воспитателя и удерживать его; |
Интроверсивная акцентуация | ·утонченно чувствителен, но замкнут, склонен к одиночеству, от которого же и страдает; ·любит подчеркивать свою независимость; ·тяжело переживает свою изолированность; ·отгорожен от окружающего мира, неспособен устанавливать контакты; ·холоден и чувствителен одновременно, назойлив, бестактен, упрям; ·склонен к чрезмерным антипатиям, неспособен к сопереживанию | ·употребление алкоголя; ·доступ к информации сексуального содержания; ·гиперпротекцию (чрезмерный контроль и опеку); ·недопустимо воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях изоляции, сопровождающейся эмоционально-психологической депривацией; ·суровость наказаний при ослушании; ·насмешки в его адрес; ·непосильные для него требования; ·бурные аффективные реакции со стороны взрослых; ·длительные психотравмирующие ситуации. | *интроверсированным подросткам можно поручать любые виды поручений; ·чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими; ·необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него - добросовестность и исполнительность; ·учитель должен в случае "ухода в себя" легко вернуть подростка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос); ·не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование); ·учителя должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности; ·не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряжённо); ·гиперболизированные способности в одном направлении делают личность односторонней, тем более что у этих подростков заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта); ·следует учителям проявлять терпение к его "чудачествам", что является сущностью его противоречивой натуры; ·в качестве воспитательных воздействий при совершении проступков учителям целесообразно применять методы убеждения, поощрения, проявлять обходное движение, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие. |
Конформная акцентуация | ·легко подчиняется мнению окружающих, впадает в зависимость от сверстников и старших, склонен быть вовлеченным в группу правонарушителей; ·"Аморфный тип" характера, подростки этого типа "плывут по течению", слепо подчиняются своей среде; ·в хорошем окружении - это неплохие люди и исполнительные работники; ·при неблагоприятных условиях возможно развитие дебильности; ·отсутствие живости, предприимчивости, инициативы, умения лидерствовать; ·податлив дисциплине и регламентированному режиму, соблюдаемому окружающими; ·представители данного типа акцентуации также могут составлять контингент повышенного риска в отношении нервно-психических расстройств; ·склонен к пьянству; ·импульсивен, склонен к бессмысленным дракам на стороне друзей | ·гипопротекция; ·безнадзорность; ·случайное попадание в компанию асоциальных подростков; ·употребление любых спиртных напитков; ·нахождение в позднее время суток в общественных местах без сопровождения родителей; ·любые общения с лицами делинквентной направленности; ·усваивание обычаев и привычек дурной среды, и непристойных манер поведения; ·подчинения голосу большинства, шаблонность поведения; ·частых переездов на другое место жительства, смен школ. | ·учителям следует знать, что подростки этого типа неинициативны, но они могут достигать хороших результатов на работе разной квалификации, если занимаемая должность не требует личной инициативы; ·в классе ученики конформного типа особенно демонстрируют неприязнь к чужакам, проявляют подозрительность ко всему незнакомому и непривычному; ·в школьный период своей жизни они могут постепенно вживаться в асоциальную среду и прочно усваивать делинквентное поведение; ·такие подростки навсегда сохраняют конформность как главную черту характера; ·необходимо создавать педагогические ситуации, в которых ученик смог бы проявить определенность, стойкость, своих позиций; ·шаблонность поведения и ограниченность общепринятыми рамками может восприниматься учителями как бесцветность личности и интеллектуальная примитивность, что не всегда соответствует истине, так как при благоприятных условиях он может продемонстрировать незаурядные успехи в учёбе по разным предметам; ·учителям приходится проявлять усердие и настойчивость в прививании таким ученикам навыков правильной социальной ориентации |
Лабильная акцентуация | *круто меняет настроения, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке; *возможно возникновение аффективных вспышек по ничтожному поводу, однако быстро сменяет гнев на милость, бурные эмоции проявляет без агрессии; *беспредельно эгоцентричен, ненасытен жаждой внимания к себе; ·несобран, лжив, склонен к приукрашиванию себя; ·имеет склонность к позёрству, к суицидальным демонстрациям; *при трудностях в школьной учёбе склонен к "уходу в болезнь", ленится учиться; *имеет склонность к бродяжничеству, побегам из дому; *может демонстративно отрицать общепринятые нормы поведения | *явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упрёки, бестактность в его адрес; *любые его наказания; *безразличие, антипатию; *жесткие взаимоотношения, маятниковое, противоречивое воспитание; *длительные разлуки с близкими, друзьями; *унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых. | ·учителя должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе; ·в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым, они отзывчивы на понимание, поддержку и доброту; ·иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы; ·частое позитивное одобрение, простая похвала способна поднять настроение, так как лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании; ·именно учителя должны учить подростков этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды; ·важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность лабильного ученика позитивным оцениванием его усилий; ·воспитательные воздействия на учеников-правонарушителей: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь в организации учебной деятельности; ·задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении; ·эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе и стараются ответить тем же; ·если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской. |
Неустойчивая акцентуация | ·склонен к групповым правонарушениям, пьянству; ·не способны к трезвой оценке собственных действий; ·к будущему равнодушны; ·может совершать совершенно немотивированные проступки; ·склонен к совершению групповых преступлений. | ·нахождение в тёмное время суток на улицах, в чужих подъездах и т.п.; ·общение с лицами делинквентной направленности; ·получение лёгких впечатлений, развлечений, пустых наслаждений; ·безнадзорность; ·попустительство; ·праздность и безделье; ·употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ. | ·учителя должны помнить, что подростки данного типа не любят учиться, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры; ·нужна система контрольных мер в школьных занятиях, в семье проверяться результативность учебы; ·в учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль; ·каждый учитель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках; ·контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке; ·неукоснительное соблюдение режима дня, исключение возможного появления неконтролируемого свободного времени подростка; ·одновременно с контролем учитель должен оказывать этому подростку дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание. |
Педантичная акцентуация | ·сильно опасается за совершённые правонарушения; ·склонен к лидерству в группе правонарушителей; ·нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен; ·тревожно мнителен; ·постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера; ·симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты). | *делегирование ему дополнительную ответственность, поскольку это может вызвать нервно-психический срыв; ·неконструктивное разрешение с ним недоразумений; ·условия эмоционально-бедных отношений, тревожно-мнительную атмосферу, ситуации повышенной социальной ответственности, завышенные поручения, требования, ожидания; ·создание атмосферы недоброжелательности. | *учителями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях спокойной, четко регламентированной работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо; ·необходимо формировать уверенность а своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность; ·для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростком избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность; ·учителя должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию; ·проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение - главное в тактике общения учителя с учеником данного типа. |
Циклоидная акцентуация | ·уязвим к перемене места жительства, учебы, потере друзей; ·душевные волнения страстны, лишены полутонов в эмоциях и чувствах; переживает за совершённые проступки повышенно искренне; ·склонен к особой грубости, гневу, тяжело переживает из-за мелких неприятностей; ·склонен к суициду в период непереносимого чувства одиночества, беспомощности. | навязчивость и чрезмерное демонстративное внимание; ·чрезмерные требования; ·коренную ломку жизненных стереотипов; ·укоры, упреки, обвинения в его адрес о неполноценности, ненужности; ·эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени; ·быстрое изменение условий и образа жизни; ·однообразность жизни. | ·важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть учитель, которому он сможет "открыть душу", облегчит свои душевные переживания в ходе беседы; ·учителя могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет; ·нужно обучение самоконтролю за своим состоянием, самодисциплине, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятия по душе; ·важную роль в проведении профилактической работы с подростком данного типа может сыграть школьный психолог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....
Акцентуированные подростки
С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.
Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал...
Рекомендации при работе с девиантыми подростками
Материал полезен социальным педагогам, психологам, воспитателям специальных школ и интернатов....
Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...
Особенности психологического сопровождения акцентуированных подростков, склонных к суицидальному риску.
В наше время суицидальное поведение и его последствия являются одной из значимых общественных проблем, поэтому я предлагаю вам ознакомится с материалом в котором кратко дается введения в п...