Рекомендации по работе с акцентуированными подростками
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Трипуть Мария Вячеславовна

Краткие рекомендациив для учителей, психологов, социальных педагогов в форме таблицы. В рекомендациях учитывается особенности каждой из акцентуаций характера (на основе теории акцентуаций характера А.Е.Личко и К. Леонгарда)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по адаптации акцентуированных подростков к социальным нормам

На основании теории акцентуаций характера (К.Леонгарда и А.Е. Личко), исп. лит-ра: Я.Г. Анапреенко Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков (Методическое пособие для сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних), Минск 2001г.

Тип акцентуации

Учесть девиации

Крайне не рекомендуется (/ограничить)

Рекомендуется

Астеничная акцентуация

*неприязнь и немотивированные вспышки гнева в отношениях со сверстниками и взрослыми;

*пугливость, раздражительность, капризность, тревожность, уныние, страхи, ипохондрия;

*склонность к депрессии, повышенная раздражительность, плаксивость, пугливость;

*отказ от борьбы с возникающими преградами, трудностями;

*крайне болезненная реакция на шутку в свой адрес.

*привлечение к труду, связанному со значительными физическими нагрузками;

*воспитание по типу "кумир семьи";

*несдержанность, грубость речи в адрес подростка;

*недопустимо воспитание в тревожной атмосфере;

*не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой;

*учителям воздержаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках, а также на протяжении всей последней четверти учебного года;

*не задавать в классе неожиданных вопросов;

*не требовать ответов без предварительной подготовки;

*не допускать негативного сравнения с более успевающими одноклассниками;

*не давать противоречивых требований;

*не создавать условий эмоционального отвержения

•систематические высказывания сомнений в способностях подростка, так как это может крайне отрицательно сказаться на дальнейшем формировании его личности;

•оценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументировано;

•основное в позиции учителя - это терпение и искреннее сочувствие;

•учитывать то, что психофизиологическому состоянию присущи цикличность в течение суток, недели, четверти;

•использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало и середина четверти);

•доброжелательность, позиция снисходительности к промахам и неудачам,

•акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки;

•предоставление возможности для отдыха в период утомления;

•задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части;

•малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать;

•следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность;

•бывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможности успешного усвоения конкретной дисциплины;

•давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью.

Возбудимая акцентуация

*озлоблен, раздражителен, конфликтен, склонен к агрессии, ревнив, эгоцентричен, жесток, склонен к садизму, к кражам, пьянству, дракам, азартным играм;

*накипающе раздражителен, ищет объект, на котором можно сорвать зло, активен, гневлив, конфликтный, распущенный, демонстративно ведущий себя в общественных местах;

*особо склонен к сексуальным преступлениям, крайне ревнив.

*мстительность;

*суицидальные демонстрации.

*садистские наклонности: муки животных, избиения младших, издевательства над беспомощными;

*заискивания перед учителями с целью получения лучших оценок - потворство учителей его капризам;

*любые провоцирования конфликтов;

*воспитание в условиях жестких взаимоотношений, сочетаемых с эмоциональным отвержением;

*лидерство в компании (диктующий всем выгоду для себя);

•у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку;

•для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма;

•в ходе индивидуальной беседы следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения;

•необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;

•допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;

•не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость;

•дать подростку возможность говорить;

•постоянный контроль и руководство учебной деятельностью;

•доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия;

•уважение интересов и достоинства подростка;

•проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение;

•тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей;

•поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо ведение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере;

•практикование письменных ответов;

•довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки;

•поручать организацию коллективных творческих дел;

•поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо.

Гипертимная акцентуация

*стремится командовать и подчинить сверстников и близких родственников своим желаниям;

*легко завязывает отношения с лицами делинквентной направленности, способен возглавить группу подростков для совершения преступления или участвовать в групповом преступлении совместно со взрослыми;

*недисциплинирован, склонен к риску, к ссорам с родителями, педагогами.

·демонстрацию сверстникам смелости и превосходства, носящую престижный характер;

·употребление любых видов алкогольных напитков;

·легкомыслие;

·любые нарушения этических норм;

·раздражительность в кругу друзей и близких;

·азартные увлечения;

·раннюю половую жизнь.

·на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства;

·обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других;

·можно использовать в качестве активного помощника учителей;

·поручения в классе: бригадир, физорг, культ-организатор, организатор других творческих дел;

·учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя;

·необходимо создание условий для проявления инициативы;

·нужна чёткая аргументация границ поведения;

·особо важна подчеркнуто уважительная форма общения с ним;

·допустима лишь чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка;

·необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений;

·поддержание высокого уровня работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий.

Идейная акцентуация

*бесцеремонен, бескомпромиссный в действиях;

*стойкий аффект гаснет лишь после того, как обидчик наказан;

*чрезмерно горделив, легко уязвим, оскорбление личных интересов никогда не прощает;

*чрезвычайно подозрителен, обидчив, конфликте;

*стремится к доминированию над другими лицами, *злопамятен, не терпит критики в свой адрес.

*чрезмерные нагрузки при выполнении кропотливой работы;

*черствость, грубость, бесчувственность со стороны близких;

*ситуации непреодолимости агрессивной проблематики;

*бесцеремонности и бескомпромиссности в спорах;

*немотивированные отстранения от работы;

*поводы к борьбе и агрессии.

*споры, которые могут стать основой "сверхценной идеи";

*вступать с ними в упорные споры;

*юмор и эмоциональные негативные оценки его поведения;

*умышленную к нему враждебность;

*ущемление чувства правоты.

·учителям следует постоянно помнить, что подросток этого типа борется, в конечном счете, не против чего-то, а вообще против всех;

·в борьбе за свои права, других он уважает значительно меньше;

·следует активно привлекать этого подростка к активному участию в школьных культурных и спортивных мероприятиях, поручать ему исполнение заданий, требующих коллективного труда;

·он считается с внутренней школьной регламентацией, но в школьной жизни пренебрегает нуждами сверстников;

·учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подростков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной общественной деятельности (участие в художественной самодеятельности, театральных кружках), а также заставить их посмотреть на себя как бы со стороны, оценив свои недостатки;

·следует учить умению управлять своими эмоциями и прогнозировать свои поступки;

·коррекция развития подростков данного типа требует от педагога большого терпения, гибкости, мягкости и целеустремленности, потому что они часто предпринимают попытку всеми способами овладеть вниманием воспитателя и удерживать его;

Интроверсивная акцентуация

·утонченно чувствителен, но замкнут, склонен к одиночеству, от которого же и страдает;

·любит подчеркивать свою независимость;

·тяжело переживает свою изолированность;

·отгорожен от окружающего мира, неспособен устанавливать контакты;

·холоден и чувствителен одновременно, назойлив, бестактен, упрям;

·склонен к чрезмерным антипатиям, неспособен к сопереживанию

·употребление алкоголя;

·доступ к информации сексуального содержания;

·гиперпротекцию (чрезмерный контроль и опеку);

·недопустимо воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях изоляции, сопровождающейся эмоционально-психологической депривацией;

·суровость наказаний при ослушании;

·насмешки в его адрес;

·непосильные для него требования;

·бурные аффективные реакции со стороны взрослых;

·длительные психотравмирующие ситуации.

*интроверсированным подросткам можно поручать любые виды поручений;

·чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими;

·необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него - добросовестность и исполнительность;

·учитель должен в случае "ухода в себя" легко вернуть подростка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос);

·не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование);

·учителя должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;

·не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряжённо);

·гиперболизированные способности в одном направлении делают личность односторонней, тем более что у этих подростков заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта);

·следует учителям проявлять терпение к его "чудачествам", что является сущностью его противоречивой натуры;

·в качестве воспитательных воздействий при совершении проступков учителям целесообразно применять методы убеждения, поощрения, проявлять обходное движение, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие.

Конформная акцентуация

·легко подчиняется мнению окружающих, впадает в зависимость от сверстников и старших, склонен быть вовлеченным в группу правонарушителей;

·"Аморфный тип" характера, подростки этого типа "плывут по течению", слепо подчиняются своей среде;

·в хорошем окружении - это неплохие люди и исполнительные работники; ·при неблагоприятных условиях возможно развитие дебильности;

·отсутствие живости, предприимчивости, инициативы, умения лидерствовать;

·податлив дисциплине и регламентированному режиму, соблюдаемому окружающими;

·представители данного типа акцентуации также могут составлять контингент повышенного риска в отношении нервно-психических расстройств;

·склонен к пьянству;

·импульсивен, склонен к бессмысленным дракам на стороне друзей

·гипопротекция;

·безнадзорность;

·случайное попадание в компанию асоциальных подростков;

·употребление любых спиртных напитков;

·нахождение в позднее время суток в общественных местах без сопровождения родителей;

·любые общения с лицами делинквентной направленности;

·усваивание обычаев и привычек дурной среды, и непристойных манер поведения;

·подчинения голосу большинства, шаблонность поведения;

·частых переездов на другое место жительства, смен школ.

·учителям следует знать, что подростки этого типа неинициативны, но они могут достигать хороших результатов на работе разной квалификации, если занимаемая должность не требует личной инициативы;

·в классе ученики конформного типа особенно демонстрируют неприязнь к чужакам, проявляют подозрительность ко всему незнакомому и непривычному;

·в школьный период своей жизни они могут постепенно вживаться в асоциальную среду и прочно усваивать делинквентное поведение;

·такие подростки навсегда сохраняют конформность как главную черту характера;

·необходимо создавать педагогические ситуации, в которых ученик смог бы проявить определенность, стойкость, своих позиций;

·шаблонность поведения и ограниченность общепринятыми рамками может восприниматься учителями как бесцветность личности и интеллектуальная примитивность, что не всегда соответствует истине, так как при благоприятных условиях он может продемонстрировать незаурядные успехи в учёбе по разным предметам;

·учителям приходится проявлять усердие и настойчивость в прививании таким ученикам навыков правильной социальной ориентации

Лабильная акцентуация

*круто меняет настроения, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке;

*возможно возникновение аффективных вспышек по ничтожному поводу, однако быстро сменяет гнев на милость, бурные эмоции проявляет без агрессии;

*беспредельно эгоцентричен, ненасытен жаждой внимания к себе;

·несобран, лжив, склонен к приукрашиванию себя;

·имеет склонность к позёрству, к суицидальным демонстрациям;

*при трудностях в школьной учёбе склонен к "уходу в болезнь", ленится учиться;

*имеет склонность к бродяжничеству, побегам из дому;

*может демонстративно отрицать общепринятые нормы поведения

*явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упрёки, бестактность в его адрес;

*любые его наказания;

*безразличие, антипатию;

*жесткие взаимоотношения, маятниковое, противоречивое воспитание;

*длительные разлуки с близкими, друзьями;

*унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых.

·учителя должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;

·в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым, они отзывчивы на понимание, поддержку и доброту;

·иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы;

·частое позитивное одобрение, простая похвала способна поднять настроение, так как лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании;

·именно учителя должны учить подростков этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды;

·важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность лабильного ученика позитивным оцениванием его усилий;

·воспитательные воздействия на учеников-правонарушителей: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь в организации учебной деятельности;

·задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;

·эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе и стараются ответить тем же;

·если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.

Неустойчивая акцентуация

·склонен к групповым правонарушениям, пьянству;

·не способны к трезвой оценке собственных действий;

·к будущему равнодушны;

·может совершать совершенно немотивированные проступки;

·склонен к совершению групповых преступлений.

·нахождение в тёмное время суток на улицах, в чужих подъездах и т.п.;

·общение с лицами делинквентной направленности;

·получение лёгких впечатлений, развлечений, пустых наслаждений;

·безнадзорность;

·попустительство;

·праздность и безделье;

·употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.

·учителя должны помнить, что подростки данного типа не любят учиться, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры;

·нужна система контрольных мер в школьных занятиях, в семье проверяться результативность учебы;

·в учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль;

·каждый учитель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках;

·контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке;

·неукоснительное соблюдение режима дня, исключение возможного появления неконтролируемого свободного времени подростка;

·одновременно с контролем учитель должен оказывать этому подростку дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание.

Педантичная акцентуация

·сильно опасается за совершённые правонарушения;

·склонен к лидерству в группе правонарушителей;

·нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен;

·тревожно мнителен;

·постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера;

·симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты).

*делегирование ему дополнительную ответственность, поскольку это может вызвать нервно-психический срыв;

·неконструктивное разрешение с ним недоразумений;

·условия эмоционально-бедных отношений, тревожно-мнительную атмосферу, ситуации повышенной социальной ответственности, завышенные поручения, требования, ожидания;

·создание атмосферы недоброжелательности.

*учителями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях спокойной, четко регламентированной работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо;

·необходимо формировать уверенность а своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;

·для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростком избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность;

·учителя должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;

·проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение - главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.

Циклоидная акцентуация

·уязвим к перемене места жительства, учебы, потере друзей;

·душевные волнения страстны, лишены полутонов в эмоциях и чувствах; переживает за совершённые проступки повышенно искренне;

·склонен к особой грубости, гневу, тяжело переживает из-за мелких неприятностей;

·склонен к суициду в период непереносимого чувства одиночества, беспомощности.

навязчивость и чрезмерное демонстративное внимание;

·чрезмерные требования;

·коренную ломку жизненных стереотипов;

·укоры, упреки, обвинения в его адрес о неполноценности, ненужности;

·эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени;

·быстрое изменение условий и образа жизни;

·однообразность жизни.

·важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть учитель, которому он сможет "открыть душу", облегчит свои душевные переживания в ходе беседы;

·учителя могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет;

·нужно обучение самоконтролю за своим состоянием, самодисциплине, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятия по душе;

·важную роль в проведении профилактической работы с подростком данного типа может сыграть школьный психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

Акцентуированные подростки

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.

Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал...

Рекомендации при работе с девиантыми подростками

Материал полезен социальным педагогам, психологам, воспитателям специальных школ и интернатов....

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Особенности психологического сопровождения акцентуированных подростков, склонных к суицидальному риску.

В наше время суицидальное поведение и его последствия являются одной из значимых общественных проблем, поэтому  я предлагаю вам ознакомится с материалом в котором кратко дается введения в п...