ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация к уроку по теме

✭ Пономарева Екатерина Сергеевна✭

Г. А.  КАШЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okulova_ekaterina.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Г. А. КАШЕ ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнила : Окулова Екатерина

Слайд 2

О ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Овладение грамотой доступно щести-семилетнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. К этому времени ребенок в основном овладевает сложной системой синтаксических и морфологических закономерностей. К этому же времени заканчивается процесс овладения звуко-произношением . Дети правильно произносят и дифференцируют все звуки речи.

Слайд 3

Задача выделять звук из состава слова и определять место звука в слове впервые ставится перед ребенком в начале обучения грамоте; до этого времени звуковой состав слова, так же как и процесс артикулирования , ребенком не осознается.

Слайд 4

За короткий период добукварного обучения дети овладевают целым рядом новых знаний и умений. Они должны понять, что речь состоит из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков речи; должны научиться выделять звуки речи, понять, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности; дети в какой-то мере должны овладеть процессом объединения звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения; в это время они должны овладеть рядом новых понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Слайд 5

После двух недель добукварного периода перед ребенком ста­вятся новые задачи: он усваивает буквы как оптические символы звуков речи, овладевает слиянием звуков в слоги, учится понимать значение прочитанных слов, предложений, текстов.

Слайд 6

Самой распространенной и характерной ошибкой для детей с не­достатками произношения является замена одних букв другими. У них часто встречается замена звонких и глухих ( п — б, т — д , к — г, ф — в, с — з , ш — ж), замена свистящих и шипящих (с — ш , з — ж, ц —ч, щ — сь и др.), рил, мягких и твердых согласных. Приведем несколько примеров: спи (зубы), кутит (гудит), том (дом), зцка (жучка), сал (шар), чука (щука), палто (пальто), тота (тетя) и т. д. Второй группой ошибок, не менее характерных для детей с несформировавшимся произношением, является пропуск букв; особенно часто пропускаются гласные буквы.

Слайд 7

Кроме указанных типов ошибок, в письме учащихся с сформировавшимся произношением нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок также является затруднение в анализе звукового состава речи.

Слайд 8

О РАЗВИТИИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В анамнезе часто отмечается позднее овладение детьми фразовой речью. При поверхностном знакомстве с речью детей недостатки грамматического строя и словаря или вовсе не обнаруживаются или выступают как единичные явления.

Слайд 9

Так, дети в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их жизни, быта. (Я живу с мамой. У меня есть машина. Мы катались на пароходе и т. п.) Дети без труда составляют предложения по картинкам: Мама сидит на диване. Папа читает книжку. Дети играют. Дети в состоянии составить с некоторой помощью небольшой рассказик по картинке.

Слайд 10

Детей, у которых имеется некоторое отставание в формировании грамматических форм, отличает неправильное употребление пред­логов. Дети с нормальным речевым развитием употребляют в стар­шем дошкольном возрасте большое количество простых предлогов: на, у, в, под, над, до, за, из, к, от, по, с и многие другие, а также двой­ные предлоги из-за и из-под.

Слайд 11

Значительные затруднения испытывают дети в словообразовании. При обследовании детям предлагалось образовать уменьшительную форму существительных от ряда слов (стол, шапка, сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб) и некоторые прилагательные от существительных по типу: железо — железный, дерево — деревянный.

Слайд 12

О СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Обучение детей в соответствии с предлагаемой с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой — подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Слайд 13

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять звуки в слоги и слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложение на слова.

Слайд 14

ПОСТАНОВКА И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ Постановка звуков проводится в часы, выделенные для инди­видуальных и групповых занятий. По мере закрепления произношения того или иного звука, задача отличать правильное звучание от любого неправильного постепенно отходит на задний план, уступая место другой задаче — научить детей отличать поставленный и уже в достаточной мере закрепленный в произношении звук от всех артикуляционной или акустически близких звуков.

Слайд 15

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ При постановке звуков привлекаются слуховой, двигательный, кожный и зрительный анализаторы. Постановка звуков осуществляется при зрительном контроле, для чего используется зеркало. По мере закрепления правильного произношения необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает.

Слайд 16

В процессе постановки звука ребенок учится отличать правильное звучание от неправильного. Необходимо сформировать у ребенка умение осуществлять слуховой самоконтроль.

Слайд 17

В начале работы по постановке того или иного звука логопед привлекает внимание ребенка к неправильному звучанию и предлагает сравнивать его с правильным. Желательна имитация неправильного звучания. На последующих этапах логопед постоянно прибегает к сравнению уже правильно произносимого учеником звука: «Послушай, как я (или кто-либо из детей, у которых звук уже поставлен) произношу. Слышишь, как у меня звучит? Послушай еще раз. А теперь скажи сам и слушай себя».

Слайд 18

О ЗНАКОМСТВЕ С ПЕРВЫМИ БУКВАМИ К этому времени логопед и воспитатели подготавливают следующие пособия: сшитые из материи кассы; буквы разрезной азбуки (по 5—6 одинаковых букв на каждого ребенка); разрезную азбуку крупного размера; кассу для хранения крупных букв. Следует рассчитать занятия так, чтобы во время закрепления правильного произношения звуков р — р ', л — л ' дети познакомились с буквами а, у, м, ш . Такой подбор букв отвечает принципам, которые были изложены выше,— довести уровень фонематического развития до такого предела, при котором дети правильно произносят и различают звуки, и только после этого начинать обучение грамоте.

Слайд 19

Картинный и текстовой материал, который может выть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков Щенок . Леша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик

Слайд 20

Мячик Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился.

Слайд 21

Потешки , загадки, стишки Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка.) Нам шагать по лестнице Незачем с тобой, Лестница-чудесница Бежит сама собой Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай! Сколько чаек — отвечай. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише,Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. На сучках,сучочках , На пеньках, пенечках воробышки сидят. Чирик-чирик ! Чирик-чирик — Чирик-чирик кричат. Закопченную кастрюлю Юля чистила песком. Два часа мочалкой Юлю Мыла бабушка потом. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики — цветы Очень вежливы, а ты? Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки У мышки и у кошки

Слайд 22

Рисунки для самостоятельного составления рассказов

Слайд 24

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ УТРО: (2 занятия по 30 минут): 1-е занятие (проводит логопед или воспитатель) ... 9.00—9.30 2-е занятие (проводит воспитатель) . . ...... 9.40—10.10 Индивидуальные или групповые логопедические занятия 9.30—13.00 В те дни, когда логопед не проводит фронтальных занятий, и индивидуальные и групповые занятия проводятся с 9.00 до 13.00 ВЕЧЕР: (все занятия проводятся воспитателем) Фронтальные занятия 15.40—16.05 Индивидуальные занятия по исправлению произношения 18.15—18.45

Слайд 25

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ УТРО: Фронтальные занятия по произношению — 4 занятия проводит логопед Индивидуальные и групповые занятия ежедневно Счет — 2 занятия Рисование — 1 занятие _ „ проводит воспитатель Развитие речи — 2 занятия Физкультурное занятия — 1 занятие Музыкальные занятия — 2 занятия В субботу 3-е занятие — ритмика ВЕЧЕР: (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения 4—5 раз в неделю. Произношение — 2 занятия Развитие речи — 1 занятие Конструирование или аппликация — 1 занятие Лепка — 1 занятие

Слайд 26

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ УТРО: Произношение — 5 занятий проводит логопед Индивидуальные и групповые занятия ежедневно Подготовка к письму — 1 занятие 1 Счет — 2 занятия } проводит воспитатель Развитие речи — 2 занятия Музыкальные занятия — 2 занятия В субботу 3-е занятие — ритмика. ВЕЧЕР: (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения 4—5 раз Развитие речи — 1 занятие Рисование — 1 занятие Произношение — 1 занятие Физкультурные 'занятия — 1 занятие Конструирование, лепка или аппликация—1 занятие

Слайд 27

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ УТРО: Произношение-4 занятия {проводит логопед Грамота — 2 занятия Индивидуальные и групповые занятия ежедневно Письмо — 1 занятие Счет — 2 занятия проводит воспитатель Развитие речи — 1 занятие Музыкальные занятия — 2 занятия В субботу 3-е занятие — ритмика ВЕЧЕР: (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения — по мере надобности Лепка — 1 занятие Рисование — 1 занятие Развитие речи — 1 занятие Конструирование, аппликация—1 занятие Физкультура — 1 занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.

Дифференциация звуков п-т по оптическому сходству в слогах, в словах и предложениях....

Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых

Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых...

Язычок с-с-с- свистит (Исправление недостатков произношения звуков С,З,Ц)

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звуков С, 3, Ц....

Презентация "Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях"

В презентации даны советы как можно дома самостоятельно автоматизировать поставленный логопедом звук....

Методическая разработка «Система упражнений, направленных на исправление недостатков в осанке»

Формирование балетной осанки – это первоочередная задача.Основной осанки  является позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник  имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (н...

Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...