Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Дифференциация звуков п-т по оптическому сходству в слогах, в словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_ispravleniyu_pismennoy_rechi_u_uchashchihsya_viii_vida.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.
Подготовила учитель – логопед Васильченко О. Н.
Школа - интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.
Тема: «Дифференциация букв п-т по оптическому сходству.»
Цели: 1.Учить учащихся различать п - т в слогах, словах, предложениях, текстах.
2. Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения.
3. Развивать пространственное представление, графические навыки, речь, мышление, лексику.
4. Упражнение в образовании и употреблении прилагательных с суффиксом – ин.
Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные ленты с названием сказочных героев, картинки с изображением цветов, слоговая таблица, картонные буквы п - т, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
Психогимнастика.
- Изобразите утят, шагающих на пруд. Утёнок поранил ножку.
-Выразите эмоции страдания и боли.
Утята увидели огромного пса.
-Покажите, как они испугались.
Изобразите, как мама утка защищала утят, а потом - как учила их плавать.
2. Сообщение темы занятия.
-Ребята посмотрите внимательно на доску.
На доске записаны сказочные герои из сказок.
Доктор Айболит
Гадкий Утёнок
Кот в сапогах
Золотая Рыбка
Глупый Мышонок
Золотой Петушок
Спящая Красавица
Красная Шапочка
- Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены.
( Буквы п - т )
- Мы с вами должны научиться различать эти звуки на письме в слогах, словах, предложениях.
- Среди вас есть ученики, которые путают звуки п - т. Поэтому сегодня на занятии мы с вами выполним ряд заданий помогающих различать эти звуки.
- Посмотрите на них и назовите их основное отличие.
( Буква т сострит из 3 элементов, а п- из 2 элементов)
- А чем они похожи?
( При написании повторяется первый элемент.)
- Пропишите на столе буквы п, т. А теперь в воздухе?
- А сейчас открыли тетради, я вам продиктую цифры, которые нужно написать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв п, т.
- Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.
2 3 3 2 2 3 2
Артикуляционная гимнастика.
- Взяли индивидуальные зеркала и мы с вами увидим, как произносятся звуки п - т.
- Произнесём поочерёдно звуки п - т.
-Где находится язычок при произношении звука –т.
( За верхними зубами.)
- А какая помеха встречается при произношении звука – п.
( Губы.)
- Правильно нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем, их пропеть эти звуки голосом, значить эти звуки согласные и живут они в синем замке.
-Приложите руку к горлышку и давайте произнесём эти звуки. Дрожит горлышко. Какие это звуки?
( Глухие.)
- Молодцы, эти звуки согласные живут они в синем замке, глухие, твёрдые, взрывные, в этом их сходство.
- Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.
АП - АТ АП – АТ – АП
АТ – АП АТ- АП – АП
АП – АП – АТ АТ – АТ – АП
АП – АТ – АТ АТ – АП - АТ
Словообразование
- Ребята у девочки Кати был котёнок.
- Как ласково его называла Катя?
( Котик, котинька, котёночек.)
- Какой звук встречается в этих словах п или т.
( Звук т.)
Где стоит звук т?
( В середине слова.)
- Ребята, а как можно ласково сказать о котёнке, какой он?
( Усатенький, лохматенький, пушистенький, хвостатенький, глазастенький.)
- Определение звуков п - т в словах.
Физминутка.
- Я буду показывать вам букву п- вы должны поднять руки в стороны, а когда подниму букву т вы должны поднять руки вверх.
- А теперь ребята я хочу вас пригласить в город цветов.
- Назовём наш город цветочным.
- Ребята, вы все любите цветы?
Кто знает, как ухаживать за ними?
( Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, удобрять землю.)
- Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам растущим в поле, в лесу, на лугу?
( Не топтать, не рвать, большие букеты.)
- А как называются цветы растущие на лугу, в поле, в лесу.)
( Луговые, полевые, лесные.)
-Ребята, нужно очень бережно относиться к цветам. И ко всем растениям вообще, чтобы вокруг нас было красиво, чисто: от этого зависит наше с вами здоровье и настроение.
- Вот перед вами раскинулась цветочная поляна. На этой поляне растут цветы: герань луговая, василёк, колокольчик, фиалка трёхцветная, одуванчик, ландыш, лютик едкий.
- Каждый цветок по своему красив. Эти цветы растут в поле, на лугу, в лесу.
Работа с предложением.
- Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.
Теплоход приходит в (порт – торт)
Мало (толка – полка) от лентяя.
- А теперь открыли тетради, спишите текст вставляя пропущенные буквы п или т. Букву п подчеркнёте одной чертой, а букву т – двумя.
Ко…я…а.
Вы … …ослушайте, ребя…а,
Я хочу вам рассказа…ь,
Родились у нас ко…я…а,
Их по счё…у – ровно пять.
С. Михалков.
Упражнение на релаксацию.
- Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, поэтому давайте немного отдохнём.
- Представьте себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо.
( Вывешивается белое облако.)
Будто я лежу на травке,
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Итог занятия.
- Ребята, сегодня на занятии о каких звуках мы говорили?
( О звуках п и т.)
- Правильно мы определяли их сходство и различие, произносили их в слогах, словах, предложениях.
- Спасибо вам за помощь. Занятие окончено.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида, позваляющая оптимизировать и разнообразить процедуру обследования, поддержать интерес учащихся ....
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 2
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....
Обследование письменной речи учеников СКОУ VIII вида часть 3
Презентация для обследования письменной речи учеников СКОУ VIII вида....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...