Как помочь слабоуспевающим ученикам?
учебно-методический материал на тему
Материалы для планирования работы со слабоуспевающими учениками:алгоритм действий , анкеты, памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_so_slabouspevayushchimi.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма отчета учителя о работе с неуспевающим учеником
Предмет __________________________________________
ФИО учителя ______________________________________
Класс _____________________________________________
Фамилия и имя неуспевающего ученика ________________
Неуспеваемость/неаттестация
Триместр | Текущие отметки | Пропуски занятий (количество) | |
По болезни | Необоснованно | ||
Первый | |||
Второй | |||
Третий |
Причины
Триместр | Связаны с учебным предметом | Связаны с прилежанием | Связаны со взаимоотношениями | Связаны со здоровьем | Иные причины |
Первый | |||||
Второй | |||||
Третий |
Мероприятия по устранению неуспеваемости
Триместр | Посещение дополнительных занятий (где, когда) | Беседы учите-ля с родителями (даты) | Беседы курирующего зам. директора с учеником по просьбе учителя (даты) | Беседы классного руководителя с родителями по просьбе учителя (даты) | Беседы курирующего зам. директора с родителями по просьбе учителя (даты) | Вызов на малый педсовет (даты) | Друго |
Первый | |||||||
Второй | |||||||
Третий |
Подпись учителя-предметника:
1 триместр: ______________________________ Дата: ___________________
2 триместр: ______________________________ Дата: ___________________
3 триместр: ______________________________ Дата: ___________________
Аналитическая справка учителя-предметника
по работе с неуспевающим учащимся.
Фамилия, имя учащегося___________________________________________ Класс______________
Дата рождения _________________________________
Предмет, по которому учащийся не успевает _____________________________________________
Учитель_____________________________________________________________________________
Неуспеваемость/неаттестация
Триместр | Текущие оценки | Оценки за к/р | Пропуски занятий | |
по болезни | необоснованные | |||
Причины неуспеваемости(укажите из приведенных в таблице, дополните при необходи-мости после таблицы):
Педагогические | Психологические | Нейрофизиологические | |||
низкая интенсивность учебной деятельности | несформированность мотивов учебной деятельности | общаяослабленность организма | |||
низкая эффективность учебной деятельности | недисциплинированность | слабый тип высшей нервной деятельности | |||
пропуски занятий | нарушение в эмоционально-воле-вой сфере | нарушения зрения, слуха, артику-ляции | |||
отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя | большие пробелы в знаниях | микропоражения коры головного мозга | |||
недостаток к учебной деятельности ребенка со стороны родителей | большие пробелы в учебных умениях и навыках | ||||
низкий уровень познавательных способностей |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия по преодолению неуспеваемости
Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся) _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даты посещения ГПД | Отрабатываемые темы |
Работа учителя с классным руководителем(проводились ли беседы, регулярность, вопросы бесед)________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вызов учащегося к администрации школы, на малый педсовет(обращались ли за помощью к администрации, как часто, по каким проблемам, результаты) ____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даты вызова | Причина вызова | ||||||||||||||||||||||||||
Беседы учителя с родителями
|
Отчет учителя (ФИО полностью,предмет)___________________________________________________
По профилактике неуспешности за _____________________________учебного года
Фамилия ученика | Причины неуспеваемости(учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | роки сдачи материалов | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
Алгоритм работы с неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
2. Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
4. Разработатьвместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику:
- Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
- Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Социально-психологической службе:
1. Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
2. Довести до сведения родителей и классного руководителя о графике проводимых занятий, бесед.
3. Выдать рекомендации классному руководителю и родителям по оказанию помощи ребенку.
Заместителю директор по УВР:
- Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
- Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
- Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
- Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью уч-ся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе |
| Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски |
| Предложения уч-ся примерного плана ответа |
| Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления |
| Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы |
| Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала |
| Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. |
| Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых |
| Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее |
| Напоминание приема и способа выполнения задания |
| Указание на необходимость актуализировать то или правило |
| Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений |
| Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению |
| Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих |
| Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа |
| Более подробное объяснение последовательности выполнения задания |
| Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения |
| Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. |
| Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. |
| По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала |
| Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала |
| Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний |
| Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. |
| Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам.работе. |
| Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. |
| Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. |
| Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. |
| Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом.работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся |
| Согласовывать объем дом. Заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1.Всесторонее повышение эффективности каждого урока.
2.Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3.Индивидуальный подход к уч-ся.
4.Специальная система домашних заданий.
5.Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Анкета
(анализ причин неуспеваемости учащихся)
- Ученик____________________________ класс______ школа________
- Состояние здоровья:
- Слабое
- Удовлетворительное
- Хорошее
- Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
- Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________
___________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________
___________________________________________________________________
- Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________
___________________________________________________________________
- Знание учеником критериев оценивания______________________________
- Понимание изучаемого материала на уроках
- Умение концентрировать внимание_______________________________
- Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
- Умение повторить изложенное
- Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
- Уровень развития учебных умений:
- Чтение_______________________________________________________
- Письмо_______________________________________________________
- Счет_________________________________________________________
- Речь_________________________________________________________
- Понимание прочитанного_______________________________________
- Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
- Владение приемами развития памяти______________________________
- Уровень ответов без конспектов__________________________________
- Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
- Посещение дополнительных занятий:
- По предметам__________________________________________________
- Виды учебной деятельности на занятиях___________________________
- Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
- Выполнение домашних заданий:
- Частота выполнения домашних занятий____________________________
- Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
- Последовательность выполнения домашних заданий_________________
_________________________________________________________________
- виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________
_________________________________________________________________
- виды помощи при выполнении домашнего задания___________________
_________________________________________________________________
- Дополнительные занятия в каникулярное время:
- Предметы_____________________________________________________
- Виды занятий__________________________________________________
АНКЕТА «Определение школьной успешности ученика»
(с точки зрения ученика и учителя)
1. Степень работоспособности на уроке:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркните нужную цифру)
2. Внимание на уроке:
– постоянно высокое;
– переменно высокое;
– часто отвлекается;
– не может сконцентрировать внимание.
3. Задания на уроке выполняет:
– в полном объеме;
– по желанию;
– когда задания интересные;
– когда задания понятны;
– когда задания легкие;
– когда задания оригинальные и требуют творческого подхода;
– частично;
– изредка.
4. Внимательно слушает объяснения учителя.
5. Относится к изучаемому предмету с интересом.
6. Задает интересные вопросы.
7. В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
8. С удовольствием выполняет творческие задания.
9. Посещает предметный факультатив.
10. Понимает предмет:
– глубоко;
– поверхностно;
– частично;
– плохо.
11. В микрогрупповой работе:
– играет роль лидера;
– пассивен;
– активно участвует в обсуждениях.
12. С удовольствием:
– отвечает у доски; – выполняет творческие работы; – выполняет письменные работы.
13. Считает, что знает предмет:
– глубоко; – нормально; – недостаточно.
14. Нравится получать по предмету высокие оценки.
15. Переживает, если учитель недоволен моими школьными успехами.
16. Нуждается в специальной помощи учителя, поскольку не успевает за темпом изучения материала.
17. Может выполнить задания:
– любой сложности;
– достаточно сложные;
– задания средней сложности;
– простые задания.
18. Любит решать учебные проблемы и выполнять задания:
– самостоятельно;
– с помощью родителей;
– с помощью учителя;
– совместно с ребятами из класса.
19. Поведение на уроках:
– дисциплинирован;
– редкие нарушения дисциплины;
– ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия; ведет себя вызывающе, грубит на уроке;
20. С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента, помощника.
21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.
Планирование работы со слабоуспевающими учениками
Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Учителя узнают о ней еще на студенческой скамье, когда слушают лекции по психологии, педагогике и методике. Но на практике многие из нас именно в этом отношении допускают серьезные недостатки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов и не всегда хватает умения и терпения искать пути для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению.
Каждый из второгодников когда-то радовался тому, что идет в школу, связывал с ней какие-то радужные надежды, но постепенно переходил в разряд неуспешных, на которых учителя махнули рукой. Часто принято в школьных неудачах обвинять исключительно учеников, а все ли делают педагоги, чтобы обеспечить успех своим воспитанникам?
В нашей школе проводится большая работа по выяснению причин школьной не успешности (мониторинг, диагностика), что позволило выявить следующие группы неуспевающих учеников:
Неуспевающие дети | ||
Хронически неуспевающие дети (по физиологическим причинам) | Дети, неуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам) | Подростки с несформированной учебной деятельностью |
– задания воспринимают невнимательно, часто их не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят; | учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению: | – неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника; |
Кроме того, проводимая диагностика показывает, что большинство неуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи. Еще обнаружился у отстающих высокий уровень школьной и межличностной тревожности.
Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.
Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, мы считаем, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования.
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.
Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Так возникла необходимость создания системы работы в школе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. В ходе подготовительной работы был определен комплекс мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
– в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, по всем предметам, их профилактика и устранение.
3. Постоянное ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, координацию действий педагогов с родителями.
5. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
6. Постоянный контроль со стороны администрации школы за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, строгий учет результатов этой работы.
7. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Результат – программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, краткое содержание которой представлено ниже.
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. | 1. Создание микроклимата в классе. | 1. Вести карту наблюдения. |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: | Для: | Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | 1. Индивидуальные и групповые консультации. |
Воспитательная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников. | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды. | 1. Вовлечение в кружки, КТД. |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. | Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. | Тематические родительские собрания. |
Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
*пропуски занятий по болезни;
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
*задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
*прогулы.
Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
Хочу представить в форме таблицы то, что я бы посоветовала планировать и выполнять учителю-предметнику:
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
| В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса..
| В течение учебного года.
|
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
| В течение учебного года. |
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
ФИО учителя …
Фамилия ученика (класс)………………………………….
Предмет ……………………………………..
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Дифференцированные задания. | Указать методическое пособие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Дифференцированный контроль знаний. | Сроки. Темы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Работа с дневником и тетрадью. |
|
|
|
5.Консультации для родителей. | Дата. Тема. |
|
|
|
|
|
|
6.Создание ситуации успеха на уроке |
|
Мероприятия по предупреждению неуспеваемости учащегося
Мероприятие | Сроки |
1 | 2 |
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей | |
Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости | |
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” | |
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) | |
Дополнительные занятия с учеником (разовые): “Правила составления плана устного ответа” “Как правильно работать с исторической картой” | |
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность | Систематически |
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию | На каждом уроке |
Работа с учеником на уроке:
| На каждом уроке |
1 | 2 |
| |
Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) | На каждом уроке |
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки | Систематически |
Ф.И.О. ученика, класс | Причины неуспеваемости | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Неуспевающие дети | ||
Хронически неуспевающие дети (по физиологическим причинам) | Дети, неуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам) | Подростки с несформированной учебной деятельностью |
– задания воспринимают невнимательно, часто их не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят; | учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению: | – неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника; |
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. | 1. Создание микроклимата в классе. | 1. Вести карту наблюдения. |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: | Для: | Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | 1. Индивидуальные и групповые консультации. |
Воспитательная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников. | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды. | 1. Вовлечение в кружки, КТД. |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. | Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. | Тематические родительские собрания. |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
| В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса..
| В течение учебного года.
|
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы учителя со слабоуспевающими учащимися
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение пре...
Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися
Методическая копилка учителя...
презентация на тему: Помочь ребёнку - помочь себе
Презентация для родителей, приуроченная ко Всемирному дню детского телефона доверия...
План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».
ЦЕЛЬ:• Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия• Мотивировать родителей поощрять...
Памятки родителям: как приучить ребёнка к чтению, как помочь в выполнении домашнего задания, как помочь готовиться к экзамену.
Советы психолога могут оказаться полезными для родителей учеников 5-11 классов....
Статья классного руководителя "Организовать или помочь? Помочь организовать!"
Статья посвящена родителям девятиклассников и учителям, работающим в 9-х классах...
Как помочь слабоуспевающему ученику сдать экзамены? Интерактивные методы обучения, стимулирование интереса и мотивации к изучению русского языка и литературы через игровую активность.
Адаптированные материалыЧто это такое? Адаптированные учебные материалы — это учебники, рабочие тетради и дидактические пособия, которые учитывают особенности восприятия и обработки информа...