Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися
статья по теме

Методическая копилка учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя

 со слабоуспевающими учащимися

Особенности индивидуального развития обучающихся

при организации учебного процесса

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет обучающимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников, что позволяет формировать целостную картину мира. Однако, при организации индивидуальной работы, при объяснении сложного нового материала следует учитывать особенности индивидуального развития модальной системы учащихся:

  • работая с учеником – визуалом, используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местонахождение с высокой скоростью смены деятельности;
  • работая с аудиалом, используйте вариации голосом (громкость, паузы, высоту);
  • работая с кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость психических процессов, помните, кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, чем больше преувеличение, тем лучше для запоминания.

Работа учителя в 3 модальностях возможна на всех уровнях, но учитывая ведущую модальность учеников.

Например: нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочно запоминание материала. Визуалу необходимо иметь на уроке листок, на котором в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо делать на его языке: визуалу – покачать головой, кинестетику – дотронуться до плеча, аудиалу – сказать шёпотом.

Организация работы школьника с учётом

«периода наивысшей продуктивности»

Рекомендации по работе с учащимися

со слабой нервной системой

(темп работы быстро снижается и остаётся на сниженном уровне в течение урока).

  1. Не ставить учащихся в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя время на обдумывание и подготовку.
  2. По возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного.
  3. По возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня.
  4. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явление достаточно частые и не повод для отчаяния.

Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное переключение).

  1. Не предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  3. Не спрашивать в начале урока.
  4. Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу.
  5. Не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении (доктор педагогических наук М.М.Поташник)

  1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
  2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.
  3. Указание алгоритма выполнения.
  4. Приведение аналогичной задачи.
  5. Называние ответа или результата задачи.
  6. Постановка наводящих вопросов.
  7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.
  9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.
  10. Указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма ответа, в установлении зависимостей.

Примечание: очень важно, чтобы учителя, составляя карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи, помнили, задание и оказываемая помощь должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.

Основные направления коррекционной работы

Направления

Педагогические меры

Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентация;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формировании звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умений работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинированных способностей.

Развитие различных видов мышления.

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

- релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.

Развитие речи, владение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем  мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов знаний.

Требования к домашним заданиям

  1. Учитель задаёт домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
  2. Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объёму и сложности.
  3. Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
  4. В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы по предмету.
  5. Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.
  6. Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.

Требования к работе

со слабоуспевающими учащимися

  1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
  2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.
  3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
  4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.
  5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.
  6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
  2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
  3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
  4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
  5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
  6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
  8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
  9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и … «слабоуспевающих».
  10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.

Оказание помощи неуспевающему ученику

 на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приёма и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя со слабоуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной     неуспеваемости. Ее решение пре...

Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...

Работа учителя со слабоуспевающими учащимися.

Как строить работу со слабоуспевающими учащимися в школе. Формы для ведения отчета....

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к ЕГЭ

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необ...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Елена Михайловна, огромное спасибо за материал! Очень многое взяла из Вашей системы работы для себя