Инновационные технологии в работе учителя - логопеда
статья на тему
В данном материале представлены инновационные технологии, которые применяются в работе учителя - логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_uchitelya_-_logopeda.odt | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в работе учителя - логопеда
Инновационные технологии в работе учителя - логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевых нарушений у детей и помогают достижению максимально возможных успехов в коррекционно - логопедической работе.
В логопедической работе примемяются следующие инновационные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
• Арт - терапевтические технологии.
- Информационно - коммуникативные технологии.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (логопедические распевки; развитие слухового восприятия; игра на музыкальных инструментах);
- психогимнастика;
• сказкотерапия;
• куклотератия;
- песочная терапия;
- игротерапия.
- Изо - терапия: ниткография; рисование на манке; рисование ладонями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• стимуляция слухового восприятия;
• развитие просодической стороны речи (темп, ритм, выразительность).
Музыкальные произведения можно использовать во время проведения физкультминуток и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи: ниткография; рисование на манке; рисование ладонями.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
Элементы сказкотерапии:
• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоциональной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи; обучению грамоте;
развитие мелкой моторики;
развитие фонематического слуха;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Биоэнергопластика – движения органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Развитие мелкой моторики.
• массаж орехами, каштанами;
• массаж карандашами;
• Су - Джок терапия.
- Игры с сыпучими материалами.
Игры с прищепками
В логопедической работе используются пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая логопеду развивать у детей мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение, развитие слоговой структуры слова, автоматизации и дифференциации звуков речи, дифференциации гласных и согласных звуков.
Цели использования прищепок в логопедической работе с дошкольниками:
- это развитие мелкой моторики;
- автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах - диалогах;
- развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками;
- развитие зрительного восприятия;
- использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений;
- учить различать гласные и согласные звуки.
Информационно - коммуникативные технологии – это технологии, использующие специальные программные и технические средства для работы с информацией.
Преимущества использования информационно - коммуникативных технологий в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям.
• Возможность создания собственного дидактического материала.
- Наглядность.
- Составление отчётов, ведение документации учителя - логопеда в электронном виде.
- Использование компьютерных логопедических игр, направленных на коррекцию речевых нарушений и развитие речи детей.
Использование презентаций позволяет учителю-логопеду привнести эффект наглядности в логопедические занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность показать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. В логопедической работе применяются презентации по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи, обучению грамоте; для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации к консультациям для воспитателей, родителей.
Литература
Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Статья "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда
Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...
Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...
Инновационные технологии в работе учителя – логопеда
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....
Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Опыт работы учителя-логопеда "Использование инновационных технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ"....
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...