Инновационные технологии в работе учителя - логопеда
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале представлены инновационные технологии, которые применяются в работе  учителя - логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_uchitelya_-_logopeda.odt20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевых нарушений у детей и помогают достижению максимально возможных успехов в коррекционно - логопедической работе.

В логопедической работе примемяются следующие инновационные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии

• Арт - терапевтические технологии.

  • Информационно - коммуникативные технологии.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (логопедические распевки; развитие слухового восприятия; игра на музыкальных инструментах);

  • психогимнастика;

• сказкотерапия;

• куклотератия;

  • песочная терапия;
  • игротерапия.
  • Изо - терапия: ниткография; рисование на манке; рисование ладонями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• стимуляция слухового восприятия;

• развитие просодической стороны речи (темп, ритм, выразительность).

Музыкальные произведения можно использовать во время проведения физкультминуток и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии, используемые для развития речи: ниткография; рисование на манке;    рисование ладонями.

Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

Элементы сказкотерапии:

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоциональной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи; обучению грамоте;

развитие мелкой моторики;

развитие фонематического слуха;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Биоэнергопластика – движения органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

•  автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).  Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Развитие мелкой моторики.

• массаж орехами, каштанами;

• массаж карандашами;

• Су - Джок терапия.

  • Игры с сыпучими материалами.

Игры с прищепками

В логопедической работе используются пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая логопеду развивать у детей мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение, развитие слоговой структуры слова, автоматизации и дифференциации звуков речи, дифференциации гласных и согласных звуков.

 Цели использования прищепок в логопедической работе с дошкольниками:

- это развитие мелкой моторики;

  • автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах - диалогах;
  • развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками;
  • развитие зрительного восприятия;
  • использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений;
  • учить различать гласные и согласные звуки.

Информационно - коммуникативные технологии – это технологии, использующие специальные программные и технические средства для работы с информацией.

Преимущества использования информационно - коммуникативных технологий в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям.

• Возможность создания собственного дидактического материала.

  • Наглядность.
  • Составление отчётов, ведение документации учителя - логопеда в электронном  виде.
  • Использование компьютерных логопедических игр, направленных на коррекцию речевых нарушений и развитие речи детей.

 Использование презентаций позволяет учителю-логопеду привнести эффект наглядности в логопедические занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность показать  в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. В логопедической работе применяются презентации по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи, обучению грамоте; для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации к консультациям для воспитателей, родителей.

Литература

Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Опыт работы учителя-логопеда "Использование инновационных технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ"....

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...