Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда
методическая разработка по теме
Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. Цель моей работы - сохранение здоровья воспитанников посредством использования здоровьесберегающих и инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.88 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда»
Цель: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Слайд 2
Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым
Цель моей работы - сохранение здоровья воспитанников посредством использования здоровьесберегающих и инновационных технологий. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Слайд 3
Дети с речевыми недостатками как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Слайд 4
Особенности физического развития:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений
Особенности психического развития:
нарушения оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Слайд 5
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастик
- су – джок терапия
- самомассаж, точечный массаж
- фонетическая ритмика
- тонирование
Слайд 6
Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата.
Видео 1
Слайд 7
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Слайд 8 фото
Слайд 9
Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Видео 2
Слайд 10
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Видео 3. Видео 4.
Слайд11
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- массаж ушных раковин;
- массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Слайд 12
Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.
Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.
Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены.
Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.
Слайд 13 ФОТО
Слайд 14
Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Например:
«Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
«А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
«И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.
Слайд 15
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками даёт положительные результаты, у учащихся:
- снижается уровен заболеваемости;
- повышается работоспособность, выносливость;
- формируются двигательные умения и навыки;
- развивается общая и мелкая моторика,
- повышается речевая активность.
Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» (народная мудрость).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию: это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью с несформированной произвольностью психических процессов и часто болеющий
Особенности физического развития : нарушение дыхания и голосообразования; нарушения общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; нарушение темпоритмической организации движений
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике : артикуляционная гимнастика дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастик су – джок терапия самомассаж , точечный массаж фонетическая ритмика тонирование
Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов ВИДЕО 1
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника
Пальчиковая гимнастика Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми ВИДЕО 2 ВИДЕО 2А
Су-Джок терапия Оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи ВИДЕО 3 ВИДЕО 4
Самомассаж , точечный самомассаж Способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи
Фонетическая ритмика Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом
Тонирование Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять упражнения
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» (народная мудрость)
Спасибо за внимание! Крепкого здоровья, успехов в работе !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда
В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности....
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда
Доклад на тему: «Использование элементов ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в у...
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадле...
Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда
Значение и способы использования ИКТ в практической работе....
Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.
Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука – это выработка ...
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....