Методическая разработка "Игры с магнитами для детей дошкольного возраста с нарушением зрения по развитию микроориентировки в пространстве"
методическая разработка на тему
Данная работа будет интересна для учителей-дефектологов, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_magnitami_2_master-klass.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание мастер-класса
Тема моего мастер-класса: «Игры с магнитами на развитие ориентировки в пространстве для детей с нарушением зрения».
Цель и задачи мастер-класса:
- Совершенствовать знание педагогов о развитии ориентировки в пространстве.
- Познакомить педагогов с играми с магнитами на развитие ориентировки в пространстве.
- Применение в педагогической практике предложенных игр.
Коррекционная работа и образование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа должна содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах.
Зрительная пространственная ориентировка является для человека одним из основных видов ориентировочной деятельности и включается составной частью в решение практически любых задач.
Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Дошкольники с нарушением зрения отличаются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления, что вызывает трудности ориентировки в пространстве.
Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закреплённого в слове, у ребят создаётся обобщённый образ пространства.
Ориентировка в микропространстве очень важна, требует отдельных методических разработок. Предлагаемые дидактические игры нацелены на ориентировку в микропространстве.
Дидактическая игра «Ловкий рыбак»
Цель. Развитие микроориентировки, зрительного восприятия цвета, умение употреблять в речи термины пространственных направлений (пространственные предлоги и наречия); развивать двигательную координацию – глаз-рука.
Ход игры:
Вариант № 1 – ребенку предлагается с помощью удочки переместить «рыбок» определенного цвета, например желтого, в заданный сектор( левый верхний угол, правый нижний угол и т.п.) Данный вариант может быть использован для развития цветовосприятия и цветоразличения, например вылови рыбок красного цвета, на непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Для усложнения и поддержания интереса ребенка к игре можно на поднос налить воды. Рис.1
Вариант № 2 - ребенку предлагается с помощью удочки переместить «рыбок» определенного цвета, например синего, в заданный сектор( красный, зеленый и т.п.), затем ребенку предлагается озвучить, где находится красный сектор (между синим и голубым), зеленый (в нижнем левом углу, под оранжевым, слева от фиолетого и т.д.) Рис.2
Дидактическая игра «Рисование магнитом»
Цель. Развитие микроориентировки, умение понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия, развитие зрительного внимания, умение действовать по схеме или по словесной инструкции, или самостоятельно. Развитие логики, двигательной координации – глаз-рука, внимания, воображения.
Ход игры: в подносе насыпан мелкий песок или манка, в него погружается металлический бегунок, под подносом фиксируется магнит, с помощь которого ребенок рисует заданный педагогом маршрут( змейка, волнистая линия, прямая) геометрические фигуры по словесной инструкции или по образцу, проговаривая напрвления движения бегунка, а так же может нарисовать картину по собственному замыслу. Рис.3
Дидактическая игра «Магнитный конструктор»
Цель. Развивать ориентировку в микропространстве, закреплять понимание пространственных отношений, употребление пространственных предлогов и наречий, умение действовать самостоятельно согласно схеме, по словесной инструкции.
Изготавливается стол с прозрачной основой - карманом, в который вкладывается игровое поле, разноцветные фишки выполняются из крышек внутри которых два магнита (рис.4) или можно использовать канцелярские цветные магниты разного размера (рис.5) в зависимости от состояния остроты зрения ребенка
Ход игры: ребенку предлагается перемещать магнит из определенной клетки по словесной инструкции или с опорой на образец, затем ребенок озвучивает как он перемещался по игровому полю, например сначала две клетки виз, потом одна клетка вправо и т.д.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель. Развивать ориентировку в микропространстве, закреплять понимание и употребление в речи пространственных предлогов и наречий, развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Изготавливается стол с прозрачной основой - карманом, в который вкладывается игровое поле – лабиринт, один магнит фиксируется на игровом поле, другой под столом с помощью которого ребенок перемещает верхний магнит по игровому полю, проговаривая направление движения. Рис.6,7.
Рефлексия
Название технологии | Развитие ориентировки в пространстве |
Что дает ребенку |
|
Что дает педагогу |
|
Уважаемые коллеги, благодарю Вас за участие в мастер-классе. Надеюсь, что предложенные игры помогут Вам в работе с детьми.
Оценка работы мастер – класса
Я предлагаю оценить свой мастер – класс:
Синий магнит – было не интересно;
Зелёный магнит – неплохо было, но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю;
Жёлтый магнит– понравились игры, хочу применять их в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....
Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения. Данное ...
Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.
Мы исследовали психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. задачей эксперимента было: выявление восприятия этими дет...
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.
Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....
Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности
В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...
Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....