Диагностика речи детей с Синдромом Дауна
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_karta.doc | 71 КБ |
vystuplenie_rabota_2.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно - пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: "вверху", "внизу") ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно - действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
- Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев ("Пальчики здороваются") ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево - вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко - слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук "Р" в слове...)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных
- Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
- Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных (Подушка - подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Предварительный просмотр:
Диагностика речи детей с Синдромом Дауна
Родителям и педагогам, имеющим дело с дошкольниками с синдромом Дауна, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисах дошкольного возраста, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации.Наша задача, как педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна. Как неоднократно упоминалось на нашем предыдущем семинаре, обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). -Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. -Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. - Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. - Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания. Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие: Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы. Логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги. Часть детей овладевает тем, чему их учат, а определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами. Логопедическая диагностика часто не удовлетворяет требованиям практиков – логопедов. Логопедические заключения по- разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи. Синдром Дауна - это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как: 1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью. Итак, давайте рассмотрим индивидуальную карту развития ребёнка с синдромом Дауна. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно детей с Синдромом Двуна рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения. (для дошкольников 5 – 7 лет)
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».
В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна....
Особенности развития речи. Значение поддерживающей коммуникации в формировании речи ребёнка с синдромом Дауна.
Развеиваем мифы о детях с синдромом Дауна. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудня...
Особенности детей с синдромом Дауна влияющие на развитие речи и их преодоление. Учитель- логопед Курусь Елена Николаевна, первая квалификационная категория.
В данной статье рассматриваются основные особенности детей с синдромом Дауна. Педагогические методы и приёмы коррекции занимающие ведущее место среди всех видов работ. Описывается медицинская направле...
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Речь детей с синдромом Дауна
Начиная работу с ребенком с ОВЗ важно помнить, те особенности диагноза и сопутствующие сложности, которые могут встретиться на Вашем пути. Не исключая разные области влияющие на этот процесс: общение ...