Анатомо-физиологические механизмы речи
презентация к уроку на тему

Крылепова Татьяна Владимировна

Презентация для студентов СДО, учителей-логопедов, воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomo-fiziologicheskie_mehanizmy_rechi.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Слайд 2

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Слайд 3

Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического.

Слайд 4

Центральный (регулирующий)

Слайд 5

периферический (исполнительный)

Слайд 6

Речевой аппарат Строение речевого аппарата: 1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо.

Слайд 7

Строение и функции центрального отдела речевого аппарата

Слайд 9

Левое полушарие Правое полушарие 1.Понимание смысла слов. 2.Понимание смысла музыкальных произведений . 3. Понимание общего содержания картин. 4. Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 5. Произвольное запоминание. 6. Формирование понятий о времени, пространстве, причинности. 1. Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 2. Восприятие мелодии. 3. Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 4. Изолированное восприятие объектов. 5. Непроизвольное запоминание. 6. Восприятие пространственных отношений предметов.

Слайд 12

Строение и функции периферического отдела речевого аппарата Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного; голосового (фонаторного); артикуляционного (звукопроизносительного).

Слайд 13

В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции: образование воздушной струи; голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция).

Слайд 14

Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя: грудную клетку с легкими, межрёберные мышцы, мышцы диафрагмы.

Слайд 15

Виды дыхания

Слайд 16

Физиологическое дыхание

Слайд 17

Речевое дыхание выдох намного длиннее вдоха (вне речи они примерно одинаковы); в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании; 3) в момент речи значительно увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза); 4) вдох при речи становится более коротким и более глубоким.

Слайд 18

Голосообразующий аппарат Голосообразующий аппарат: 1—гортань, 2 – глотка, 3 – носоглотка, 4 – полость рта, 5 – полость носа и придаточные пазухи. I, II, III -- позиции голосовых складок при нормальном голосе, при молчании, при шепоте.

Слайд 19

Рис. 11. Уклад голосовых складок: А - при дыхании; Б - при фонации; В - при шепоте.

Слайд 20

Артикуляционный отдел

Слайд 21

Артикуляция согласных Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

Слайд 22

Классификация согласных В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации , иначе говоря — твердость или мягкость

Слайд 25

Артикуляция гласных Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспри­нимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: участия или неучастия губ; степени подъема языка и места подъема языка. признаками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

«Физическая подготовленность и анатомо-физиологические особенности учащихся Лучановской школы в связи с возрастной периодизацией»

В настоящее время всё больше людей осознаёт пагубное влияние на организм так называемой гиподинамии, что означает ограничение двигательной активности, являющейся причиной многих недугов у человека. Ре...

Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...

Статья Лочехиной Е. Ю. Краткие анатомо-физиологические сведения и иннервация мышц речевого аппарата.

Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. Это позволит составить эффективную программу массажа и обеспечит ее пр...

Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста.

.Развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет. При работе с подросткам...