Статья Лочехиной Е. Ю. Краткие анатомо-физиологические сведения и иннервация мышц речевого аппарата.
статья ( класс) на тему

Лочехина Евгения Юрьевна

 Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. Это позволит составить эффективную программу массажа и обеспечит ее правильное выполнение. В данной статье описываются анатомия и  физиология мышц, участвующих в речевом акте, нервов, иннервирующих эти мышцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья учителя-логопеда ГДБОУ № 28 Московского района г. Санкт-Петербурга Лочехиной Е. Ю.

Краткие анатомо-физиологические сведения и иннервация мышц речевого аппарата

 Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. Это позволит составить эффективную программу массажа и обеспечит ее правильное выполнение. В данной статье описываются анатомия и  физиология мышц, участвующих в речевом акте, перечисляются нервы, иннервирующие эти мышцы.

В иннервации мышц речевого аппарата участвуют следующие нервы: тройничный (V пара), лицевой (VII пара), языкоглоточный (IX  пара),  блуждающий (X пара), подъязычный (XII пара).

V Тройничный – смешанный, образует три ветви:

Глазничный нерв отвечает за чувствительную иннервация кожи лба, передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла глаза, спинки носа, глазного яблока, слизистой оболочки верхней носовой полости.

Верхнечелюстной нерв (чувствительный)  иннервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щеки, верхней губы, верхней челюсти и ее зубов, слизистой оболочки нижней части носовой полости.

Нижнечелюстной (смешанный)  нерв отвечает за чувствительную иннервацию кожи нижней части щеки, нижней губы, а также нижней челюсти, ее зубы, подбородка, слизистой оболочки щек, нижней части ротовой полости и языка. Этот нерв также участвует в произвольных движениях нижней челюсти иннервирует жевательные мышцы.

Тройничный нерв иннервирует следующие мышцы:

1.Жевательные мышцы. Начинаются от нижнего края скуловой дуги и прикрепляется к наружной поверхности угла нижней челюсти. Поднимает нижнюю челюсть.

2.Височные мышцы. Веерообразно  расположенные пучки каждой, соединяясь, проходят кнутри от скуловой дуги и прикрепляются к нижней челюсти. Поднимают нижнюю челюсть и тянут ее назад.

3.Крыловидные мышцы (медиальные и латеральные). В акте говорения в большей степени участвуют латеральные крыловидные мышцы. Каждая при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в сторону (левая – вправо, правая – влево). При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед.

Чтобы узнать функциональность этих мышц, положите пальцы обеих рук на область жевательных и височных мышц ребенка и попросить его «пожевать». На пораженной стороне жевательные мышцы напрягаются слабее. Визуально отмечается отклонение нижней челюсти при открывании рта. Снижение функции этих нервов влечет за собой вялость мышц челюсти, вследствие чего рот у ребенка широко не открывается, губы плотно не смыкаются, он медленно пережевывает пищу.

         VII  Лицевой – двигательный, образуется верхними и нижними ветвями. Отвечают за двигательную иннервацию основной мускулатуры лица и мышц ушных раковин. Иннервируют следующие мышцы:

1.Мышца гордецов. Образует поперечные складки над переносицей.

2.Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа. Проходят от лобного отростка верхней челюсти к крылу носа и верхней губе (прикрыта мышцами, поднимающими верхнюю губу и угол рта).

3.Щечные мышцы. Каждая начинается на внутренней поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти и идет к углу рта, оттягивая угол рта латерально – в сторону (в улыбке).

4. Мышцы, поднимающие углы рта. Каждая начинается под мышцей, поднимающей верхнюю губу, и, распространяясь вниз, входит в круговую мышцу рта у его угла.

5.Малые скуловые мышцы. Каждая идет от нижнего края скуловой кости до верхней губы. Проходит под мышцей, поднимающей верхнюю губу и угол рта. Вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивает угол рта латерально.

6. Большие скуловые мышцы. Каждая начинается от скуловой кости, латеральнее малой скуловой кости, и под щечной мышцей следует к углу рта, вплетаясь в его круговую мышцу, преимущественно нижней губы. Оттягивает угол рта латерально.

7.Мышцы, опускающие нижнюю губу и латеральные углы рта. Каждая начинается отнижнего края нижней челюсти и прикрепляется к углу рта и нижней губе, вплетаясь в круговую мышцу рта.

8.Мышцы, опускающие углы рта. Каждая начинается от передней поверхности нижней челюсти и следует к углу рта. расположена под мышцей, опускающей нижнюю губу и угол рта.

9.Круговая мышца рта. Расположена вокруг ротового отверстия. В нее вплетаются другие мышцы. Закрывает рот.

         Двигательные пробы для мышц, иннервируемых верхними ветвями лицевого нерва:

1.Поднять и нахмурить брови (в норме складки выражены равномерно, а брови смещены к средней линии).

2. Закрыть, а затем зажмурить глаза (в норме закрываются и зажмуриваются равномерно).

3. Закрывать и открывать глаза поочередно (левый глаз открыт – правый закрыт, затем наоборот).

Чтобы определить сохранность мышц, которые иннервируются нижними ветвями лицевого нерва предлагаются следующие пробы:

  1. Оскалить зубы
  2. Надуть щеки
  3. Посвистеть («задуть свечу»)

В области периферического пареза очевидно сглаживание носогубной складки, рот перетянут в противоположную (здоровую) сторону. При надувании щек на пораженной стороне щека «парусит» (менее напряжена).

IX  Языкоглоточный нерв совместно с X Блуждающим (оба смешанные) обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию мышц глотки (при актах глотания и чихания, кашлевом и рвотных рефлексах), гортани и надгортанника, мягкого неба (при фонации). Отвечают за двигательную иннервацию поперечно-полосатых мышц мягкого неба, сжимателей глотки, всех мышц гортани. Двигательные волокна  языкоглоточного нерва самостоятельно иннервируют шилоглоточную мышцу, а двигательные волокна блуждающего нерва – мышцы мягкого неба и голосовых связок.

 Чтобы определить характер сокращения мышц мягкого неба, ребенка просят произнести звук Э. Сначала медленно, затем несколько раз отрывисто, широко открыв рот, как при произнесении звука А.

Если поражения нервов мягкого неба нет, то маленький язычок несколько поднимается наверх.

Поражение языкоглоточного нерва проявляется слегка заметными расстройствами глотания. Также проверяется наличие носового оттенка речи.

XI Добавочный нерв – двигательный. Он иннервирует груинно-ключично-сосцевидную мышцу, а также мышцы задней части шеи, в частности, трапециевидную мышцу.

XII Подъязычный нерв (двигательный), проходя под задней частью двубрюшной и шилоподъязычной мышцы, иннервирует подподъязычные мышцы языка, собственные мышцы языка, а также его скелетные мышцы.

Скелетные мышцы языка:

1.Подбородочно-язычная мышца. Начинается от подбородочной кости. Пучки мышцы, веерообразно расходясь, следуют к слизистой оболочке языка на всем ее протяжении. Тянет язык кпереди и вниз.

2.Шилоязычная мышца. Идет от шиловидного отростка косо вниз, вперед и внутрь, прилежит к боковой поверхности корня языка. Верхний пучок мышцы направляется вдоль бокового края языка к его верхушке. Тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.

3.Подъязычно-язычная мышца. Начинается от подъязычной кости. Пучки мышцы направляются кверху и вперед к боковому краю корня и тела языка, где, проходя между другими мышцами, достигают верхушки (кончика) языка. Тянет язык назад и вниз.

4. Хрящеязычная мышца. Начинается от подъязычной кости и вплетается в область спинки языка. Тянет язык назад и вниз.

Собственные мышцы языка:

1.Нижняя продольная. Начинается от слизистой оболочки корня языка и идет прямо к его верхушке, где заканчивается на нижней поверхности. Укорачивает язык.

2. Верхняя продольная. Начинается тремя пучками, которые, сходясь, идут непосредственно под слизистой оболочкой языка до его верхушки. Сгибают, укорачивают и поднимают вверх верхушку языка.

3. Поперечная. Расположена на всем протяжении языка. Состоит из отдельных поперечно идущих мышечных пучков (от перегородки, проходящей по центру языка на всем его протяжении, и отчасти проходя сквозь нее) и заканчивается в слизистой оболочке краев и спинки языка. Уменьшает поперечный диаметр языка.

4. Вертикальная мышца. Ее короткие мышечные пучки располагаются в свободной части языка между его спинкой и нижней поверхностью. Уплощает язык.

Поражение подъязычного нерва или его ядра в стволе головного мозга проявляется как периферический парез соответствующей половины языка. При парезе наблюдается атрофия мышц языка (истончение его паретичной половины), гипотония (язык тонкий, распластанный, удлиненный), отклонение языка при высовывании изо рта в сторону пареза, фибриллярные подергивания. Движения в пораженную сторону ограниченны или невозможны (дизартрия).

При нарушении иннервации поперечно-полосатых мышц – язык не может высовываться изо рта вперед. При одностороннем поражении подъязычного нерва кончик языка девиирует в сторону пораженного нерва (мышца, выдвигая язык вперед, отклоняет его в пораженную сторону).

При одностороннем парезе подъязычного нерва в речи присутствует замедленность (дизартрия). При двустороннем поражении – глоссоплегия и анартрия, при этом затруднен прием твердой и жидкой пищи.

Все вышеперечисленные мышцы представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую воспроизведение речи. Таким образом, логопедический массаж обязательно должен охватывать все вышеперечисленные области даже в случаях, когда поражение диагностируется на локальном участке.


Используемая литература:

1. Анатомия человека. В двух томах./под ред. М. Р. Сапина. – М.: Медицина, 2001.

2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии: Методическое пособие. – М.: Астрель, 2008.

3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие. – Спб: Детство-Пресс, 2010 г.

4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии: учеб. пособие для студ. – М.: Секачев, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Упражнения на развитие мышц речевого аппарата.

В данном разделе опубликованы упражнения для развития мышц речевого аппарата....

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...