Методическая разработка урока по теме "Вязание на пяти спицах"
методическая разработка по технологии по теме

На уроке учащиеся знакомятся с историей создания носков, с техникой вязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_spits.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вязание на пяти спицах.

Цель: Познакомить учащихся с технологией вязания на пяти спицах. Научить приемам выполнения этапов вязания: пятки, клина, мыска.

Задачи:

  • Образовательная – формирование умений применять полученные знания и умения в выполнении пятки и мыска и способом частичного вязания.
  • Развивающая – умение работать с инструкционной картой.
  • Воспитательная – воспитание интереса к предмету и любви к рукоделию. 

Метод: словесно – наглядный, практический, презентация.

Наглядные пособия:

  • Носки (пятка и мысок способ частичного вязания)
  • Инструкционная карта
  • Схема на доске. 
  • Презентация «Вязание на 5 спицах. Носки».

Оборудование:

  • Комплект из 5 спиц.
  • Шерстяная пряжа
  • Схема 

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Связь предыдущего материала с предстоящим уроком.
  3. Изложение нового материала.
  4. Практическая работа “Оформление пятки способом частичного вязания”.
  5.  Заключительная часть урока

1. Организационная часть урока: (5 минут).

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.

2. Вопросы для повторения

Какие инструменты необходимы для изготовления носков?

Как правильно выполнить подбор спиц?

 Правила безопасной работы со спицами.

Какая техника вязания используется при изготовлении чулочно-носочных изделий.

3. Изложение нового материала. Презентация «Вязание на 5 спицах. Носки».

История создания носков

Вязание является одним из самых старинных видов декоративно прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязанные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь. Похожую на нашу пляжную.

В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. Попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли и их свита.

В Испании вязаные чулки получили признание только в XVI в., и английский король Генрих VIII получил в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. В те времена, как правило, вязанием занимались мужчины , а не женщины.

В 1589 г. Гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, т.к. чулки связанные на этой машине, показались ей толще, сшитых из шелка. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.

В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину., вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязаные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

Техника изготовления

11 слайд

  • Все наши носки и гольфы связаны по одним правилам, с помощью которых вы быстро приобретете необходимые навыки и сможете перейти к более сложным узорам

12 слайд

  • Что где находится у носка
  • а = резинка;
  • Ь = верхняя часть носка;
  • с = стенка пятки;
  • d= пятка;
  • е = клин подъема стопы;
  • f= нижняя часть носка;
  • g= мысок

13 слайд

  • Носок должен плотно облегать ногу, не стягивая ее, иначе он будет плохо греть и быстро рваться.
  • Из грубой шерсти можно вязать носки для спорта, а из тонкой домашние или нарядные.
  • Расчет петель для носка производится по контрольному образцу основного узора.
  • Для образца набирают 10 петель.
  •  Измерьте объем ноги у щиколотки.
  • Подсчитайте число петель, необходимое для начала работы.
  • Если количество петель не будет кратным 4-м, округлите число в большую или меньшую сторону.

14 слайд

  • Определив количество петель начального ряда, наберите их на 2 спицы, затем одну спицу удалите и, провязывая петли, равномерно распределите их на 4 спицы.
  • Верхняя часть носка вяжется по кругу. Переход от ряда к ряду проходит по задней линии середины между 4-й и 1-й спицами. Это место легко узнать по свисающей нити наборного края.

15 слайд

  • Чтобы замкнуть петли 1-го р. в кольцо, продвиньте 4-ю спицу к 1 -й и провяжите петли 1 -й спицы резинкой.
  • При переходе от ряда к ряду нить натяните и   1-ю п. провяжите плотно, чтобы в промежутке между петлями соседних спиц не образовалось слишком большое отверстие.

16 слайд

  • Связав верхнюю часть носка желаемой длины, половину петель временно оставить (петли 2-й и 3-й спиц) и продолжить вязание рядами в прямом и обратном направлениях на петлях 1 -й и 4-й спиц.
  • Для этого переведите соответствующие петли на одну спицу.

17 слайд

  • Связав для стенки пятки необходимое количество рядов, начать вязание нижней части пятки. Для этого петли разделить на 3 части,
  •  В следующем лицевом ряду провязать лицевыми боковые петли и петли средней части.
  • Последнюю петлю средней части снять, как при лицевом вязании, следующую петлю боковой части провязать лицевой и протянуть через нее снятую петлю средней части. Повернуть.
  • 1 -ю п. средней части снять, как при изнаночном вязании, нить протянуть перед петлей и провязать петли средней части, за исключением последней, изнаночными. Последнюю петлю средней части и следующую петлю боковой части провязать вместе изнаночной. Повернуть.
  • 1 -ю п. средней части снять, как изнаночную, нить протянуть за петлей и провязать петли средней части, за исключением последней, лицевыми.
  • Эти убавки повторять до тех пор, пока не будут использованы все боковые петли и в работе не останутся только средние петли.

18 слайд

  • Вновь вязать на всех петлях лицевыми по кругу. Для этого провязать петли нижней части пятки, при этом распределить их равномерно на 2 спицы (= 4-я и 1 -я спицы).
  • Затем 1 -й спицей набрать из каждой кромочной по боковому краю стенки пятки по 1 п. (1 п. на участке 2-х р.) и из протяжки между 1-й и 2-й спицами вывязать 1 лиц. скрещенную петлю. Затем провязать петли 2-й и 3-й спиц (верхняя часть стопы), из протяжки между 3-й и 4-й спицами вывязать 1 лиц. скрещенную петлю.
  •  Из кромочных по второму боковому краю стенки пятки набрать по 1 п. Провязать оставшиеся петли до задней линии середины.
  • В результате на 1 -й и 4-й спицах больше петель, чем на 2-й и 3-й спицах.

19слайд

  • Для придания носку соответствующей формы необходимо убавить петли до их первоначального количества до начала вязания пятки.
  • Сначала выполнить 2 р. на всех имеющихся петлях.
  • В следующем ряду 2-ю и 3-ю п. 1-й спицы провязать вместе лицевой, последнюю петлю провязать лицевой; на 4-й спице 1-ю п. провязать лицевой и две следующие петли с наклоном влево (1 п. снять, как при лицевом вязании, следующую петлю провязать лицевой и протянуть через нее снятую петлю).
  • Эти убавки повторять в каждом 3-м р. до тех пор, пока на каждой из 4-х спиц вновь не окажется петель столько, как перед началом вязания пятки.

20 слайд

  • На уменьшенном до первоначального количества петлях вязать до начала мыска лицевой гладью.
  • Для упрощения подсчета рядов для вязания 2-го носка в каждом 5-м р. последнюю петлю 1-й спицы и первую петлю 4-й спицы можно провязывать изнаночными или каждый раз отмечать контрастной нитью.
  • Закончив прямую часть стопы, приступить к формированию мыска.

21 слайд

  • Мысок носка по желанию можно выполнить и контрастной нитью. На мыске с боковыми убавками формируются рельефные дорожки в виде сходящихся узких ленточек: на 1 -й и 2-й спицах находится по одинаковому количеству петель одной дорожки, на 3-й и 4-й спицах петли второй дорожки распределяются так же.
  • Для убавок на 1 -й и 3-й спицах надо вязать, оставив в конце по 3 п., следующие 2 п. провязать вместе лицевой и последнюю лицевой.
  • На 2-й и 4-й спицах 1 -ю п. провязать лицевой, 2 следующие петли провязать с наклоном влево (см."Клин подъема стопы"). Таким образом, в каждом ряду убавляется по 4 п.
  • Убавки выполняются в определенном ритме, в 4-м, 3-м и 2-м р. и затем в каждом ряду до тех пор пока на спицах не останется 8 п.
  • Эти петли стянуть двойной нитью, носок вывернуть, нить вывести на изнаночную сторону и прочно закрепить. Оставшиеся петли боковых дорожек можно также сшить швом "петля в петлю" с лицевой стороны изделия.

22 слайд

Чтобы при вязании на чулочных спицах по кругу при переходе от одной спицы к другой не образовывались вытянутые петли, две первые петли с новой спицы следует провязать как можно плотнее: расположите спицу с провязанными петлями так, чтобы ее конец находился над следующей спицей, и в таком положении провяжите две следующие петли. Для этого придержите ее вместе с новой спицей большим и указательным пальцами.

23 слайд

Для вязания носков лучше всего выбрать прочную пряжу особой отделки, допускающую машинную стирку. Она не сваляется, а изделие сохранит первоначальную форму даже после многократных стирок. Кроме того, такие "критические" участки, как пятки и мыски, следует "усилить" прочной нитью, добавленной к основной пряже — тогда носки прослужат вам дольше

4.Практическая работа “Оформление пятки способом частичного вязания”. Инструктаж по технике безопасности (10 минут).

При выполнении практической работы используйте инструкционные карты.

1задание. Свяжите образец из 10 петель кулирной глади и рассчитайте плотность вязания.

2 задание. Рассчитайте размер носка.

3 задание. По обхвату щиколотки выполните расчет необходимого количества петель.

4 задание. Приступить к поэтапному изготовлению носка.

5. Заключительная часть урока

  1. Закрепить пройденный материал беседой с учащимися.
  2. Подвести итоги урока.
  3. Отметить лучших учащихся.
  4. Объявить оценки.
  5. Дать задание на дом. Закончить вязание пятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме: "Вязание по кругу"

Методическая разработка урока по технологии в 7 классе /4 четверть/ "Вязание по кругу" состоит из конспекта занятия, тестовых заданий с ключом,  схем вязания и листа самооценки. Особенность данно...

презентация к уроку по теме: "Вязание на пяти спицах"

В презентации отражена история зарождения вязания носков, поэтапное выполнение работы....

Методическая разработка занятия по теме "Вязание овала"

Данная методическая разработка занятия по теме  "Вязание овала"  будет  интересна   педагогам  дополнительного образования.  К ней прилагается презентация "Вязание ...

Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления

Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления...

Методическая разработка урока по альтернативному чтению для пятого класса "Особый ребенок"

Разработка представлена для педогогов, реализующих программы обучения  детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью....