рабочая программа по обществознанию 8-9 кл. для школы VIII вида
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Пояснительная записка составлена на основе программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией Воронковой. Учтены требования к составлению рабочей программы в соответствии с ФГОС для школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №13»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического объединения на заседании педагогического совета
учителей старших классов протокол №1 от .08.2015г.
протокол №1 от .08.2015г. приказ № от 2015г.
руководитель МО директор МКС(К)ОУ
___________ Фахрутдинова Л.И. «С(К)ОШ – И VIII вида №13» _____________Архипкин В.М.
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
( 8 – 9 классы)
Составитель:
Жин О..В., учитель истории
Юрга 2015
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Обществознание» составлена на основе:
- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29 – 2065 – п)
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.
- Учебного плана Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 13» на 2015 – 2016 учебный год.
Целью данного курса является — создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи данного курса:
- воспитывать гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам;
- освоить на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Настоящий курс «Обществознание» предназначен для воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники познакомятся с современной политической жизнью страны, получат основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В рабочей программе основными принципами являются:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основные типы учебных занятий:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Комбинированный урок
Виды и формы организации учебного процесса
Индивидуальная с учетом дифференцированного подхода к обучающемуся;
групповая;
коллективная.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении предмета «Обществознание» является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание» учебного плана МКС(ОУ) «С(К)ОШ-И VIII вида №13» и изучается в 8 - 9 классах.
Рабочая программа рассчитана в 8 классе на 34 ч, 1 ч в неделю, 34 учебные недели
Рабочая программа рассчитана в 9 классе на 34 ч, 1 ч в неделю, 34 учебные недели
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В ходе изучения предмета обучающиеся получат возможность приобрести следующие личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
- временно пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Регулятивные действия:
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться работать по предложенному плану
Коммуникативные действия:
- уметь слышать, слушать и понимать собеседника
- правильно выражать свои мысли в речи
Предметные результаты
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения курса «Обществознание», готовность их применения.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями:
Минимальный уровень:
- знание названия страны, в которой мы живем, государственных символов России;
- представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
- знание о том, что Конституция Российской Федерации является основным законом, по которому мы живем;
- знаний основных прав и обязанностей гражданина РФ;
- умение (с помощью педагога) написать заявление, расписку, оформлять стандартные бланки
Достаточный уровень:
- знание, что такое мораль, право, государство, Конституция, кто такой гражданин;
- представление о правонарушениях, и видах правовой ответственности;
- знание, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ;
- знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
- знание основных терминов (понятий) и их определений;
- умение написать заявление, расписку, просьбу, ходатайство;
- умение оформлять стандартные бланки;
- умение обращаться в соответствующие правовые учреждения;
- умение проводить поиск информации в разных источниках.
5. Содержание учебного предмета
В содержании учебного материала выделены основные блоки:
8 класс
- Введение 1 часа
Кто такой гражданин?
- Государство, право, мораль 19 часов
Что такое государство? Основные принципы правового государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность. Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль?. Основные нормы морали. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека. Нравственная основа права. Правовая культура.
- Конституция Российской Федерации 14 часов
Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации
9 класс
- Повторение 2 часа
- Права и обязанности гражданина России 32 часов
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в РФ.
Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
8 класс
№ | Тема | Количество часов по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Введение | 1 | Постановка цели, выявление и формулировка проблемы, коллективное обсуждение предложенное учителем или возникающее в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. |
2. | Государство, право, мораль | 19 | Работа с раздаточным материалом. Знакомство с новым материалом. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Анализ таблиц, схем Составление схем, сравнительных таблий Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы С помощью учителя: Планирование последовательности практических действий; осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. |
3. | Конституция Российской Федерации | 14 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного |
№ | Тема | Количество часов по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Повторение | 2 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Отработка картографических навыков. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. |
2 | Права и обязанности гражданина России | 32 | Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Самопроверка и взаимопроверка Анализ таблиц, схем, Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Обобщение усвоенного на уроке. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения |
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература для учителя
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы: В 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.
- Н.Н. Гавриленко Обществоведение. 8 класс: система уроков по программе В.В. Воронковой Волгоград: учитель, 2014
- А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова Обществознание М.: Русское слово, 2009
- Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 5 класс М.: Вако. 2014
- Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 6 класс М.: Вако. 2014
- Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 7 класс М.: Вако. 2013
- Трудовой кодекс М.: 2009
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Новосибирск, 2007
- Федеральный закон об общем числе мировых судей Новосибирск, 2007
- Правила дорожного движения
- Семейный кодекс Новосибирск, 2007
- Жилищный кодекс Новосибирск, 2007
- Земельный кодекс Новосибирск, 2007
- Уголовно-процессуальный кодекс Новосибирск, 2007
- А.В. Хорошенкова Основы права Издательство «Панорама», 2006
- Государственная символика Российской Федерации М.: изд. «Экзамен», 2003
- Словарь ювенальных терминов
- В.О. Мушинский «Обществознание» М.;2000
- Обществознание Поурочные разработки 9 класс Волгоград
Мультимедийные средства
- Обществознание Большая детская энциклопедия, 2009
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
8. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Обществознание» выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида
пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...