Лепка игрушки по мотивам народных образцов.Барыня- франтиха.
план-конспект на тему
Знакомство с народными промыслами на основе глиняной игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :«Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Барыня - франтиха».
- познакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка -формировать художественно-творческую активность, интерес к истокам русской культуры;
-создать атмосферу увлекательного эстетического познания;
-воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа;
Коррекционно-развивающая цель:
- развивать самостоятельность .воспитывать аккуратность и творческое воображение
модели глиняных дымковских игрушек; плетеная корзина; раздаточный материал:
«Дымковская игрушка» , трафареты «Барыня - франтиха»; готовое солёное тесто, стеки, скалки, картон, русские народные мелодии, слайды.
Звучит русская народная мелодия, под которую дети заходят в мастерскую. На столе учителя стоит плетеная корзина, покрытая нарядным расшитым рушником.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие.
Давайте проверим, готовы вы начать работу.
У каждого на столе должны быть:
- стеки;
- картон;
- тряпочки
II.Вводная беседа.
- Вы, наверное, заметили, что началось сегодня занятие нашего кружка со звучания русской народной мелодии. И как вы понимаете - это не случайно. Давайте прочитаем слова, написанные на доске/чтение детьми/
- К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать” (слайд №2)
- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
- На протяжении двух занятий мы будем продолжать знакомиться с одним из народных промыслов.
- Чтобы понять, с каким, нам достаточно заглянуть в эту чудо - корзину, сделанную руками народного мастера - умельца.
- Давайте подумаем, чем может быть наполнена эта корзина? /ответы детей/
1 вариант - Открою вам тайну «чудо - корзины». Она наполнена игрушками!
2 вариант:
- Молодцы! Действительно, «чудо-корзина» наполнена игрушками.
- Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы, т.е. речь пойдет об игрушечном промысле.
- Давайте заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости.
Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).
Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост - Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок? Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк) Заплелись густые травы, Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это... (поросенок)
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь), (игрушки раздаются детям на столы).
- Назовите, пожалуйста, материал, из которого они изготовлены?/глина/
- Правильно - это глиняные игрушки.
-Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной? (слайд №3) /словарь/
- Посмотрите внимательно еще раз на игрушки, на демонстрационные картинки, которые у каждого на столах, и назовите промысел, о котором пойдет речь /ответы детей/.
- Это «дымковская игрушка.
«Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные.»
-«Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими
нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают цветочные букеты, няни хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев! (слайд№4).
- А почему такое интересное название, почему же игрушки Дымковские? (По месту
их рождения - они из слободы Дымково) \
-Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода, расположенная берегу реки Вятки, вся будто в дымке, поэтому и назвали ее Дымково, а игрушку Дымковской.
- ''Дымка», так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:
“Глазам - радость, душе - отрада!
-А сейчас, давайте познакомимся с главной героиней нашего занятия. Для этого я предлагаю вам отправиться в слободу Дымково. Здесь в руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку (слайд №6)
-Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым - бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи и потом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка - конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня - это символ материнства и плодородия.
- Все догадались, что на протяжении двух занятий главной героиней у нас будет дымковская барышня. Все внимание ей, все комплименты ей!
Посмотрите вы на доску и скажите, какая же это барышня, если коромысло на плечах и ведра полные воды. Это самая настоящая барышня, и в этом нас убедит следующая история.
Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест. Возможно наша водоноска - самая настоящая барышня.
- Так как мы с вами глины не запасли, я предлагаю вам сегодня изготовить лепные фигурки барыни франтихи из соленого теста, а на следующем занятии расписать заготовки барыни модницы, создав ей неповторимый, необычайно красочный наряд, в стиле «Дымково».
IV.Физ.минутка(. Звучат народные мелодии)
-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил и поиграем в хорошо известную вам народную игру «Ручеек», игру наших прабабушек и прадедушек.
Заготовить материал заранее и раздать тесто детям. Тогда им останется изготовить лепные фигурки
Делаем лепные фигурки «барыни - франтихи»:
Раскатываем тесто толщиной 1 см;
- накладываем трафарет (дети выбирают трафареты на столе педагога);
-вырезаем при помощи стеки фигурку «барыни - франтихи», лепим оборочки на одежду, «золотник», т.е. у каждого получается своя неповторимая фигурка;
-кладем сушить в отведенное педагогом место (не на батареи, так как тесто покоробится и фигурки будут неровные).
(Учитель работает вместе с детьми, изготавливая большую лепную фигурку для росписи).
( Слайд №8.) Во время работы звучит народная музыка, что создает особый эмоциональный настрой. Создавая лепные фигурки, дети с удовольствием поют русские народные песни, с которыми знакомились на уроках музыки. Например «Во поле береза стояла...» и др.
-А сейчас я вновь предлагаю вам поиграть.
-Станем в круг. Игра «Передай другому».
Правила игры просты: пока звучит музыка, вы передаете друг другу главную героиню занятия - «дымковскую барышню». Музыка замолкает и тот, у кого в руках наша глиняная игрушка, должен ответить на мой вопрос.
С каким промыслом мы сегодня продолжили знакомиться?
Как ласково называют «дымковскую игрушку»?
Какие еще народные промыслы занимаются изготовлением игрушек?
Что нового ты узнал сегодня на занятии?
Чему научился сегодня на занятии?
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.
- Молодцы! Потрудились на славу! Давайте приведем в порядок рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс лепка из соленого теста народной куклы "Jаражай"
Это мастер - класс по созданию (алтаской) народной куклы.Поэтапное описание выполнения лепки из соленого теста....

Конспект творческого урока: "Лепка коня по мотивам "Дымковской игрушки"
Эту разработку можно использовать не только на уроках технологии в 5-м классе, но и на занятиях кружка....

Конспект урока по технологии 3 класс «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»
Конспект урока по технологии 3 класс «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»...

Разработка уроков на тему "Лепка игрушки-сувенира "Чувашка"
Реализация национально-регионального компонента на уроках ИЗО, на кружках лепки из глины через ознакомление детей с чувашским национальным женским костюмом, орнаментом и изготовление...

Презентации к циклу уроков "Лепка игрушки-сувенира "Чувашка"
На тему «Лепка игрушки-сувенира «Чувашка» отводится 5 уроков по 45 минут. Первый урок – ознакомительный «Красота чувашского национального костю...
Роспись игрушки по мотивам дымковских мастеров
Методическая разработка данного занятия в ОДОД рекомендована для учащихся 7-8 лет. Разработка рекомндована городским методистом к тиражированию. В ней предлагается последовательность и особенности рос...
Занятие кружка. Лепка игрушки «Няня с младенцем».
На занятии дети знакомятся с творчеством дымковских мастеров, с художественными традиций России. Учащиеся учатся передавать образы народной игрушки в лепке. Закрепляют уме...