Роспись игрушки по мотивам дымковских мастеров
методическая разработка (5 класс)

Методическая разработка данного занятия в ОДОД рекомендована для учащихся 7-8 лет. Разработка рекомндована городским методистом к тиражированию. В ней предлагается последовательность и особенности росписи птенчика по мотивам народной дымковской игрушки Кировской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   Лицей № 369 Красносельского района

                            Образовательная программа

                       « Дымковская  глиняная  игрушка»

Тема занятия «Роспись Дымковской игрушки     птенчика»

( для учащихся 1 года обучения)

Автор:  педагог отделения дополнительного образования

Соколова  Елена  Ивановна

                                                     2019 год

         

      Конспект занятия в студии « Дымковская глиняная игрушка»

                          по теме «Роспись маленького птенчика»

Технология занятия: игровая

Тип занятия: Применения полученных знаний и умений на практике.

Форма организации учебного занятия: занятие - путешествие в мир  дымковской народной игрушки, изображение птиц в народных промыслах, птицы в живой природе, домашняя птица, как вылепить птенца.

Цель занятия:   научить учащихся выполнять элементы дымковской росписи в серии

« птицы»

Задачи занятия:

1. Образовательная:

  • углубить знания учащихся в росписи дымковских птиц на примере росписи птенчика
  • познакомить детей с отличительными чертами  росписи дымковской игрушки – птенчика
  • учить видеть и передавать характерные особенности росписи

2. Воспитательная:

  • прививать интерес к изобразительному искусству;
  • воспитывать любовь к прекрасному;
  • уважение к творческому наследию русских мастеров
  • воспитывать  любовь и интерес к народной игрушке;
  • воспитывать  бережное отношение к птицам, желание подкармливать их, ухаживать, наблюдать.
  • терпеливое отношение к выполняемой работе;
  • умение находить красоту в окружающем мире;
  • уважительное  отношение к учебно-творческой работе товарищей;
  • воспитывать навыки конструктивного взаимодействия в группе;
  • воспитывать чувство толерантности;
  • воспитывать чувство патриотизма на основе знакомства с одним из русских народных промыслов.

3. Развивающая:

  • развивать умение учащихся составлять орнамент из элементов дымковской росписи
  • развивать художественно-эстетический вкус учащихся,
  • развивать навыки рисования кистью;
  • развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.
  • развивать творческие способности, мышление, воображение учащихся;
  • развивать творческую мотивацию, стремление к совершенству в творческой деятельности;
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать общекультурный кругозор.

УУД (универсальные учебные действия).

Предметные – познакомиться с образами росписи  птиц  в дымковской глиняной игрушке.

Личностные – ответственно относиться к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности.

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы;

Оборудование для педагога.

Образцы птиц: петушки, индюки, птички – работы мастеров, работы педагога и учащихся.

Наглядный материал с изображением дымковских птиц.

Презентация, выполненная педагогом «Роспись маленькой птички» с музыкальным сопровождением – пение птиц, щебет домашней птицы, звуки игрушек – свистулек.

Оборудование для учащегося:

Доска, стеки, стакан с водой, гуашь (темпера ,акрил)  кисти, ушные палочки   

                                                 Ход  занятия

1  Организация  начала  занятия

Проверяем все ли у нас готово к работе. Гуашь (темпера, акриловые краски), стаканчик для воды, кисти, ушные палочки.

2 Сообщение темы и целей

Велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птахи: под Москвой первым прилетает белоносый грач, на севере — серая ворона, в Сибири — галка. Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, — глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки. 

( Включаю на несколько секунд щебетание птиц в живой природе). Где « разговаривают» эти птички?

На улице и в лесу. Правильно. А это чьи голоса? ( Включаю на несколько секунд щебетанье домашней птицы). Где «разговаривают» эти птички? На птичьем дворе. Правильно. А это, что за свист? Это свистят птички – свистульки, сделанные руками народных мастеров. С кем же мы познакомимся на занятии? С птичками. Правильно. В какое время года прилетают птички? Весной птицы вьют гнезда и готовятся выводить птенчиков. Мастерицы из села Дымково лепили и расписывали птенчиков и в росписи этих игрушек появились определенные правила или более правильное название традиции росписи.

Я дамою, вам будет интересно узнать, как расписывали маленьких птенчиков дымковские

мастера!

3 Изложение  нового  материала

Маленькая сценка. За дверью звенит колокольчик, входит девочка в русском костюме. В руках корзина с лепными  птичками.

- Дети, кто-то прискакал к нам на лошадке! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! В руках у нее 2 корзиночки  в одной образцы дымковских птенчиков, работы профессиональных мастеров и вашего педагога. А в другой  птенчики, которых мы слепили на предыдущем занятии

Ученица : Из далекого села я вам птичек принесла, милых, маленьких, красивых, только вывелись у нас, попросились сразу в класс Чудо – птичек распишите, всем нам радость подарите!

Давайте рассмотрим птенчиков и ответим на вопросы

  1. Каким цветом раскрашены птенчики? ( белые или охра) Мы будем придерживаться традиций и оставим нашего птенчика белым (роспись будет по грунту) или выкрасим его цветом охра.

  1. Какие особенности вы заметили в росписи? ( Обсуждение происходит вместе с педагогом).  Глазки – красный кружочек, внутри черная точечка, бровки, как у всех игрушек – черной дугой. Клювик красный с черными перекрещивающимися полосками, проведенными тонкой кисточкой. Эти мастер хотел показать, что птенчик может ротик раскрыть. Две черные точечки на клювике – это обозначено место  в которое попадает воздух и птенчик «дышит». Шапочка на голове – вылепленная или нарисованная красного цвета. Кончик хвостика черный, как у свистулек. Справа и слева на месте крылышек, роспись – большой овал и маленькие кружочки яркого цвета. А на груди большой украшенный  круг.  Этот узор, как щит «охраняет» грудку птички.

А знаете ли вы!? эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в весёлые игрушки 3 раза

  • Первый раз  - ее лепят из глины Так игрушка рождается первый  раз
  • Второй раз  - ее обжигают в печи, она становится звонкой и крепкой ( попробуем постучим кисточкой) Так игрушка рождается второй раз
  • Потом её белят мелом с молоком и расписывают( мы этот этап работы выполняем современной водо – эмульсионной краской)  . Так игрушка рождаются в третий раз.

Кто скажет какой нам сегодня предстоит выполнить этап работы (роспись) – это последний завершающий этап, а значит, самый ответственный. Да, дорогие мои мастера, сейчас мы будем творить чудо!

I   Этап работы   - грунтуем игрушку белой краской.( 4-5 мин). Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей.  Лепили мастера игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг в снегу. И хотелось им сделать игрушку такой же чистой и белой как снег.

Даем игрушке просохнуть, в это время мы совершим небольшое путешествие в мир Дымковской птички

II Этап работы - просмотр презентации

Слайд № 1  Вид искусства, которым мы занимаемся – декоративно – прикладное искусство. Народный промысел – Дымковская  глиняная игрушка

Слайд № 2  Тема занятия. Роспись маленького птенчика.

Слайд № 3. Кто такие птенчики? ( Детки птиц или выводок от слова « выводить»)

Они такие же милые и забавные, как все малыши. Здравствуйте, мы Курочкины птенчики! Как нас зовут? (цыплята).

Слайд № 4  А мы Уточкины  детки! Как нас зовут? (утята) Конечно есть индюшата, гусята, перепелочки и много птенчиков разных птиц)

Слайд № 5  У жителей любой сельской местности нашей страны обязательно был птичий двор. Поэтому мастерицы из села Дымково очень часто создавали композиции питчей семьи или лепили  барынь и кавалеров  с птицами

Слайд № 6.  Курочка с цыплятами в живой природе и в Дымковской игрушке.

Слайд № 7  Утиное семейство в живой природе и в дымковской игрушке.

Слайд  № 8  Барыни – птичницы. Так называли женщин ухаживающих за птицами. Ведь птичий двор был не только в личном хозяйстве, но и в коллективном, так называемые  птицефермы.

Слайд  № 9  А как умиляют всех птенчики вылупившиеся из гнезда. Весной с прилетом птиц, на деревьях мы видим плетеные корзиночки – гнезда. Чуть позже слышим тоненький писк. И в благополучной семье к лету появляются  долгожданные малыши. Природа оживляется нежным щебетанием.

  1. - Ребята это у нас мастерская, светлая , просторная. И всё у нас есть для превращения обычной
  2. - Какие узоры вы видите на игрушках? (клеточки, кружочки, точки, полоски и т.д)
  3. - А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?
  4. Оказывается,  синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца,  дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, точки – это звёзды.
  5. Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? Как они передали вам своё радостное настроение?
  6. - Какие краски используют мастера дымковские мастера? (красные, жёлтые, синие)
  7. - А где искали умельцы узоры?  (в природе, в окружающем)
  8. - Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

             4. Организация  конца  занятия

Выходит девочка – птичница, рассказывает стихотворение

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир

Наша маленькая птичка  готова!!! Поставьте их пожалуйста на  общую доску и полюбуйтесь, какие птенчики вывелись у нас сегодня. Весна на улице, а птички в классе. Давайте послушаем, как они щебечут ( включаю щебетание птиц).

  Предлагаю ребятам убрать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого урока: "Лепка коня по мотивам "Дымковской игрушки"

Эту разработку можно использовать не только на уроках технологии  в 5-м классе, но и на занятиях кружка....

методическая разработка - роспись тарелочки по мотивам мультфильма -Маша и Медведь

Мастер-класс по росписи тарелочки акриловыми красками....

Презентация. Мастер-класс "Роспись игрушки "Дымковский петушок".

Данная презентация является наглядным материалом для детей 11-12 лет с ограниченными возможностями здоровья. Презентация дает краткую информацию о дымковской игрушке как о художественном промысл...

Мастер - класс по изготовлению объемного петушка из соленого теста по мотивам Дымковской игрушки

В мастер - классе показаны все этапы лепки  петушка из соленого теста по мотивам Дымковской игрушки.Также предложен вариант росписи "Петушка"....

Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"

Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....