Роспись игрушки по мотивам дымковских мастеров
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка данного занятия в ОДОД рекомендована для учащихся 7-8 лет. Разработка рекомндована городским методистом к тиражированию. В ней предлагается последовательность и особенности росписи птенчика по мотивам народной дымковской игрушки Кировской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия отделения дополнительного образования "Дымковская игрушка" | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 369 Красносельского района
Образовательная программа
« Дымковская глиняная игрушка»
Тема занятия «Роспись Дымковской игрушки птенчика»
( для учащихся 1 года обучения)
Автор: педагог отделения дополнительного образования
Соколова Елена Ивановна
2019 год
Конспект занятия в студии « Дымковская глиняная игрушка»
по теме «Роспись маленького птенчика»
Технология занятия: игровая
Тип занятия: Применения полученных знаний и умений на практике.
Форма организации учебного занятия: занятие - путешествие в мир дымковской народной игрушки, изображение птиц в народных промыслах, птицы в живой природе, домашняя птица, как вылепить птенца.
Цель занятия: научить учащихся выполнять элементы дымковской росписи в серии
« птицы»
Задачи занятия:
1. Образовательная:
- углубить знания учащихся в росписи дымковских птиц на примере росписи птенчика
- познакомить детей с отличительными чертами росписи дымковской игрушки – птенчика
- учить видеть и передавать характерные особенности росписи
2. Воспитательная:
- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров
- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их, ухаживать, наблюдать.
- терпеливое отношение к выполняемой работе;
- умение находить красоту в окружающем мире;
- уважительное отношение к учебно-творческой работе товарищей;
- воспитывать навыки конструктивного взаимодействия в группе;
- воспитывать чувство толерантности;
- воспитывать чувство патриотизма на основе знакомства с одним из русских народных промыслов.
3. Развивающая:
- развивать умение учащихся составлять орнамент из элементов дымковской росписи
- развивать художественно-эстетический вкус учащихся,
- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.
- развивать творческие способности, мышление, воображение учащихся;
- развивать творческую мотивацию, стремление к совершенству в творческой деятельности;
- развивать внимание и наблюдательность;
- развивать общекультурный кругозор.
УУД (универсальные учебные действия).
Предметные – познакомиться с образами росписи птиц в дымковской глиняной игрушке.
Личностные – ответственно относиться к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.
Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности.
Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы;
Оборудование для педагога.
Образцы птиц: петушки, индюки, птички – работы мастеров, работы педагога и учащихся.
Наглядный материал с изображением дымковских птиц.
Презентация, выполненная педагогом «Роспись маленькой птички» с музыкальным сопровождением – пение птиц, щебет домашней птицы, звуки игрушек – свистулек.
Оборудование для учащегося:
Доска, стеки, стакан с водой, гуашь (темпера ,акрил) кисти, ушные палочки
Ход занятия
1 Организация начала занятия
Проверяем все ли у нас готово к работе. Гуашь (темпера, акриловые краски), стаканчик для воды, кисти, ушные палочки.
2 Сообщение темы и целей
Велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птахи: под Москвой первым прилетает белоносый грач, на севере — серая ворона, в Сибири — галка. Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, — глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки.
( Включаю на несколько секунд щебетание птиц в живой природе). Где « разговаривают» эти птички?
На улице и в лесу. Правильно. А это чьи голоса? ( Включаю на несколько секунд щебетанье домашней птицы). Где «разговаривают» эти птички? На птичьем дворе. Правильно. А это, что за свист? Это свистят птички – свистульки, сделанные руками народных мастеров. С кем же мы познакомимся на занятии? С птичками. Правильно. В какое время года прилетают птички? Весной птицы вьют гнезда и готовятся выводить птенчиков. Мастерицы из села Дымково лепили и расписывали птенчиков и в росписи этих игрушек появились определенные правила или более правильное название традиции росписи.
Я дамою, вам будет интересно узнать, как расписывали маленьких птенчиков дымковские
мастера!
3 Изложение нового материала
Маленькая сценка. За дверью звенит колокольчик, входит девочка в русском костюме. В руках корзина с лепными птичками.
- Дети, кто-то прискакал к нам на лошадке! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! В руках у нее 2 корзиночки в одной образцы дымковских птенчиков, работы профессиональных мастеров и вашего педагога. А в другой птенчики, которых мы слепили на предыдущем занятии
Ученица : Из далекого села я вам птичек принесла, милых, маленьких, красивых, только вывелись у нас, попросились сразу в класс Чудо – птичек распишите, всем нам радость подарите!
Давайте рассмотрим птенчиков и ответим на вопросы
- Каким цветом раскрашены птенчики? ( белые или охра) Мы будем придерживаться традиций и оставим нашего птенчика белым (роспись будет по грунту) или выкрасим его цветом охра.
- Какие особенности вы заметили в росписи? ( Обсуждение происходит вместе с педагогом). Глазки – красный кружочек, внутри черная точечка, бровки, как у всех игрушек – черной дугой. Клювик красный с черными перекрещивающимися полосками, проведенными тонкой кисточкой. Эти мастер хотел показать, что птенчик может ротик раскрыть. Две черные точечки на клювике – это обозначено место в которое попадает воздух и птенчик «дышит». Шапочка на голове – вылепленная или нарисованная красного цвета. Кончик хвостика черный, как у свистулек. Справа и слева на месте крылышек, роспись – большой овал и маленькие кружочки яркого цвета. А на груди большой украшенный круг. Этот узор, как щит «охраняет» грудку птички.
А знаете ли вы!? эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в весёлые игрушки 3 раза
- Первый раз - ее лепят из глины Так игрушка рождается первый раз
- Второй раз - ее обжигают в печи, она становится звонкой и крепкой ( попробуем постучим кисточкой) Так игрушка рождается второй раз
- Потом её белят мелом с молоком и расписывают( мы этот этап работы выполняем современной водо – эмульсионной краской) . Так игрушка рождаются в третий раз.
Кто скажет какой нам сегодня предстоит выполнить этап работы (роспись) – это последний завершающий этап, а значит, самый ответственный. Да, дорогие мои мастера, сейчас мы будем творить чудо!
I Этап работы - грунтуем игрушку белой краской.( 4-5 мин). Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили мастера игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг в снегу. И хотелось им сделать игрушку такой же чистой и белой как снег.
Даем игрушке просохнуть, в это время мы совершим небольшое путешествие в мир Дымковской птички
II Этап работы - просмотр презентации
Слайд № 1 Вид искусства, которым мы занимаемся – декоративно – прикладное искусство. Народный промысел – Дымковская глиняная игрушка
Слайд № 2 Тема занятия. Роспись маленького птенчика.
Слайд № 3. Кто такие птенчики? ( Детки птиц или выводок от слова « выводить»)
Они такие же милые и забавные, как все малыши. Здравствуйте, мы Курочкины птенчики! Как нас зовут? (цыплята).
Слайд № 4 А мы Уточкины детки! Как нас зовут? (утята) Конечно есть индюшата, гусята, перепелочки и много птенчиков разных птиц)
Слайд № 5 У жителей любой сельской местности нашей страны обязательно был птичий двор. Поэтому мастерицы из села Дымково очень часто создавали композиции питчей семьи или лепили барынь и кавалеров с птицами
Слайд № 6. Курочка с цыплятами в живой природе и в Дымковской игрушке.
Слайд № 7 Утиное семейство в живой природе и в дымковской игрушке.
Слайд № 8 Барыни – птичницы. Так называли женщин ухаживающих за птицами. Ведь птичий двор был не только в личном хозяйстве, но и в коллективном, так называемые птицефермы.
Слайд № 9 А как умиляют всех птенчики вылупившиеся из гнезда. Весной с прилетом птиц, на деревьях мы видим плетеные корзиночки – гнезда. Чуть позже слышим тоненький писк. И в благополучной семье к лету появляются долгожданные малыши. Природа оживляется нежным щебетанием.
- - Ребята это у нас мастерская, светлая , просторная. И всё у нас есть для превращения обычной
- - Какие узоры вы видите на игрушках? (клеточки, кружочки, точки, полоски и т.д)
- - А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?
- Оказывается, синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, точки – это звёзды.
- Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? Как они передали вам своё радостное настроение?
- - Какие краски используют мастера дымковские мастера? (красные, жёлтые, синие)
- - А где искали умельцы узоры? (в природе, в окружающем)
- - Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)
4. Организация конца занятия
Выходит девочка – птичница, рассказывает стихотворение
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир
Наша маленькая птичка готова!!! Поставьте их пожалуйста на общую доску и полюбуйтесь, какие птенчики вывелись у нас сегодня. Весна на улице, а птички в классе. Давайте послушаем, как они щебечут ( включаю щебетание птиц).
Предлагаю ребятам убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект творческого урока: "Лепка коня по мотивам "Дымковской игрушки"
Эту разработку можно использовать не только на уроках технологии в 5-м классе, но и на занятиях кружка....
методическая разработка - роспись тарелочки по мотивам мультфильма -Маша и Медведь
Мастер-класс по росписи тарелочки акриловыми красками....
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Презентация. Мастер-класс "Роспись игрушки "Дымковский петушок".
Данная презентация является наглядным материалом для детей 11-12 лет с ограниченными возможностями здоровья. Презентация дает краткую информацию о дымковской игрушке как о художественном промысл...
Мастер - класс по изготовлению объемного петушка из соленого теста по мотивам Дымковской игрушки
В мастер - классе показаны все этапы лепки петушка из соленого теста по мотивам Дымковской игрушки.Также предложен вариант росписи "Петушка"....
Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"
Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....