Тема: «Слова-антонимы»
план-конспект урока (5 класс) на тему
Конспект логопедического занятия в 5 классе (10-11 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimonova_konspekt.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова-антонимы»
Составитель: Филимонова Елена Алексеевна,
учитель-логопед ОГБОУ «Школа №10»
Конспект логопедического занятия в 5 классе (10-11 лет)
Цель: формирование у учащихся знаний о словах-антонимах и их лексических значениях
Задачи:
образовательные:
- уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
коррекционные:
- формировать словарь антонимов;
- формировать умение работать с деформированным текстом;
воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
Оборудование: презентация, пазлы, индивидуальные карточки.
Планируемые результаты:
предметные:
- формировать умение подбирать антонимы к словам;
- составлять пословицы, используя антонимы;
личностные:
- способствовать повышению познавательного интереса к учебному материалу
регулятивные:
- выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
- адекватно воспринимать оценку своих действий
познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.
коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре
Продолжительность занятия: 40 минут
Ход занятия
- Организационный момент
Скажу я слово: «Высоко!»
А ты ответишь: «Низко!»
Скажу я слово: «Далеко!»
А ты ответишь: «Близко!»
Скажу тебе я слово: «Трус!»
Ответишь ты: «Храбрец!»
Теперь «Начало» я скажу,
Ну, отвечай: «Конец».
Я неслучайно начала сегодня наше занятие с этого стихотворения. Ведь оно состоит из особенных слов. Как мы называем эти слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).
О чем сегодня пойдет речь на занятии?
(Мы будем говорить о словах, которые противоположны по значению)
- Основная часть
Наше занятие будет сказочным. Не удивляйтесь, да сказочным. Вы думаете, что мы просто будем читать сказку? Нет. Сказку можно не только читать, слушать или рассказывать, а еще и участвовать в ней. А как вы думаете, для кого пишут сказки? (Для детей). Сказки изначально предполагались не для детей. Ведь сказка это хранилище народной мудрости, в которой каждый найдет для себя что-то важное, будь то взрослый или ребенок.
Сядьте по удобнее и приготовьтесь слушать. Мне и герою сказки очень понадобится ваша помощь. Будьте наготове!
Жили на краю деревни старик со старухой. Детей у них не было. Хозяйства они за всю жизнь себе не нажили. И уж такие они были ворчливые, часто ссорились, что дворовая собака и та от них сбежала. С раннего утра до поздней ночи только и было у них дело, что ругаться, друг друга попреками изводить, да наперекор все делать, да на судьбу жаловаться.
- «Несчастный я, - говорит старик, - неудачливый, жену и ту не мог найти хорошую. Была бы у меня жена получше, разве я бы так жил? Заботливая жена и дом в порядке содержал все дела бы, и за мной ходила. А эта все делает и говорит наперекор: я ей говорю черное, а она мне белое, я ей холодно, а она жарко, я закрою, она откроет. Да, не повезло мне, уж не повезло».
И говорит, говорит, словно дождь по крыше стучит.
Ну старуха за словом в карман не лезла и спуску старику не давала. Он – слово, она – десять, он – десять, она – двадцать. Так и сяк ругает она старика. И уж никакими силами ее не остановишь, несет ее, будто воду в бурливом ручье. Так они и жили. Однажды сидели старик со старухой в своем доме и, как водится, друг на друге срывали злость. Тут старик не выдержал и говорит:
- Пойду по свету и узнаю, что нам нужно сделать, чтобы мир у нас воцарился в доме. Сказал – сделал. Взял котомку и отправился в путь.
Идет старик, и видит – сад. А в саду волшебная яблоня и вокруг нее спор. А какой вы сейчас узнаете.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
-Что вы! – шепчет червячок. –
Сладкий у него бочок.
Старик просит яблоню: «Яблоня, голубушка, помоги мне, подскажи как нам со старухой в мире жить!»
- «А ты выполни мои задания, сними с моих веток яблочки, тогда скажу».
1 задание. Найдите антонимы в тексте стихотворения, выпишите их в тетрадь. (Низко-высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое).
Выполнил старик первое задание. Яблонька похвалила его и говорит:
«Осталось у меня на самом верху одно золотое яблочко, оно поможет тебе, покажет путь к заветному ларцу, где лежит то, что ты ищешь». Покатилось яблочко, а за ним дед еле успевает. Видит впереди мост разобранный, чтобы его починить, нужно собрать дощечки – пазлы.
2 задание.
Игра «Найди пару»
Прочитайте словосочетание и с помощью антонимов составьте противоположное по смыслу словосочетание.
Тихо плакать – громко смеяться
Холодная ночь – жаркий день
Хорошо трудиться – плохо лениться
(из получившихся карточек составляется на доске мост)
Мост починили, отправляемся дальше. Видит старик на дороге мешок стоит. Любопытно стало старику, что лежит в мешке. Он развязал веревку, а оттуда птицы вылетели, а на хвостах у этих птиц начало известных пословиц. Так одна из птиц схватила волшебное яблочко. Чтобы вернуть всех птиц обратно, надо закончить пословицы с помощью слов-антонимов.
3задание .
Игра «Закончи пословицу»
Не спеши языком, (торопись делом).
Подальше положишь, (поближе возьмешь).
Не было бы счастья, (да несчастье помогло).
Говори меньше, (делай больше).
Вернулись птицы в мешок, а с ними и яблочко.
Прочитайте и подчеркните антонимы.
Покатилось яблочко дальше, а за ним и старик еле-еле успевает. И прикатилось оно к горе. А в той горе пещера и вход в нее закрыт дубовыми воротами с огромным замком. Чтобы открыть ворота необходимо знать волшебное слово, которое зашифровано.
4 задание.
Игра «Расшифрованное слово»
Прочитайте предложения, оцените их правильность. Заполните таблицу: если антоним употреблен в предложении правильно, то обведите цифру в кружочек в столбике «да», если неправильно, то обведи цифру в кружочек в столбике «нет». А затем расшифруй слово с помощью таблицы.
Предложения | Да | Нет |
Работать тяжело, а отдыхать легко. | 7 | 2 |
Дерево низкое, а куст высокий. | 12 | 5 |
Камень легкий, а пух тяжелый. | 11 | 3 |
Днем светло, а ночью темно. | 9 | 6 |
Ключ к ответу
К | У | О | Ц | Х | Й | В | Ф | Д | М | Т | Ь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Прежде чем открыть замок, давайте немного разомнемся:
5 задание. Физминутка
(ходьба высоко поднимая колени)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
Волшебное слово «ВХОД». Старик произнес волшебное слово, замок открылся и ворота распахнулись. Внутри пещеры на цепях висел большой ларец. Старик подошел к нему, открыл крышку и вытащил свиток на котором был написан секрет мирной семейной жизни. Только предложения в нем были перепутаны местами.
6 задание. Работа с деформированным текстом.
а) Поменяйте предложения местами так, чтобы получился связный рассказ.
б) Подчеркните в тексте все антонимы.
__ Старуха не будет молчать, а будет без умолку говорить и задавать вопросы.
__ На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.
__Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.
__ Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.
__ Дома встретит тебя злая старуха.
__С доброй душой возвращайся домой.
__ Браниться как перестанет, так и мир в семье настанет.
Ключ к заданию
1 С доброй душой возвращайся домой.
2 Дома встретит тебя злая старуха.
3 Старуха не будет молчать, а будет без умолку говорить и задавать вопросы.
4 На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.
5 Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.
6 Браниться как перестанет, так и мир в семье настанет.
7 Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.
Вернулся старик домой. Стал делать именно так, как было написано. И стали они со старухой жить мирно и счастливо. И сейчас живут, пироги пекут и нас в гости ждут. Вот сказки конец.
- Подведение итогов
Что мы делали на занятии? Какое задание запомнилось? Что было трудным? Молодцы! Я хочу поблагодарить вас за активную работу. Занятие окончено. До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
2. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.
3. Культура русской речи/ Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. –
М.: Издательство НОРМА, 2003.
4. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
4. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо
Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...
Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.
Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...
Упражнение «Нахождение слов – антонимов»
Упражнение по развитию речи...
Обогащение экспрессивного словаря словами - антонимами.
Фронтальное логопедическое занятие....
Коспект группового занятия в 5 классе "Слова-антонимы"
Конспект группового занятия по коррекции дисграфии...
Методические рекомендации по использованию слов-антонимов при формировании системной лексики
Формирование системной лексики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...