Тема: «Слова-антонимы»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Конспект   логопедического занятия  в 5 классе  (10-11 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonova_konspekt.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова-антонимы»

Составитель: Филимонова Елена Алексеевна,
учитель-логопед  ОГБОУ «Школа №10»

Конспект   логопедического занятия  в 5 классе  (10-11 лет)

Цель:  формирование  у  учащихся знаний  о словах-антонимах и их лексических значениях

Задачи:

образовательные:

  • уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

коррекционные:

  • формировать словарь антонимов;
  • формировать умение работать с деформированным текстом;

воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Оборудование: презентация, пазлы, индивидуальные карточки.

Планируемые результаты:

   предметные:

  • формировать  умение подбирать   антонимы к словам;
  • составлять  пословицы, используя антонимы;

личностные:        

  • способствовать повышению познавательного интереса к учебному материалу

регулятивные:

  • выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
  • адекватно воспринимать оценку своих действий

познавательные:                                                                                      

  • раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.                                                  

коммуникативные:    

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре

Продолжительность занятия:  40 минут

Ход занятия

  1. Организационный момент

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу  тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец».

Я неслучайно начала сегодня наше занятие с этого стихотворения. Ведь оно состоит из особенных слов. Как мы называем эти слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).

О чем сегодня пойдет речь на занятии?

      (Мы будем говорить о словах, которые противоположны по  значению)

  1. Основная часть

Наше  занятие будет сказочным. Не удивляйтесь, да сказочным. Вы  думаете, что мы просто будем читать сказку? Нет. Сказку можно не только  читать, слушать или рассказывать, а еще и участвовать в ней. А  как вы думаете, для кого пишут сказки? (Для детей). Сказки  изначально предполагались не для детей. Ведь сказка это  хранилище  народной мудрости, в которой каждый  найдет для себя что-то важное, будь то взрослый или ребенок.

Сядьте по удобнее и   приготовьтесь слушать. Мне  и герою  сказки очень  понадобится ваша помощь. Будьте  наготове!

Жили  на краю деревни  старик со старухой. Детей  у них не было. Хозяйства они за всю жизнь себе не нажили. И  уж такие они были  ворчливые, часто ссорились, что дворовая собака и та от них сбежала. С раннего утра  до поздней ночи только и было у них дело,  что ругаться,  друг друга  попреками изводить, да  наперекор все  делать, да на судьбу жаловаться.

- «Несчастный я, - говорит старик, - неудачливый, жену и ту не мог найти хорошую.  Была бы у меня  жена  получше, разве я бы так жил?  Заботливая жена и дом в порядке содержал все дела бы, и за мной  ходила. А эта все  делает и говорит  наперекор: я ей говорю черное, а она мне белое, я ей  холодно, а она жарко, я закрою, она откроет. Да, не повезло мне, уж не повезло».

И говорит, говорит, словно дождь по крыше стучит.

Ну старуха за словом  в карман не лезла и спуску старику не давала.  Он – слово, она – десять, он – десять, она – двадцать. Так и сяк ругает она  старика.  И уж никакими  силами ее не остановишь, несет ее, будто воду в бурливом ручье. Так они и жили.  Однажды сидели  старик со старухой в своем доме и, как водится, друг на друге срывали злость. Тут старик не выдержал и говорит:

- Пойду по свету и узнаю, что нам нужно сделать, чтобы мир у нас воцарился в доме. Сказал – сделал. Взял котомку и отправился в путь.

Идет старик, и видит – сад. А в саду волшебная  яблоня и вокруг нее спор. А какой вы сейчас узнаете.  

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое – зачем оно?

-Что вы! – шепчет червячок. –

Сладкий у него бочок.

Старик просит яблоню: «Яблоня, голубушка, помоги мне, подскажи  как нам со старухой в мире   жить!»

- «А ты выполни мои задания, сними с моих веток яблочки, тогда скажу».

1 задание. Найдите антонимы в тексте стихотворения, выпишите их в тетрадь. (Низко-высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое).

Выполнил старик первое задание. Яблонька похвалила его и говорит:
«Осталось у меня на самом  верху  одно золотое яблочко,   оно поможет тебе, покажет путь к заветному ларцу, где лежит то, что ты ищешь». Покатилось яблочко, а за ним дед еле успевает. Видит впереди мост разобранный, чтобы его починить, нужно собрать дощечки – пазлы.

2 задание.  

Игра «Найди пару»  

Прочитайте словосочетание и с помощью антонимов составьте противоположное по смыслу словосочетание.

Тихо плакать – громко смеяться

Холодная ночь – жаркий день

Хорошо трудиться – плохо лениться

(из получившихся карточек составляется на доске мост)

Мост починили, отправляемся дальше. Видит старик на дороге мешок стоит. Любопытно  стало старику, что лежит в мешке. Он развязал веревку, а оттуда птицы вылетели, а на хвостах у этих птиц начало известных пословиц.  Так одна из птиц схватила  волшебное яблочко. Чтобы вернуть всех птиц обратно, надо закончить пословицы с помощью слов-антонимов.

3задание .  

Игра «Закончи пословицу»

Не спеши языком,  (торопись делом).

Подальше положишь, (поближе возьмешь).

Не было бы счастья,  (да несчастье  помогло).

Говори меньше, (делай  больше).

Вернулись птицы в мешок, а с ними  и яблочко.

Прочитайте и подчеркните антонимы.

Покатилось  яблочко дальше, а за ним и старик еле-еле успевает. И прикатилось оно к горе. А в той горе пещера и вход в нее закрыт дубовыми воротами с огромным замком.   Чтобы открыть ворота необходимо знать волшебное слово, которое зашифровано.

4 задание.

Игра «Расшифрованное слово»

Прочитайте предложения, оцените их правильность. Заполните таблицу: если антоним употреблен в предложении  правильно, то обведите цифру в кружочек в столбике «да», если неправильно, то обведи цифру в кружочек в столбике «нет». А затем расшифруй слово с помощью  таблицы.

Предложения

Да

Нет

Работать  тяжело, а отдыхать легко.

7

2

Дерево низкое, а куст высокий.

12

5

Камень легкий, а пух тяжелый.

11

3

Днем светло, а ночью темно.

9

6

Ключ к ответу  

К

У

О

Ц

Х

Й

В

Ф

Д

М

Т

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прежде чем открыть замок, давайте немного разомнемся:

         5 задание. Физминутка  

(ходьба высоко поднимая колени)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

Волшебное слово  «ВХОД». Старик произнес волшебное слово, замок открылся и ворота распахнулись. Внутри пещеры на цепях висел большой ларец.  Старик подошел к нему, открыл крышку и вытащил свиток на котором был написан секрет мирной семейной жизни. Только предложения в нем были перепутаны местами.

6  задание. Работа с деформированным текстом.

а) Поменяйте предложения местами так, чтобы получился связный рассказ.

б)  Подчеркните в тексте все антонимы.

__ Старуха не будет молчать, а будет  без умолку говорить и задавать вопросы.

__ На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.

__Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.

__ Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.

__ Дома встретит тебя  злая старуха.

__С доброй душой возвращайся домой.

__ Браниться как  перестанет, так и мир в семье настанет.

Ключ к заданию

1 С доброй душой возвращайся домой.

2  Дома встретит тебя  злая старуха.

3 Старуха не будет молчать, а будет  без умолку говорить и задавать вопросы.

4  На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.

5 Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.

6  Браниться как  перестанет, так и мир в семье настанет.

7  Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.

Вернулся  старик домой. Стал делать именно так, как было написано. И стали  они со старухой жить мирно и счастливо.  И сейчас живут, пироги  пекут и нас в гости ждут. Вот сказки конец.

  1. Подведение итогов

Что мы делали на занятии? Какое задание запомнилось? Что было трудным? Молодцы! Я хочу поблагодарить вас за активную работу. Занятие окончено. До новых встреч!

Список используемой литературы:

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

2.  Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.

3. Культура русской речи/ Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. –

М.: Издательство НОРМА, 2003.

4. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.

4. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.

Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...

Упражнение «Нахождение слов – антонимов»

Упражнение по развитию речи...

Обогащение экспрессивного словаря словами - антонимами.

Фронтальное логопедическое занятие....

Коспект группового занятия в 5 классе "Слова-антонимы"

Конспект группового занятия по коррекции дисграфии...

Методические рекомендации по использованию слов-антонимов при формировании системной лексики

Формирование системной лексики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...