Дисграфия - что это?
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Дисграфия – («графо»-пишу, « дис »- расстройство)
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов. графема фонема кинема артикулема
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Собственно письмо включает ряд специфических операций 1. Замысел или программа письма Осознать задачу письма Построить программу Контролировать реализацию программы на протяжении письма. Программирование осуществляется в лобных долях 2. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. определение последовательности звуков в слове. уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции
3 . Перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы) (осуществляется с участием зрительного анализатора) 4. Перевод оптических образов в кинетические (кинемы) (осуществляется с участием двигательного анализатора
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций : Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: - соматическими заболеваниями - наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. - несформированность высших психических функций.
Как распознать дисграфию ? Типы специфических ошибок не связанных с незнанием грамматических правил Пропуск букв « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» Л лакать « прилетае » Т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ЛА « ходи» ЛИ
Перестановки букв и слогов Чулан –» чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « яр Е че », « ла Н мпа » Двойное воспроизведение первой буквы « а август » « с скоро » Разделение одного слова на части «У ___ тюг » «о___ кно » Слияние нескольких слов в одно « детииграли »
Недописывание слов « красн» ЫЙ -красный Смешение по кинетическому сходству О – А « б о нт » « ур а ки Б - Д « лю д ит » и – у « пр у рода » т – п « а т рель » – апрель Смешение по оптическому сходству О - С У –Д И – М
Формы дисграфии .
1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.
Смешиваются следующие фонемы: обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) Соноры ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Замена гласных: 0 –У (« тОча » - туча) Е –И («лес» – лис)
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание.
замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза 1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) 2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки. 3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении 4. пропуски гласных букв 5. Перестановка букв 6. Вставка лишних букв
Формы звукового анализа Выделение звука в слове Выделение звука из слова Количественный анализ Последовательный анализ Позиционный анализ Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
4. Оптическая дисграфия . Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто ( оптическая дисграфия ) встречающиеся на письме: Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е-з
5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении: . - р ебенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - а грамматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки : Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения Грубые нарушения последовательности слов Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение) Замена форм ед.числа существительными мн.числа Замена окончаний Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
На что нужно обратить особое внимание: 1. Если ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . 7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 9. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Спасибо За Внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.
В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....
План по предупреждению развития дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии (30 часов)
Подготовительная группа...
«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...
Рабочая программа «Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
Рабочая программа...
Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...
Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....