Дислексия
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ДИСЛЕКСИЯ
Термин ДИСЛЕКСИЯ– это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете, эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий. Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению — это только одна грань дислексии.
В настоящее время существует несколько разных определений этого термина. В России используются два подхода к определению дислексии.
Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтениемцелыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими какумственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют еще неспецифическими или вторичными нарушениями чтения.
Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов. Если у вас или ваших детей проблемы с чтением, математикой, подчерком, орфографией, ориентацией в пространстве и во времени, координацией движений и моторными навыками, вам следует обратиться за консультацией к специалисту.
В соответствии с традициями англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме и в математике.
В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография, дискалькулия и т. д.
Разберемся с определениями некоторых терминов имеющих отношение к ДИСЛЕКСИИ.
Дисграфия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с письмом, проявляющиеся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а в последствии — в усвоении грамматики родного языка. У людей с дисграфиеи имеются проблемы с чистописанием.
Аграфия: Неспособность манипулировать пишущим инструментом или выражать мысли в письменном виде. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Человек с аграфией может иметь развитую речь, но не может писать.
Дискалькулия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с неспособностью выполнять арифметические действия. Это нарушение навыка счета. Проявляется она в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток.
Симптомы дислексии и дискалькулии могут проявляться у одного и того же человека. Как и дислектики, дискалькулики часто вырабатывают такие спасительные стратегии, как механическая зубрежка, использование помощи других людей, и конечно карманный калькулятор. Дискалькулии нередко сопутствуют трудности в определении времени, пользовании календарем, а так же с планированием собственного времени.
Наряду с «Программой по коррекции дислексии по системе ДейвисаR», наставники-методисты проходят также подготовку для индивидуальной интенсивной «Программы ДейвисаR по овладению математикой», которую мы предлагаем ученикам дискалькуликам.
Акалькулия: неспособность развить математические навыки. Непонимание разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, невозможность различить арифметические знаки, путаница в цифрах.
Диспраксия: моторные трудности, которые могут повлиять на движения тела. Ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений. Многие здоровые дети проходят через стадию неуклюжести, но большинство перерастают ее. У детей с диспраксией тенденция к неловкости сохраняется и приносит неудачи в каждодневной жизни. Диспраксия может носить другие названия: синдром неуклюжего ребенка, расстройство координации, минимальная дисфункция мозга (МДМ), двигательные трудности, трудности с моторными навыками.
СДВ: Синдром Дефицита Внимания и СДВГ: Синдром Дефицита Внимания с гиперактивностью— также называется ADD или ADHD — дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации, нарушениями обучения, памяти, внимания, повышенной отвлекаемостью и / или гиперактивностью и импульсивным поведением. СДВ/СДВГ не является психическим заболеванием. Симптомы могут продолжаться в подростковом возрасте, что может привести к ухудшению успеваемости в школе, не выполнению домашних работ, нарушению социальных отношений с одноклассниками и учителями, и общее ощущение своей неполноценности и низкой самооценки.
Гиперактивность: состояние, которое может сопровождать синдром дефицита внимания, при котором человек ведет себя совершенно неугомонным образом, совершает много движений и не может усидеть спокойно. Характеризуется неусидчивостью, множеством лишних движений, недостаточной целенаправленностью и импульсивностью поступков, повышенной возбудимостью в сочетании с нарушением всех параметров внимания (концентрация, объем распределения, устойчивость). Стержнем синдрома (главным признаком) является болезненно повышенная двигательная активность, затрудняющая адаптацию ребенка в любом коллективе.
ЗПР: задержка психического развития (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Кто эти дети
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.
Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер. Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.
Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) разного патогенеза, как правило, при обучении чтению наблюдается дислексия.
Основными задачами преодоления дислексии являются: формирование техники чтения, преодоление дислексических ошибок и формирование понимания прочитанного.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью следующих приемов: чтение слоговых таблиц разного уровня сложности; чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами; чтение столбиков слов с одинаковыми гласными; чтение столбиков слов с одинаковой концовкой; чтение форм одного и того же слова; чтение однокоренных слов; составление слов из их частей; работа с рифмованными текстами.
При коррекции оптической дислексии предлагаются упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), на уточнение и расширение объема зрительной памяти; на формирование пространственного восприятия и представлений; на развитие зрительного анализа и синтеза; на дифференциацию смешиваемых букв.
При фонематической дислексии задачами логопедической работы являются постановка звуков и уточнение их артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие звукового состава слова. Основными методами и приемами являются: а) различение гласных и согласных; б) выделение любых звуков из слова; в) объединение звуков в слоги; г) объединение слогов в слова; д) определение последовательности звуков; е) умение членить предложение на слова.
Для развития произвольного внимания при преодолении дислексии предлагаются задания, которые используются при обследовании произвольного внимания, а также упражнения из методических рекомендаций Н.А.Туговой, разработанные для развития произвольного внимания младших школьников на логоритмических занятиях.
Упражнения на переключение внимания связаны с переходом от одного движения к другому в соответствии со сменой музыкального сопровождения. Сначала предлагаются лишь 2 движения и 2 музыкальных фрагмента, затем количество движений доходит до 5 – 6.
Упражнения на переключение внимания чередуются с упражнениями на его устойчивость. Например, предлагается ходьба под музыку с дальнейшим отсчетом шагов без музыкального сопровождения или даются упражнения, состоящие из нескольких движений. Последние включают сначала 2 движения, затем количество движений доводят до 5 – 6.
Упражнения для расширения объема внимания более сложные и проводятся позже. Например, 2 детей из класса одновременно показывают простейшие движения, третий должен воспроизвести их последовательно.
Упражнения на распределение внимания предполагают одновременное выполнение 2 или нескольких действий. Например, школьники идут по кругу под маршевую музыку, одновременно отбивая ладонями ритм мелодии.
Особое внимание уделяется музыкально – двигательным играм, где развиваются все основные качества произвольного внимания, так необходимые для формирования учебной деятельности в начальной школе. Эти упражнения и игры могут проводиться не только на занятиях по ритмике, но и при организации динамических пауз в процессе уроков.
Практика логопедической работы показывает, что развитие произвольного внимания младших школьников осуществляется в основном на логопедических занятиях. Возможность развития внимания в других видах деятельности (на логоритмических занятиях или в индивидуальной работе), которая способствует развитию произвольности, собранности, уверенности, способствует преодолению нарушений чтения, готовит детей к обучению в средней школе, ограничена отсутствием специалистов. Редко в какой школе (пожалуй, кроме частных) есть ставка преподавателя логопедической ритмики или условия проведения подобных занятий учителем – логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дислексия как проблема обучаемости
Информация пригодится учителям русского языка и не только, которые не могут разобраться в причинах плохой успеваемости своих учащихся.Полезно также почитать детям и родителям....
Профилактика дисграфии дислексии
Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...
Профилактика дисграфии дислексии
Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...
Классификация дислексии
Для диагностики...
Логопедическое занятие в начальной школе по работе над дислексией и дисграфией на материале русской народной сказки "Снегурочка"
В занятии показана работа над содержанием сказки.Совершенствуется навык чтения, уточняется понимание лексических значений слов.Коррегируется внимание и память через иллюстрации к сказке. Автоматизируе...
Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....