Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Филина Светлана Михайловна

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие,                                                                совершаемое от всего сердца                                                                                               и с определённой целью»                                                                                                        Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.                                                                                   

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности.  Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.                    

 Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- подсказывает, какие материалы можно использовать;

- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

- координировать весь процесс творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источников информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности   является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль   воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом.  Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка,   детей друг с другом, что способствует развитию  коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное -  одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей    умению  использовать знаково-символические  средства  изучаемой информации. 

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида:

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.      

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму структуру проекта принято обозначать пятью  «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта  предшествует  серьезная подготовительная работа, в результате которой  должны появиться:

  • паспорт проекта - документ, в котором отражаются  тема,  идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология,  указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист  с указанием этапов,  мероприятий со сроками,  местом  и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения  (материально-технические, методические и др.), необходимые  для осуществления проекта.          

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап - разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

-   к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

-   в каких источниках можно найти информацию;

-   какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

-   с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть - это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов - заключительная составляющая проекта.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы.   Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению.  Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс   открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

Литература: 

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с. 
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с. 
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24 
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131 
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. 
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе логопеда

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организацииобразовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного от...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ VIII ВИДА

В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю  в коррекционной школе 8 вида, поэтому...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Проектная деятельность как инновационный метод в коррекционно-развивающей работе логопеда в ДОУ.

В статье указана значение проектного метода в коррекции и обучении современного дошкольника-логопата, определены особенности реализации данного метода в работе логопеда ДОУ, раскрыта сущность понятия ...

Использование нестандартных методов в работе логопеда. Пескотерапия.

Игры с песком - это естественная и доступная форма деятельности. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности пов...

Проектная деятельность в работе логопеда ДОУ

Проектный метод относится к современным образовательным технологиям...

Инновационные методы в работе логопеда

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отраж...