Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»
методическая разработка по теме
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная гимнастика, активизация словаря по теме "Игрушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_2.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»
Учитель-логопед Морозова Е. А.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Используемые здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, динамические упражнения.
Задачи
Образовательные:
- обобщать и систематизировать представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят;
- активизировать и актуализировать словарь по теме;
- познакомить с буквой М;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие; зрительное и слуховое внимание; общую и тонкую моторику; координацию речи с движением; творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Там, в углу лежат игрушки…», подвижной игры «Мячик», разгадывание загадок по теме.
Оборудование: разноцветные круги из картона с картинками игрушек на обратной стороне, игрушки, «витрина магазина», волшебный сундук, индивидуальные зеркала на каждого ребенка, дидактическое пособие: синие деревянные кубики и зеленые мякиши из поролона (по количеству детей), счетные палочки, буква М, мяч.
Ход работы:
I. Вводная часть
Логопед организует приветствие и приглашает детей к столу. На столе лежат разноцветные круги из бумаги.
Логопед:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Мячик в руки вы возьмите,
Ловко так переверните,
На картинку посмотрите,
Слово громко назовите.
II. Основная часть
Дети переворачивают картинки, рассматривают их, называют, что изображено: У меня кубики. У меня паровозик. У меня мячик. У меня кукла.
Логопед: Ребята, как назвать одним словом, что изображено на наших картинках?
Дети: Это игрушки.
Логопед: Верно. Только нашими игрушками играть не очень интересно, ведь они на картинке. А хотите поиграть настоящими игрушками?
Дети: Да.
Логопед: Тогда закрывайте глаза и … (незаметно меняет картинки на настоящие игрушки) раз, два, три, картинки в игрушки преврати.
Дети разбирают игрушки.
Упражнение «Из чего сделано?»
Логопед: Мы с вами попали в магазин игрушек. Посмотрите, сколько здесь много разных игр и игрушек. Игрушки можно сделать из разных материалов. Про мишку из плюша (демонстрация игрушки) скажем плюшевый мишка. А как вы скажете про свои игрушки?
Дети: Кубики из дерева деревянные. Кукла из пластмассы пластмассовая. Мячик из резины резиновый. Паровозик из железа железный.
Игра «Магазин игрушек»
Логопед: Посмотрите, в магазине пустые прилавки. Игрушки еще спят. Давайте поможем им проснуться и встать на витрину.
Один ребенок смотрит, что лежит в волшебном сундучке, описывает предмет по схематичному плану на доске (размер, цвет, форма, материал), не называя его. Другие дети должны отгадать, какая это игрушка, и выставить ее на витрину.
Пальчиковая гимнастика
Там, в углу, лежат игрушки Дети делают из ладоней угол.
Отдыхают в тишине… Наклоняют голову в сторону, ладони под голову.
Пять игрушек в день рожденья Сжимают и разжимают ладони 4 раза.
Подарили гости мне. Показывают на себя двумя ладонями.
Раз – ушастый серый зайка, Загибают пальцы, начиная с большого.
Два – есть дудка у меня,
Три – сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой – четыре,
Белка рыженькая – пять…
Только всех моих игрушек Показывают круг руками.
Мне никак не сосчитать. Качают головой из стороны в сторону.
А. Бродский
Знакомство со звуками [М] - [МЬ]
Логопед: Расскажите, какие игрушки стоят на верхней полке?
Дети: Машинка, Мышка, Матрешка.
Логопед: Назовите первый звук в этих словах.
Дети произносят звук: [М]:
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
- губы сомкнуты без напряжения;
- воздух выходит через нос;
- горлышко «работает».
Логопед объясняет, что звук [М] петь нельзя, т.к. губы создают преграду воздуху. Это звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком.
Логопед: Молодцы! А теперь расскажите, какие игрушки стоят на нижней полке.
Дети: Мишка, Мячик.
Логопед: Назовите первый звук в этих словах.
Дети произносят звук: [МЬ]:
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [МЬ] (аналогично работе со звуком [М]). Звук [МЬ] – согласный, мягкий, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [МЬ] зеленым кружком с колокольчиком.
Упражнение «Внимательные ушки»
Логопед раздает каждому ребенку дидактическое пособие «Синий кубик и зеленый мякиш» и объясняет задание. Если ребенок слышит звук [М], поднимает кубик, если [МЬ] – мякиш:
М, МЬ, М, М, МЬ …; МА, МЯ, МИ, МУ, МО, МЫ…; АМ, ОМЬ, УМЬ…; МЯЧ, МУХА, МАК, МИША…
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед: Какие вы внимательные! Здорово! А давайте поиграем еще. Я буду кидать вам мячик и произносить слог с твердым согласным звуком [М]. А вы ловите его, произносите слог с мягким согласным звуком [МЬ] и кидаете мяч мне обратно.
Слоги: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, ме-мэ
Подвижная игра «Мячик»
Друг веселый, мячик мой, Дети делают 4 прыжка на месте, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной. 4 взмаха пр. рукой, как будто ударяют по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять - Шагают на месте.
Хорошо мячом играть. 4 взмаха лев. рукой, как будто ударяют по мячу.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове»
Логопед: Угадайте мои загадки про игрушки, подскажите словечко и назовите первый звук в слове – отгадке:
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для меньшой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).
В подполе, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это? … (мышка).
Его пинают, а он не плачет!
Его бросают – назад скачет. (мяч)
Логопед: Ребята, а еще вспомните, в названии каких игрушек есть звуки [М] или [МЬ].
Дети: Мозаика - звук [М] в начале слова. Гном - звук [М] последний. Домик - звук [МЬ] в середине слова.
Знакомство с буквой М
Логопед: Звуки [М] и [МЬ] обозначаются буквой М. На что похожа буква М?
Дети: На качели, на две горы, на рубашку.
Логопед: Буква М с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами!
О. Гофман
Конструирование из счетных палочек
Логопед раздает счетные палочки, уточняет, из каких элементов состоит буква, сколько палочек нужно, чтобы получилась буква М. Рядом с буквой логопед просит сконструировать машинку.
Дети выполняют задание.
III. Заключительная часть / Рефлексия
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Игрушки благодарят вас. Вы с ними играли, составляли предложения, отгадывали загадки про них, познакомились с новыми звуками и буквой. Что вам запомнилось и понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»
Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы
Тема: «Путешествие на ферму»1. Закрепление у детей знания о домашних животных.2. Обогащение, активизация словаря существительными, глаголами, прилагательными по лексической теме «Домашние животные»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы
Тема: «Путешествие на ферму»1. Закрепление у детей знания о домашних животных.2. Обогащение, активизация словаря существительными, глаголами, прилагательными по лексической теме «Домашние животные»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной речевой группы
Тема: «Транспорт».Цель: расширять знания о транспорте, поведении на улицах и дорогах города....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)
Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:· Продолжать обучать детей уме...