Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»
методическая разработка по теме

Елена Анатольевна Морозова

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М. Игры и упражнения на развитие связной речи, зрительного внимания, фономатического восприятия, артикуляционная  гимнастика, активизация словаря по теме "Игрушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района  г. Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы                                                                     «В магазине игрушек. Звуки М-МЬ. Буква М»

                                                                 

                                                                    Учитель-логопед Морозова Е. А.

      Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

     Используемые здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, динамические упражнения.

     Задачи

    Образовательные:

- обобщать и систематизировать представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят;

- активизировать и актуализировать словарь по теме;

- познакомить с буквой М;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

    Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;  зрительное и слуховое внимание; общую и тонкую моторику; координацию речи с движением; творческое воображение.

    Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

    Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Там, в углу лежат игрушки…», подвижной игры «Мячик», разгадывание загадок по теме.

   Оборудование: разноцветные круги из картона с картинками игрушек на обратной стороне, игрушки, «витрина магазина», волшебный сундук, индивидуальные зеркала на каждого ребенка, дидактическое пособие: синие деревянные кубики и зеленые мякиши из поролона (по количеству детей), счетные палочки, буква М, мяч.

    Ход работы:

I. Вводная часть

    Логопед организует приветствие и приглашает детей к столу. На столе лежат разноцветные круги из бумаги.

   Логопед:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Мячик в руки вы возьмите,

Ловко так переверните,

На картинку посмотрите,

Слово громко назовите.

II. Основная часть

     Дети переворачивают картинки, рассматривают их, называют, что изображено: У меня кубики. У меня паровозик. У меня мячик. У меня кукла.

     Логопед: Ребята, как назвать одним словом, что изображено на наших картинках?

     Дети: Это игрушки.

     Логопед: Верно. Только нашими игрушками играть не очень интересно, ведь они на картинке. А хотите поиграть настоящими игрушками?

     Дети: Да.

     Логопед: Тогда закрывайте глаза и … (незаметно меняет картинки на настоящие игрушки)  раз, два, три, картинки в  игрушки преврати.

     Дети разбирают игрушки.

Упражнение «Из чего сделано?»

       Логопед: Мы с вами попали в магазин игрушек. Посмотрите, сколько здесь много разных игр и игрушек. Игрушки можно сделать из разных материалов. Про мишку из плюша (демонстрация игрушки) скажем плюшевый мишка. А как вы скажете про свои игрушки?

      Дети: Кубики из дерева деревянные. Кукла из пластмассы пластмассовая. Мячик из резины резиновый. Паровозик из железа железный.

Игра «Магазин игрушек»

     Логопед: Посмотрите, в магазине пустые прилавки. Игрушки еще спят. Давайте поможем им проснуться и встать на витрину.

     Один ребенок смотрит, что лежит в волшебном сундучке, описывает предмет по схематичному плану на доске (размер, цвет, форма, материал), не называя его. Другие дети должны отгадать, какая это игрушка, и выставить ее на витрину.

Пальчиковая гимнастика

Там, в углу, лежат игрушки                             Дети делают из ладоней угол.

Отдыхают в тишине…      Наклоняют голову в сторону, ладони под голову.

Пять игрушек в день рожденья         Сжимают и разжимают ладони 4 раза.

Подарили гости мне.                            Показывают на себя двумя ладонями.

Раз – ушастый серый зайка,              Загибают пальцы, начиная с большого.

Два – есть дудка у меня,

Три – сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой – четыре,

Белка рыженькая – пять…

Только всех моих игрушек                                   Показывают круг руками.

Мне никак не сосчитать.                   Качают головой из стороны в сторону.

                            А. Бродский

Знакомство со звуками [М] - [МЬ]

    Логопед: Расскажите, какие игрушки стоят на верхней полке?

    Дети: Машинка, Мышка, Матрешка.

    Логопед: Назовите первый звук в этих словах.

    Дети произносят звук: [М]:

    Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

- губы сомкнуты без напряжения;

- воздух выходит через нос;

- горлышко «работает».

      Логопед объясняет, что звук [М] петь нельзя, т.к. губы создают преграду воздуху. Это звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком.

     Логопед: Молодцы! А теперь расскажите, какие игрушки стоят на нижней полке.

    Дети: Мишка, Мячик.

    Логопед: Назовите первый звук в этих словах.

    Дети произносят звук: [МЬ]:

    Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [МЬ] (аналогично работе со звуком [М]). Звук [МЬ] – согласный, мягкий, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [МЬ] зеленым кружком с колокольчиком.

Упражнение «Внимательные ушки»

     Логопед раздает каждому ребенку дидактическое пособие «Синий кубик и зеленый мякиш» и объясняет задание. Если ребенок слышит звук [М], поднимает кубик, если [МЬ] – мякиш:

М, МЬ, М, М, МЬ …; МА, МЯ, МИ, МУ, МО, МЫ…; АМ, ОМЬ, УМЬ…; МЯЧ, МУХА, МАК, МИША…

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

       Логопед: Какие вы внимательные! Здорово! А давайте поиграем еще. Я буду кидать вам мячик и произносить слог с твердым согласным звуком [М]. А вы ловите его, произносите слог с мягким согласным звуком [МЬ] и кидаете мяч мне обратно.

Слоги: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, ме-мэ

Подвижная игра «Мячик»

Друг веселый, мячик мой,    Дети делают 4 прыжка на месте, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.  4 взмаха пр. рукой, как будто ударяют по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять -                                                Шагают на месте.

Хорошо мячом играть.        4 взмаха лев. рукой, как будто ударяют по мячу.

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове»

       Логопед: Угадайте мои загадки про игрушки,  подскажите словечко и назовите первый звук в слове – отгадке:

В этой молодице прячутся девицы,

Каждая сестрица – для меньшой темница.

Красные щечки, пестрые платочки.

Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).

В подполе, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это? … (мышка).

Его пинают, а он не плачет!

Его бросают – назад скачет.   (мяч)

       Логопед: Ребята, а еще вспомните,  в названии каких игрушек есть звуки [М] или [МЬ].

       Дети: Мозаика - звук [М] в начале слова. Гном - звук [М] последний. Домик - звук [МЬ] в середине слова.

Знакомство с буквой М

      Логопед: Звуки [М] и [МЬ] обозначаются буквой М. На что похожа буква М?

     Дети: На качели, на две горы, на рубашку.

     Логопед:    Буква М с двумя горбами,

                   Как верблюд – смотрите сами!

                                                    О. Гофман

Конструирование из счетных палочек

     Логопед раздает счетные палочки, уточняет, из каких элементов состоит буква, сколько палочек нужно, чтобы получилась буква М. Рядом с буквой логопед просит сконструировать машинку.

    Дети выполняют задание.

III. Заключительная часть / Рефлексия

     Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Игрушки благодарят вас. Вы с ними играли, составляли предложения, отгадывали загадки про них, познакомились с новыми звуками и буквой. Что вам запомнилось и понравилось?

      Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»

Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы

Тема: «Путешествие на ферму»1. Закрепление у детей знания о домашних животных.2. Обогащение, активизация словаря существительными, глаголами, прилагательными по лексической теме «Домашние животные»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы

Тема: «Путешествие на ферму»1. Закрепление у детей знания о домашних животных.2. Обогащение, активизация словаря существительными, глаголами, прилагательными по лексической теме «Домашние животные»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной речевой группы

Тема: «Транспорт».Цель: расширять знания о транспорте, поведении на улицах и дорогах города....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...