Активизация познавательной деятельности на уроках швейного дела.
консультация на тему
Одна из основных задач трудового обучения - коррекция недостатков психического развития умственно отсталого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках швейного дела.
Одна из основных задач трудового обучения – коррекция недостатков психического развития умственно отсталого ребенка. Эта задача находится в тесной связи с другой задачей – обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых на уроках труда знаний, вырабатываемых навыков и умений.
Каждый учитель хочет, и я в том числе, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Как же развить интерес к учению? Какие педагогические средства и приемы использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Интерес способствует глубине и прочности знаний. Русский педагог – мыслитель Н. И. Писарев говорил о том, что изучаемое по принуждению забывается при первом удобном случае, а усвоенное с интересом запоминается надолго и легко воспроизводится. Интересы необходимо создавать, формировать, развивать и направлять в нужную сторону. Каковы же критерии интереса к уроку?
- отсутствие отвлечений от урока (постоянное заглядывание в класс других обучающихся)
-сосредоточенность внимания на основной теме;
- стремление выяснить все, что непонятно;
- стремление к самостоятельному размышлению и выводу;
- нежелание прекращать урок, сожаление по поводу его окончания;
- охотное и активное выполнение заданий связанных с темой урока.
Интересная работа на уроке оживляет вялых, инертных, застенчивых детей, мобилизует активность трудных, неспокойных обучающихся. Легко отвлекаемые, утомляемые дети становятся более собранными, внимательными и активными. Так как у наших учащихся увлечения кратковременные, а интересы неустойчивые, то учитель должен постоянно активизировать познавательный интерес к деятельности. Регулировать трудности и подводить учащихся к положительным результатам.
Положительное влияние труда на развитие личности обусловлено прежде всего тем, что в процессе труда обучающиеся оперируют наглядно- воспринимаемым материалом и стремятся создавать материальные ценности. Результаты труда здесь можно непосредственно ощутить. Цели и задачи благодаря своей конкретности и доступности для восприятия осознаются в достаточной степени ясно, а это создает необходимые предпосылки для целенаправленных действий.
Хорошо активизирует трудовую и познавательную деятельность практическая работа, выполняемая совместно с педагогом и под его контролем, так как если умственно отсталому школьнику не оказать своевременной помощи, когда он в ней нуждается, он начинает работать без желания или может вообще отказаться от выполнения работы. Однако, оказывая помощь, я не лишаю его инициативы и самостоятельности, лишь контролирую, направляю и корригирую деятельность обучающегося.
Важную роль для активизации познавательной деятельности играет наглядность, так как она является опорой при изучении практически любой темы. Наглядные пособия используются в ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.
Немаловажную роль играет индивидуально – дифференцированный подход к учащимся. Учитель должен знать возможности каждого учащегося, отбирать для него материал по силам, помогать и контролировать во время выполнения заданий. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Формы и методы работы с умственно отсталыми детьми должны также воспитывать стойкий познавательный интерес к предмету. Если это беседа, то учитель продумывает вопросы заранее. Они должны быть обязательно дифференцированы. Вызывает у детей вопросы – побуждения, проблемные вопросы. Совершенно не допустимы сдвоенные вопросы, нагромождение одного вопроса на другой. Это не помогает, а на оборот рассеивает их внимание, затрудняет запоминание, мешает сосредоточиться.
Важную роль в активизации познавательной деятельности выполняет игра. Использование игр позволяет заинтересовать умственно отсталых обучающихся, вызвать положительные эмоции, что активизирует познавательную деятельность и повышает эффективность обучения. Чтобы игра оказала положительное влияние на развитие, нужно учитывать следующие условия:
- Игры должны быть доступны по сюжету и представлять интерес.
- Игры следует связывать с программным материалом и темой урока.
- Перед их проведением не обходимо подготовительная работа для уяснения правил игры, конечной цели.
- Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь.
Очень хорошо активизируют познавательную деятельность пословицы о труде.
Например:
- Длинная нитка – ленивая швея. Почему?
- Нитка длина – работа долга.
- Семь раз отмерь один раз отрежь.
- Как скроется, так и сошьется
- Была бы охота – заладится всякая работа.
Активизирует познавательную деятельность, развивают сообразительность и память – кроссворды.
Для активизации познавательной деятельности можно использовать различные методы и приемы, но все они должны оказывать положительное воздействие на умственно отсталого школьника, на становления его личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение на тему "Организация проектной деятельности на уроках швейного дела"
Организация проектной деятельности на уроках швейного дела. По моему мнению, выполнение проектов удобно сгруппировать на три основных этапа:организацион...
Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....
Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.
Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Проектная деятельность как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Выступление на заседании методической комиссии...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...