Проект "Такое важное слово-семья"
проект на тему

Данный проект предназначен для старших подростов с нарушением интелекта.Направлен на формирование знаний о семье, семейнных ценностей и планирование семейного бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: « Такое важное слово - СЕМЬЯ»

«Семья – источник вдохновенья,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.»

О. В. Токмакова.

Пояснительная записка

Хорошее окружение – это родители и педагоги, которые дадут любовь и возможность расти и познавать мир, возможность вырасти и построить свою жизнь, вписаться в общество, работать и создать семью. Именно это даёт человеку уверенность в себе, не даст ему погибнуть.

В нашей стране каждый сотый ребёнок живёт в детском доме. Эти дети гораздо чаще болеют, у них больше различных расстройств. Они вырастают, и не могут вписаться в обычную нормальную жизнь. Поэтому многие из них становятся преступниками, алкоголиками, совершают самоубийства, рожают детей и сдают их государству. Они не видели никогда положительного примера, и поступают так, как видели.

Ребёнок учится создавать семью, наблюдая жизнь своей семьи. Он учится работать, помогая родителям, в школе. Что тоже очень важно, он учится общаться с людьми, чувствовать себя интересным, строить с ними отношения. Это необходимо везде – для создания семьи, для работы, чтобы приобрести друзей.

Ребенку в детском доме тоже всё это нужно. Любые позитивные навыки способствуют формированию положительных черт личности и дают возможность научиться общаться с другими людьми, дают уверенность в себе, способность выстоять в сложных ситуациях.

Автор проекта: И. А. Гранкина ( воспитатель детского дома).

Участники проекта: воспитатель, дети (в возрасте от 14 до 17 лет), социальный педагог, музыкальный руководитель.

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год – с сентября по май.

Проблема: дети  слабо владеют информацией о своей СЕМЬЕ, и совсем не владеют информацией о семейных традициях. Семейное воспитание детей в условиях Детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Актуальность: самое главное в жизни любого человека – это семья. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.

Цель проекта: повышение социальной компетентности воспитанников детского дома, формирование ценностной ориентации и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи, умение видеть перспективу и планировать будущее .

Задачи: 

  1. Воспитывать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.
  2. Формировать у ребят традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.
  3. Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.
  4. Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

Гипотеза: воспитание будущего семьянина в условиях детского дома будет успешным если жизнедеятельность детей организована с позиций семейного воспитания.

Методологической базой  явились: общая теория систем (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), концепция социализации личности (В. А. Петровский, А. В. Мудрик); концепция соотношения индивидуального и социального в процессе личностного развития ребенка (Л. С. Выготский).

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vospitanie-budushchego-semyanina-v-usloviyakh-detskogo-doma?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz3qn8XMon9

В своей деятельности руководствуюсь:

  1. Конституцией РФ
  2. Конвенцией о правах ребенка
  3. Законом РФ «Об образовании»
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»
  5. Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. Приказ Минобрнауки №1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- утверждал В.А. Сухомлинский, - потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает. В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда по различным причинам. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но, в то же время, ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой - то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Принципы реализации проекта:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;

- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);

- принцип доступности;

- принцип постепенности;

- принцип системности.

Методы и приемы, используемые в работе:

Методы были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

- сюжетно- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- метод сотворчества;

- метод творческих возможностей;

- мини-проекты;

- ситуационные практикумы;

- круглые столы, диспуты, дискуссии

- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами, пооперационными картами, использование ИКТ.

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

Беседы; занятия; иллюстрации картин; выставки детских работ по проекту «Семья»;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»;  заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; праздники; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, детей,  создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи.

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу  в детском доме, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: 1. Семья и ее роль в жизни человека;

2. Бюджет семьи;

3. Домашняя экономика.

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование  и диагностика уровня сформированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходит в форме  семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной будут  организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий.

Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.  

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

 Проблемно – поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у воспитанников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Прогнозируемый результат, воспитанники должны усвоить:

1.     понятие семьи, для чего нужна семья, родственные связи, их значение в семейном общении;

2.     знать какими путями можно избежать семейного конфликта;

3.     различать виды семей, стремиться к созданию благополучной семьи;

4.     иметь представления об обязанностях и ответственности родителей в воспитании и содержании детей;

5.     иметь навыки ведения домашнего хозяйства;

6.     уметь составлять меню и рассчитывать стоимость продуктов;

7.     иметь представления о бережливости семейного бюджета;

8.     уметь заполнять квитанции по оплате услуг.

Технологии и оборудование:

Компьютер, телевизор, магнитофон, мультимедиа, фотоаппарат.

Технологии и программное обеспечение:

 программа обработки информации и изображения, электронные книги, художественная литература.

Распределение работы по этапам проекта

Этапы проекта

Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

1 – этап организационно - диагностический

(сентябрь)

Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив.

Выявление уровня сформированности семейных ценностей

Анкетирование

опрос

2 – этап формирующий октябрь

Виды семей

расширять представления воспитанников о семье, познакомить детей с понятиями «полная семья», «неполная семья», «неблагополучная семья», «гостевая семья», «приемная семья».

Беседа,

рисование на тему « Моя семья», презентация « молитва о семье»

ноябрь

Родственные связи семьи

познакомить воспитанников с родственниками второго, третьего поколения, упражнять в составлении                семейного древа.

Рассматривание картин:Т. Сорокина «Семья»Ю.Кугач «В субботу»

Круглый стол «Мои близкие»,составление семейного древа, праздник «Посиделки», беседа «Семейная гармония»

декабрь

 Роль отца и матери в семье

расширять представления воспитанников о роли родителей и детей в семье, познакомить с обязанностями и ответственностью родителей в воспитании и развитии ребенка.

«Три мамы»исценировка,

пословицы и поговорки о семье,разучивание стихов, моделирование ситуаций.

январь

Общение в семье. Семейные традиции

 дать представления об морально-этических нормах взаимоотношений в семье, развивать знания детей о семейных традициях, упражнять воспитанников в умении избегать семейные конфликтов в семье. (разбор ситуаций)

Выставка картин «Образ семьи глазами художников»,игра « Построй дом», мини проект «сказки на ночь», проблемные ситуации, просмотр фрагмента dvd – фильма «Любовь и голуби».

Февраль

Значение домашнего труда в жизни человека

формировать практические навыки ведения домашнего хозяйства

Чтение притчи,сюжетно- ролевая игра, «витаминный салат для всей семьи»-конкурс, песни о доме, чередование традиционных поручений.

март

Бюджет семьи. Источники дохода.

Создать условия для ознакомления со структурой потребительского бюджета семьи.

слайды «Структура семейного бюджета», «Доходная часть семейного бюджета», составление схемы семейного бюджета, работа по индив. заданиям (бланки заданий).    

апрель

Расходы на питание, по оплате,коммунальных услуг, оплата электроэнергии,планирование крупных покупок,

Дать представления о видах расходов, раскрыть понятие  «прожиточный минимум».

практикум «Сколько стоит»

группа делится на 2группы-

1-я идет за покупками на рынок, 2-я в магазин «Продукты», экскурсии, беседы.

май

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе

познакомить воспитанников с правилами открытия счета в сбербанке, порядком снятия денежных средств со счета, воспитывать бережное отношение к деньгам.

Экскурсия,

Моделирование ситуаций.

3 - этап обобщающий (май)

Анкетирование и диагностика детей

диагностика уровня сформированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи, анализ и подведение итогов работы.

рисуночный тест «Моя семья»;     методика «Незаконченное предложение

Результат проектной деятельности:

 Презентация проекта, которая будет проходит в форме  семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной будут  организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Волшебное слово семья 9 класс

Предметная неделя классных руководителей...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Важное о важном" 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

программа внеурочной деятельности "Важное о Важном"

       Программа внеурочной деятельности «Важное о важном»» разработана в соответствии с нормативными документами:1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273...

Занятие по профориентации для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) «Все профессии важны, все профессии важны»

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях  своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)Задачи мероприятия:Воспитывать  интерес и...

Программа "Важное о важном"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Важное о важном» разработана на основе авторской программы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников» п...