Внеклассное мероприятие "День Земли"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Рожкова Елена Геннадьевна

Внеклассное мероприятие, цель которого познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_den_zemli.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

607328  Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис,

улица Московская, дом 42

                         

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ТЕМА: «ДЕНЬ ЗЕМЛИ».

                                                  Учитель биологии

                                                                    Рожкова Елена Геннадьевна                                                          

2013-2014 учебный год

        Тема внеклассного мероприятия: «День Земли» (Слайд 1)

Форма проведения: устный журнал.

Цель: познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды.

 

Задачи:

образовательная:

  • познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды.

коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса и творческих  

          способностей обучающихся, через творческую деятельность.

  • коррекция и развитие мышления, памяти и внимания у детей, через   конкурсные задания  

  воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе, чуткое и бережное отношения к ней.

Наглядность и оборудование:

 - плакат «День Земли»;

 - бумажные цветы для украшения доски;

 - компьютерная презентация;

 - рисунки детей

Ход мероприятия:

  1. Организационное начало занятия. (1 мин.)
  2. Сообщение темы и цели занятия. (2 мин.)
  3. Основная часть занятия. (25 мин.)
  4. Конкурсная программа. (20 мин.)

 Учитель: - Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

Обучающая:

- Природа нас окружила дивной своей красотой.

  Природа нам подарила воздух лесной и степной.

  Берег крутой с быстрой рекой,

  Синее небо над головой.

 Учитель:  (Слайд 2) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

- 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

  Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.

Обучающаяся:

На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!

Учитель: - Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе. ( Слайды 3-6)

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

Обучающиеся:

1-й:

-Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил.

И природу погубил.

 2-й:
Он никак не мог понять, 
Что природа - наша мать! 
Вырубаются леса, реки загрязняются, 
И вода у нас в реке нам уже не нравится.

3-й: 
Нет теперь в лесах зверей, 
Человек ведь всех главней! 
Удержаться он не смог, 
Это был его порок.

4-й: 
Почему не может он 
Жить спокойно и с умом? 
Охранять, любить, ценить, 
Всей природой дорожить! 

5-й:
А теперь вот видим мы 
Леса без птиц, и земли без воды... 
Все меньше окружающей природы, 
Все больше окружающей среды. (Слайды 6-14)

Обучающиеся:

1-й:

Несмотря на то, что короток твой век,
Ты делаешь его короче, человек,
Губишь и не думаешь о том,
Что тебе и детям жить придется в нем.

2-й:
Задумайтесь, пожалуйста, о том,
На что похож стал мир
В котором мы живем.
"Мир большой", - ответишь ты.
"Что будет, коль не станет красоты?"
"Не поубавится людей на свете."

3-й:
А ты уверен ли в своем ответе?
Вырубка лесов - обычное явление.
Задумайся о будущем иного поколения.
Увидят ли они "исчезнувшие" жизни?
Жить мирно будут ли в родной Отчизне?

4-й:
Что грядет навстречу человеку?
"Ад" иль "рай" до окончанья века?
Вопрос решенным будет лишь тогда,
Когда за экологию возьмемся дружно, да?

 Учитель: - В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

Обучающая:

Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Новый Чернобыль нам Дума готовит,
Если общественность не остановит!
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!

Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

(Слайд 14)

Учитель: - Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется.

(15-16 слайды) Красная страница «Живая и неживая природа в опасности!»

Красный – цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

(17 слайд) Черная страница: «Животные, исчезнувшие с лица Земли».

  За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей.
 
До появления человека один вид животных вымирал за 1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

            Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

            Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы называли этих птиц «додо».

            В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.

            Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.

            Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.

            Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.

(Слайд 18)

Обучающиеся:

1-й:

 Давайте будем,

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во всей Вселенной,

Совсем одна,


Что будет делать без нас она?…

2-й:

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, 

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Слайд 19)

3-й:

  Берегите Землю! 
 
Берегите 
 
Жаворонка в голубом зените, 
 
Бабочку на стебле повилики, 
 
На тропинке солнечные блики, 
 
Берегите молодые всходы

  На зеленом празднике природы,

  Небо в звездах, океан и сушу

  И в бессмертье верящую душу,-

  Всех судеб связующие нити.
 
Берегите Землю! Берегите!..  (Слайд 20)

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

  1. Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.
  2. Какое растение называют сосной сибирской: 
    A) лиственницу;
    B) кедр.
  3. Где зимуют ласточки: 
    A) в Австралии;
    B) в Африке.
  4. Кит – это: 
    A) рыба;
    B) млекопитающее.
  5. Название «адмирал» носит: 
    A) жук;
    B) бабочка
  6. С какой стороны дерева растет мох: 
    A) с северной;
    B) с южной
  7. Хвоинки сосны: 
    A) двухгранные; 
    B) трехгранные
  8. Сколько пар ног у паука: 
    A) три; 
    B) четыре
  9. На стволе березы растет гриб: 
    A) чага;
    B) подберезовик
  10. Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
    A) кислород; 
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
  3. ласточки и стрижи летают высоко;
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
  7. раскрыты цветы кувшинки;
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
  10. крот нагребает высокие холмики;
  11. паук усиленно плетет паутину;
  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)

Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

  1. росянка 
    Она невзрачна и мала. 
    Но поймала комара.
  2. ландыш 
    В рассветный час, сырой и сумрачный.
    Когда роса во тьме блестит,
    Горят фарфоровые люстрочки.
    Да так, что глаз не отвести.
  3. пастушья сумка 
    Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
    Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
  4. тысячелистник 
    Тысяча долек в зеленом листе.
    Белых цветочков в корзинке не счесть.
  5. ромашка 
    Нарядные платьица. Желтые брошки.
    Ни пятнышка нет на красивой одежке.
  6. шиповник 
    Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
    Шипами огорожен я, об этом не забудь.
  7. дуб 
    Он раскидист и могуч. 
    Головой коснулся туч.
  8. черемуха 
    Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
    Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
  9. береза
    В белом сарафане
    стояла на поляне.
    Прилетели сестрицы
    сели на косицы.
  10. ель 
    Ее всегда в лесу найдешь, 
    стоит колючая как еж.

(по результатам конкурса определяется лучший травник)

КОНКУРС «ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

1.Чем полезны человеку птицы?

    а) Уничтожением вредителей.    

     б) Пением и общением.

     в) Как объект промысла.

Ответ. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 796 майских жуков ,160 их личинок , 27 жуков и 12 личинок.1 сова за лето съедает 1000 мышей полевок и т. д.

2. Что такое «Красная книга»

  а)  Книга в красной обложке.

  б) Книга учета жив

  в) Книга о боли.   *

3. Что называется табуном?

а) Стадо овец.
б) Стадо лошадей.   *

в) Козье стадо.

4. Какую траву нельзя давать домашним животным?

а) Свежескошенную.

б) Сухую.
в) С городских газонов.  *

Ответ. Трава с городских газонов не только сильно загрязнена, но и  перенасыщена тяжелыми металлами , которые могут вызвать у животных серьезное отравление.

 КОНКУРС «СИТУАЦИЯ»

1.Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите ?

а) Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.  

б) Положите птенца в гнездо.

в) Возьмете домой и будете держать в клетке.

2.Вы всей семьей или всем классом выехали в лес.Там вы жгли костер , пекли картошку , ели конфеты , пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой вы

а) Сложили бумажки, бутылки и банки и аккуратно положили под кустик;

б) Все бросили в костер;

в) Бумаги сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки  взяли домой.

Почему?

Учитель: -  Жюри подводит итоги

Награждение.

Рефлексия. 

Продолжите предложение.

С наступлением весны, я…….

-посажу дерево.

-не буду рвать цветы.

-сделаю скворечник.

-не буду брать выпавших птенцов .

-не оставлю горящий костер в лесу.

Литература:

1.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-опредитель: пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.

2. Экологические сказки: Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.

3. Кулинч Г.Г. Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО, 2006.-176с.

4. Праздники круглый год : в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие День Земли

Разработка включает внеклассное мероприятие ,посвященное Дню земли 22 апреля....

Внеклассное мероприятие "День Земли"

«Земля – слезинка на щеке Вселенной»экологический праздник ко дню Земли(для учащихся 4-8 классов)...

Внеклассное мероприятие "День Земли"

знакомство обучающихся с проблемами охраны окружающей среды; с основными проблемами и задачами экологии...

Внеклассное мероприятие "День Земли"

Целью внеклассного мероприятия "День Земли" является ознакомление  детей  с историей праздника. Данное мероприятие можно проводить на предметных неделях....

Внеклассное мероприятие"День Земли"

Внеклассное мероприятие для 5-11 классов, посвященное Дню Земли...

Внеклассное мероприятие "День земли"

Цель: формировать представления о том, что планета Земля  - большой общий дом....

Презентация к внеклассному мероприятию "День земли"

В презентации даны материалы к внеклассному мероприятию по теме: "День земли"...